Общественное сознание: потребности, способности, нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Содержание работы

Введение
3
1.Происхождение сознания
5
2.Понятие общественное сознание
7
3.Потребности общественного сознания его способности и нормы
10
Заключение
14
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Организационное поведение.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

В общественное сознание входят формы и методы социального познания. Формы и методы общественного познания отличаются у народной массы, интеллигенции, элиты общества и своим набором, и глубиной усвоения, и умением использования. Основными познавательными действиями, которые входят в процесс общественного сознания, являются отражение, воображение, оценка, проектирование, регуляция, уточнение и т.п.

Отражение - это копирование общественного бытия в чувственные и мысленные образы.

Воображение - это способность создавать новые чувственные и мысленные образы на основе преобразования полученных в процессе отражения.

Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения и отнесения знаний к добрым и злым, полезным и вредным, Справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.

Проектирование - это процесс мысленного преобразования общественного бытия в соответствующем потребностям и интересам общества.

Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью людей.

Основой духовной деятельности и сознания общества являются духовные (познавательные) потребности. Они выступают высшей формой потребностей людей, которые можно разделить на материальные (жизненные), социальные (экономические, политические), духовные. Все перечисленные потребности людей выступают мотивами функционирования и развития общественного сознания в разной степени. В духовных потребностях общественное сознание обособляется от общественного бытия и начинает свое самостоятельное функционирование в обществе.

Так, например, духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей. Духовное производство есть производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Все эти духовные образования выступают в качестве предметов духовного потребления. Духовные отношения между людьми есть отношения по поводу духовных ценностей, в которых воплощено их сознание.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности.

Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности.

Своеобразие общественных потребностей, порождающей те или иные формы общественного сознания и определяют ту конкретную историческую роль, которую они играют в жизни и развитии общества. Так, наука возникает лишь тогда, когда простое накопление опыта и эмпирических знаний становится недостаточным для развития общественного производства. Например, с победой коммунизма исчезнет надобность в политической и правовой идеологии, и они отомрут. Зато расцвета достигнут такие формы общественного сознания как мораль, наука, философия, которые не только будут обслуживать многообразные общественные потребности, но, формируя духовный облик личности, явятся условием ее всестороннего развития, активной творческой деятельности.

Общественное сознание связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически - преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности.

Благодаря способности адекватно отражать мир и жизнедеятельность человека в многообразии их проявлений, общественное сознание выполняет свое социальное назначение - быть способом "совмещения" отношений людей и предметного мира их деятельности, редактирования индивидуальных сознаний

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр., человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения. Взгляд сознания на мир - это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания - практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. - своеобразное удвоение отражения - фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Благодаря нравственным нормам становится возможным согласование интересов людей, организация процесса общения, сохранение и воспроизводство того минимума гуманности в отношениях, без которого немыслимо вообще взаимодействие субъектов общения.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

 

Заключение

 

Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Надо сказать, что отражение общественной жизни в общественном сознании не является каким-то механически-зеркальным, подобно тому, как в зеркальной глади реки отражается расположенный вдоль ее берегов природный пейзаж. В данном случае в одном природном явлении чисто внешне отразились черты другого. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание.

Общественное сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях - это две стороны практической деятельности людей. Будучи отражением явлений общественной жизни, различного рода образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений в своих практических целях, в том числе в целях их непосредственного потребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетического наслаждения ими и т. д. В конечном счете, содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.

        Список использованных источников

 

1. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н / Д.: «Феникс», 2003.

2. Рубинштейн С.Л. Основы  психологии. - СПб.: Питер, 2003.

3. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Приор, 1999.

4. Трубников Н. Н. Время  человеческого бытия. - М.: Просвещение, 2003.

5. Турченко В.Н. Фундаментальные  основы современного социологического  знания. - Барнаул; Новосибирск: АзБука, 2004.

6. Философия: Учебник / Под ред. В.П. Горюнова. - М.: Гардарики, 2005.

7. Философия: Учебник для  вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

 

 

 


Информация о работе Общественное сознание: потребности, способности, нормы