Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 18:32, контрольная работа
Наиболее острым вопросом в проблеме построения коммунизма можно признать вопрос соотношения личного и общественного. Непонимание закономерностей жизни выливается во множество предположений: что коммунизм можно построить, только «переделав» человека; что только стремление каждого к реализации своих эгоистических целей может двигать все общество вперед; что коммунизм невозможен без тоталитарной власти с подавлением свобод; что потребности всегда обгоняют возможности экономики и потому никогда не удастся воздать каждому по потребности, и так далее. Ложных выводов так много, что опровергать каждый из них по отдельности можно вечно.
Введение……………………………………………………………………………
1.Индивидуальные потребности
2.Экономические потребности…….
3.Информационные потребности…………………………………..
4.Социальные потребности………………..
5.Высший уровень индивидуальных потребностей……………..
6.Общественные потребности………………..
Заключение.
Списоклитературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт социологии и права
Кафедра социологии
Контрольная работа по дисциплине
«Человек и его потребности»
Индивидуальные и общественные потребности.
Выполнила:
Проверил:
Екатеринбург 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Индивидуальные потребности
2.Экономические потребности…….
3.Информационные потребности…………………………………..
4.Социальные потребности………………..
5.Высший уровень индивидуальных потребностей……………..
6.Общественные потребности………………..
Заключение.
Списоклитературы.
Введение
Наиболее острым вопросом в проблеме построения коммунизма можно признать вопрос соотношения личного и общественного. Непонимание закономерностей жизни выливается во множество предположений: что коммунизм можно построить, только «переделав» человека; что только стремление каждого к реализации своих эгоистических целей может двигать все общество вперед; что коммунизм невозможен без тоталитарной власти с подавлением свобод; что потребности всегда обгоняют возможности экономики и потому никогда не удастся воздать каждому по потребности, и так далее. Ложных выводов так много, что опровергать каждый из них по отдельности можно вечно.
Но можно попробовать разложить их по группам. И начну я с вопроса потребностей.
Все потребности можно разделить на общественные и индивидуальные. Отличаются они одним: индивидуальные потребности ощущаются человеком напрямую, а общественные представляют собой механизм, позволяющий их лучше удовлетворять. И те, и другие отвечают на один и тот же вопрос, постоянно задаваемый вселенной — закон неубывания энергетической энтропии,— и отвечают на него сохранением и развитием жизни.
Индивидуальные потребности.
Индивидуальные потребности есть продукт эволюции форм организмов. Организмы, не имеющие потребностей, умерли; жизнеспособные, имеющие потребности – процветают. Механизм потребностей реализован в форме стимулирования поведения, ведущего к повышению выживания организма.
В посте про эволюцию я разделил потребности на индивидуальные (еда, защита, размножение и обучение), социальные (общество, любовь, уважение, сострадание, справедливость) и эстетические (чувство прекрасного). Первая категория относится к необходимому для личного выживания поведению, вторая – для обеспечения наиболее подходящего для этого условий (социума), назначение третьей пока остается для меня размытым (о ней когда-нибудь позже).
Потребности имеют форму выражения – желания: голод, холод, страх, любопытство, и т.п. Например, желание в уважении может выражаться в форме честолюбия, стремления к славе. В отличие от потребностей, имеющих четкое эволюционное обоснование, форма выражения потребностей может быть иррациональна. Хотя она тоже является продуктом эволюции, однако эта эволюция происходила на разных этапах развития и с разной скоростью: эволюция химическая, биологическая, культурная. Форма проявления потребности, появившись на каком-то этапе, консервировалась в генетическом или культурном коде, и часто переживала время своей актуальности. Такова, например, любовь к шоколаду или подсознательный страх перед змеями – имея в основе рациональные потребности в питании и защите, они представляют собой уже неактуальную на сегодня форму, которая при бездумном следовании ей не помогает выживать, а, наоборот, мешает. Есть и культурные потребности, на сегодня уже устаревшие: например, потребность в боге или институт уважения в мужской среде к бабникам. Влияние иррациональных проявлений потребностей на нашу жизнь и действия огромно, и сохранить рациональность поведения - и выжить - нам позволяет только наличие разума и опережающая эволюция мышления, науки и просвещения, а также «рационализирующее» воздействие общества, удерживающего поведение каждого человека в общих «средних» допустимых рамках. Всегда необходимо помнить, что разум, наука и социум являются такими же плодами эволюции, как и иррациональные желания, и в числе других задач обеспечивают исправление, блокировку накопленных ошибок.
Отдельные потребности вступают в противоречие, если требуют ограниченных ресурсов. Что интересно, по этим ресурсам можно отнести потребности к материальным (еда, защита), социальным (отношение других людей) и информационным (искусство, знания). Материальные ресурсы ограничены, так как потребление их одним человеком уменьшает потребление их другими. Информационные ресурсы не ограничены: одну и ту же информацию может потреблять бесконечное количество людей. Социальные ресурсы, наоборот, часто имеют «антиконкурентную» форму, удовлетворяя потребностей тем большего количества людей, чем больше в них вовлечено.
Рациональность потребностей означает, что они имеют существенное значение для выживания человека: они мотивируют, то есть побуждают человека и общество к действиям. При этом каждая потребность имеет предел насыщения, при достижении которого стимулирующий сигнал затухает по закону предельной полезности.
Экономические потребности.
Экономические, или материальные, потребности человека ограничены его биологией и в расчете на одного человека практически не растут. Хотя ресурсы для их насыщения ограничены, скорость их производства растет вместе с ростом производительности экономики, и уже сейчас вполне можно утверждать, что наша мировая экономика способна накормить, одеть и поселить все растущее население, и еще при этом останутся свободные ресурсы.
Доминирование экономических
потребностей в историческом прогрессе
на первом этапе развития человечества
(который мы еще не прошли) легло в основу
исторического материализма, который выявил
закон развития общества по пути роста
производительных сил. При этом форма и
роль экономических потребностей в развитии
общества тоже эволюционировали.
Биологическая роль экономической мотивации
заключалась в закреплении жизнеспособного
генетического кода через выживание наиболее
приспособленных особей и фактически
закончилась появлением разумного существа
– человека. Дальнейшая эволюция экономической
мотивации носит уже культурный характер
и направлена на закрепление наиболее
эффективных моделей поведения. Между
этими стадиями нет границы, но постепенно
культурная роль экономической мотивации
начинает доминировать над биологической.
На биологическом этапе идет отбор генов:
выживают те племена, где лучший кусок
и лучшая женщина достается лучшему охотнику,
потому что в этих племенах он живет дольше
и передает свои гены большему количеству
потомков. При этом выживание детей зависит
от успешности всего племени, то есть эффективности
самих охотников и оптимального распределения
всех ресурсов внутри него (лишних ресурсов
нет), поэтому никакого частного присвоения
излишков или наследования быть не может,
и воспитание детей осуществляется коллективно.
Эффективность охотника также напрямую
зависит от его уровня жизни (сытости и
здоровья), и предоставление ему права
на лучший кусок при делении ресурсов
повышает его - а значит и всего общества -
производительность.
Культурная эволюция экономической мотивации выражается в развитии механизмов закрепления наиболее эффективного поведения. После того, как появляется совместный труд, правильное поведение становиться более важным, чем правильные гены, и в обществе развивается механизм присвоения. Если первобытный коммунизм оставлял кусок любому члену племени, то присвоение позволяет сосредоточить материальные ресурсы в руках семьи — первичного носителя культурного кода и механизма его передачи (воспитания). Традиционная семья передает опыт "от отца к сыну". Семья, воспроизводящая правильную с точки зрения общества модель воспитания становится богатой — а значит, может позволить себе больше детей, и еще шире распространить свой опыт. При этом традиционное перераспределение в пользу более успешных семей позволяет достичь всего лишь неравенства в уровне их потребления, которое определяет скорость воспроизводства труда (детей). Есть и вторая положительная обратная связь: уровень дохода крестьянской семьи зависит от количества работников, поэтому семье выгодно пускать дополнительные ресурсы на увеличение количества детей, а не собственного уровня жизни. Сила традиционного общества, передающего культурный код посредством семьи, такова, что остается актуальна вплоть до буржуазного общества.
Развитие производительных сил ведет к том, что появляется прибавочный продукт (превышение количества произведенного продукта над необходимым для обеспечения воспроизводства труда уровнем потребления), и развитие производственных отношений ведет к тому, что начинается эволюция уже не отдельных моделей поведения, а групповых – организаций. И вновь механизм присвоения меняется: возникает собственность на средства производства (капитал), который есть форма присвоения наиболее успешными формами коллективного поведения (организациями) права на ресурсы (инвестиции), необходимые для закрепления положительной модели - выживания организации и ее развития. Хотя для правильного закрепления опыта присвоение ресурсов, то есть средств производства, должно осуществляться самой эволюционирующей формой - организацией, в сочетании с традиционной системой закрепления моделей индивидуального поведения это реализуется в форме частной собственности на средства производства и праве наследования. В тот период, когда влияние капитала выше, чем труда или технологий, ввиду его дефицита, и требуется максимальная концентрация капитала, эта модель оказывается исключительно успешной: при частном присвоении всего прибавочного продукта он пускается не в потребление, так как экономические потребности владеющей семьи в целом удовлетворены малой его частью, а в воспроизводство капитала. Это приводит нас к выводу, что бурное развитие капитализма возможно только при условии достаточно сильного насыщения у класса капиталистов базовых – экономических – потребностей.
Как видно, каждый этап имеет коды, эффективные для своего этапа развития и имеющие двустороннюю обратную связь. Наиболее сильный, ловкий и умный по генам ребенок получает больший кусок в первобытном обществе, и сам он приносит больше пользы, но это ломается с появлением совместного труда и развитием института семьи – акценты переносятся на правильное воспитание. В крестьянской семье доход позволяет иметь больше детей, а количество детей определяет доход семьи, но урбанизация и пролетаризация ломает эту систему: в городе для рабочего уровень дохода обратно пропорционален количеству детей, что убивает традиционные ценности, а количество работников становится менее важным, чем наличие средств производства. Наконец, в эпоху капитализма производительность организации напрямую зависит от инвестиций, а рост капитала определяется уровнем производительности фирмы, и это сохраняется до тех пор, пока скорость роста производительности не обгонит скорость роста потребности в капитале и не позволит удовлетворить и потребности человека в выживании, и потребности в воспроизводстве труда, и потребности в капитале: с этого момента частное присвоение капитала станет окончательно губительным.
Насыщение потребности сказывается на ее способности мотивировать. Это особенно хорошо видно на примере экономических потребностей, которые долгое время были основным мотиватором в микроэкономике и двигателем прогресса в истории. Сегодня мы видим кучу накопленных стихийным развитием противоречий: погоня за выгодным браком мешает естественному процессу отбора лучших генов; погоня за уровнем жизни мешает воспроизводству, приводя к падению рождаемости в развитых странах; погоня за собственностью на средства производства ведет к спекуляциям на финансовых рынках и подрыву эффективности экономической деятельности всего общества. Корень этих проблем, в общем-то, один: исключительная роль индивидуальной экономической мотивации при падении ее объективного значения с ростом насыщения экономических потребностей и накоплении иррациональных форм их проявления.
Сейчас уровень насыщения этих потребностей все выше, и их стимулирующая роль — все ниже, что вынуждает общество «накачивать потребление» — то искусственно повышать интенсивность желаний, по сути часто уже в иррациональных формах: в форме статусного потребления, в форме потребления для самовыражения, в форме потребления как жизненного целеполагания. Но человеческую психику можно обмануть индивидуально, но не коллективно: общество хорошо чувствует, когда его экономические потребности, а не желания, близки к насыщению. Как писал Прохоров, «в СССР всем платили по 120 рублей и худо-бедно кормили, поэтому работать никто не хотел». Уточню – никто не хотел работать ради лучшей ЖРАЧКИ. И не захочет уже. В развитых странах есть люди, в 6-7 поколении живущие на пособие и им довольные. В то же время многие из высокооплачиваемых специалистов предпочитают менее оплачиваемую, но более интересную работу более высокооплачиваемой. Более того, среди них даже возникает движение дауншифтинга — люди сознательно отделяют свои потребности от их иррациональных проявлений. И с развитием экономики это будет нарастать: люди не будут работать за еду, так как еда будет все более доступна. Это очень важная тенденция, которая одна уже станет залогом развала системы, созданной на основе экономической мотивации работников: для того, чтобы сработал экономический мотиватор, их придется снова держать в черном теле, потому что даже все более баснословные бонусы откажутся работать.
Информационные потребности.
Информационные потребности индивида, в отличие отэкономических, растут быстро, и вряд ли когда остановятся, хотя имеют некоторое ограничение в каналах восприятия и свойствах человеческого мозга – при безграничности фантазии. Но, к счастью, они обладают волшебным свойством: удовлетворение потребности одного не уменьшает возможности удовлетворения потребности другого. Одну новую книгу может прочитать миллиард человек, причем одновременно. Попытки копирастоввозвести искусственные барьеры и превратить информацию в ограниченный конкурентный ресурс мешают насыщать людям свои информационные потребности, но история никогда не жаловала того, что стоит на пути прогресса. Связь информационных потребностей с экономическими ресурсами проявляется в форме различных устройств, роль которых неумолимо меняется от носителя информации к способу получения информации из единого, общественного источника.
Информация о работе Индивидуальные и общественные потребности