Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:13, доклад
Эффективность учебной деятельности учащихся современной школы обусловливается многими факторами, среди которых исследователи выделяют содержание образования учащихся, его дидактическое и методическое обеспечение, квалификацию и уровень методического мастерства учителей и др. При этом подчеркивается, что характер учебной деятельности учащихся в значительной степени определяется уровнем овладения ими общеучебными умениями. Проблема формирования общеучебных умений учащихся приобретает особый статус. В определенной мере это обусловливается активно осуществляемой идеологией гуманно ориентированного образования, приоритетом которого является развитие личности школьника.
Эффективность учебной
деятельности учащихся современной
школы обусловливается многими
факторами, среди которых исследователи
выделяют содержание образования учащихся,
его дидактическое и
Проблема формирования общеучебных умений учащихся приобретает особый статус. В определенной мере это обусловливается активно осуществляемой идеологией гуманно ориентированного образования, приоритетом которого является развитие личности школьника. Залогом интеллектуального, общекультурного развития учащихся является овладение ими основами учения, что означает вооружение учащихся не только знаниями, но и способами овладения ими. Помощь в овладении соответствующими умениями является ключевой для полной реализации возможностей учащихся, что крайне важно в условиях изменяющихся запросов общества и возрастающих требований к работе учителей. Формирование общеучебных умений у детей, имеющих трудности в обучении, является сложной задачей, на которую обращены усилия современных педагогов.
Совершенствование формирования у учащихся умений во многом зависит от единства во взглядах педагогов на сущность этого понятия. В научной и педагогической литературе встречаются различные определения понятия "умение":
-способность делать
что-нибудь, приобретенная в результате
обучения или жизненной
-Возможность эффективно
выполнять действие в
-Первичная фаза формирования
навыка. Отмечается, что умения – это высшее человеческое свойство,
формирование которого является конечной
целью педагогического процесса. Умением
обозначают осознанное выполнение в учебном
процессе определенных действий или отдельных
операций, которые направлены на осуществление
конкретной учебной цели (Педагогика.
Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений/В.А.Сластенин,И.Ф.
-Освоенная человеком
система приемов сознательного
построения результативного действия. (Дидактика современной школы.
Пособие для учителей/Под ред. В.А.Онищука.-К:Рад.шк.,1995.-
-приобретенная знанием
и опытом способность
-Е.А.Милерян, развивая
теорию К.К.Платонова, считает,
-Ю.К.Бабанский утверждает,
что сознательное овладение
-Г.И.Щукина относит
умение к операциям
- Умение – это владение
способами (приемами, действиями) применения
усваиваемых знаний на
- Закрепленный способ
применения знаний в
- К.К.Платонов определяет умение как способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, где он выделяет пять этапов формирования умений:
1. Первоначальное умение: его структуру составляют – осознание цели действия, поиск способов его выполнения, опирающийся на ранее приобретенные знания, умения и навыки; деятельность методом проб и ошибок; (Привести пример)
2. Недостаточно умелая
деятельность: ее структуру составляют
– знания о способах
3. Отдельные общие умения: их структура – ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности;
4. Высокоразвитое умение:
психологическую структуру
5. Мастерство: его психологическая
структура – творческое
-Усвоенный опыт различных
способов деятельности. (Андреев
В.И.Педагогика. учеб.курс для твор.
-Готовность к практическим
действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных
знаний (Блонский П.П. Педология:Кн. Для
преподават. и студ. высш. пед. учеб.заведений/Под
ред. В.А.Сластенина.-М.:Гуманит.
-Способности человека
выполнять действия, приобретенные
на основе знаний и опыта (Воронцов А.Б.Педаг.технология
контроля и оценки учеб.деят-ти.Образоват.система
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.М.:
Многие исследователи (какие именно) избегают определять понятие "умение", ссылаясь на трудность этой проблемы, и лишь в отдельных случаях встречаются попытки дать определение. Под умением понимают часть навыка (А.М.Левитов), высшее человеческое свойство (К.К.Платонов), первичную ступень в освоении навыка (Е.Н.Кабанова-Меллер), совокупность приемов и способов (Т.А.Ильина), возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (А.В.Усова).
Отмеченные выше и многие другие определения умений свидетельствуют об отсутствии единого подхода к данному вопросу в научной и педагогической литературе. Очевидно, что разногласия связаны со сложностью и многогранностью понятия.
В течение всей своей жизни человек овладевает разными по объему и уровню развития умениями, среди которых важное место занимают учебные умения.
А.В.Усова характеризует учебные умения, как "умения, формируемые в процессе изучения основ наук и необходимые для успешного их изучения". (Усова А.В.Формир. учеб. умений и навыков учащихся./Усова А.В.,Бобров А.А..-М.:Просвещение,1990)
Т.И.Шамова вычленяет только одну из сторон учебных умений, считая их "одним из компонентов способности школьников осуществлять самоуправление процессом своего учения"(Активизация учения школьников,М.Педагогика,1985)
Среди учебных умений
различают общеучебные и
Н.А.Лошкарева определяет общеучебные умения как умения, "основу которых составляют знания о способах действий в рамках, свойственных процессу изучения нескольких учебных дисциплин", что отражает только один аспект общеучебных умений. (О программе развития общих учебных умений и навыков школьника.М.Педагогика,1984)
Л.М.Фридман рассматривает
Определим общеучебные умения как освоенные учащимися в процессе учения способы выполнения действий, используемые для успешного изучения всех учебных дисциплин.
Общеучебные умения это совокупность действий и операций по получению и применению знаний в образовательной деятельности, обеспечивающие возможность усвоения знаний по другим предметам и перенос в другие области жизнедеятельности, позволяющие школьнику действовать свободно, быстро совершать любые предметные действия, характеризующиеся сознательностью, интеллектуальностью, произвольностью, плановостью, практической действенностью, слиянием умственных и практических действий, а также вариативностью способов достижения целей.
На основе анализа
психолого-педагогической литературы
определим особенности
Первая их особенность состоит в том, что характер познавательного действия, мыслительных операций определяется содержательной стороной познавательной задачи. Мыслительная операция, успех ее действия будут зависеть не столько от владения самой операцией, сколько от владения тем содержанием, которое она обслуживает. Мышление в этом плане всегда продуктивно. Ошибка представителей формального направления в педагогике состояла в том, что оно, недооценивая содержательную сторону обучения, считало главной задачей вооружение школьника мыслительными операциями в отрыве от их содержательной стороны. Следует учесть, что мышление развивается только в связи с обогащением знаний, что мыслительные действия обязательно совершаются на какой-то содержательной основе.
Вторая особенность общеучебных умений состоит в их слабой осознанности (кем). Эта слабая осознанность познавательных действий, их незримый характер ставят вопрос о необходимости "выведения" их наружу, более отчетливого их осознания для облегчения управления ими.
"Выведение" наружу
совершаемых познавательных
Третья особенность общеучебных умений связана с тем, что обычно познавательная задача решается не одним действие, а их совокупностью.
Поэтому, когда стоит
вопрос о формировании общеучебных
умений, целесообразно научить
Четвертая особенность общеучебных умений состоит в том, что они, будучи зависимы от содержания задачи, тем не менее, носят ярко выраженный личностный характер. В конечном счете, какие учения использовались в познании, к каким из них прибегнуть, решает сама личность. Это объясняется тем, что познание может совершаться на разных уровнях (более глубоком и более поверхностном), оно может быть организовано более или менее рационально.
Итак:
1. Общеучебные умения мобильны, подвижны, вариативны, как правило, распространяются на все области учебной деятельности школьников. Овладение ими позволяет учащимся достаточно быстро совершать предметные действия.
2. Данные умения характеризуются
многообразием способов
В педагогических исследованиях существует несколько классификаций общеучебных умений, имещих, однако общее основание. Большинство авторов, предлагая свой перечень учебных умений, исходит из основных структурных компонентов учебной деятельности и элементов процесса обучения школьников. Все исследователи опираются на мыслительные операции, которые являются исходным началом мышления, пронизывающим всякую деятельность. К основным из них относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умение выделять главное, проводить аналогии, действовать в уме, ориентироваться в пространстве.
Центральное место среди них занимает классификация, предложенная Ю.К.Бабанским. Остальные лишь дополняют, уточняют и конкретизируют ее.
Ю.К.Бабанский, уделивший много внимания в своих работах рациональной организации учебного процесса, разделяет общеучебные умения на три группы:
1. Учебно-организационные. Например, умения применять и намечать задачи деятельности, рационально планировать свою деятельность, создавать благоприятные условия деятельности.
2. Учебно-информационные. Например, умения работать с книгой, осуществлять наблюдения.
3. Учебно-интеллектуальные. Например, умение мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмыслять учебный материал, осуществлять самоконтроль учебно-познавательной деятельности.
(Бабанский Ю.К.Рациональная
организация учебной