Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:13, доклад
Эффективность учебной деятельности учащихся современной школы обусловливается многими факторами, среди которых исследователи выделяют содержание образования учащихся, его дидактическое и методическое обеспечение, квалификацию и уровень методического мастерства учителей и др. При этом подчеркивается, что характер учебной деятельности учащихся в значительной степени определяется уровнем овладения ими общеучебными умениями. Проблема формирования общеучебных умений учащихся приобретает особый статус. В определенной мере это обусловливается активно осуществляемой идеологией гуманно ориентированного образования, приоритетом которого является развитие личности школьника.
К общеучебным умениям относят организационные (организация учебного труда), информационные (способы добывания, переработки и хранения информации), коммуникативные (культура устной и письменной речи) и интеллектуальные (приемы и методы умственного труда). Лебедева,2004
Свою классификацию представляет Г.К.Селевко. Учитывая этапы формирования учебной деятельности, он выделяет пять групп умений:
1) умения планирования учебной деятельности; (расшифровать)
2) умения организации своей учебной деятельности; (расшифровать)
3) умения восприятия информации; (расшифровать)
4) умения мыслительной деятельности; (расшифровать)
5) умения оценки и осмысливания
результатов своей
(Селевко.Современные образ. Технологии/Г.К.Селевко.-М.:
Д.В.Татьянченко и С.Г.
Опираясь на проанализированные исследования и учитывая современные возможности школьного обучения, составлен примерный перечень общеучебных умений, разделенный на четыре группы: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные умения. Умения, которые Ю.К.Бабанский объединял в группу учебно-информационных умений, представляется логичным разделить на две группы, так как учебно-коммуникативные умения отражающие культуру устной и письменной речи учащихся, выполняют самостоятельную функцию. Отметим, что все общеучебные умения различаются по своему объему, который определяется количеством операций, составляющих умение, более простые умения входят в качестве операций в более сложные умения.
Среди общеучебных умений важнейшее место занимают учебно-интеллектуальные умения, так как они являются составной частью других, более сложных умений из других групп. К этой группе относятся следующие умения: выделять главное, выявлять существенные признаки, сравнивать, обобщать, объяснять, доказывать, формулировать определение, выводы, делать сообщение, осуществлять самооценку и самоконтроль и др.
Вторая группа – учебно-информационные умения – включает в себя умения работать с различными источниками информации:
(нужно выделить те, которые характерны для младших школьников)
-владеть различными формами
фиксации содержания материала:
-пользоваться различными
-осуществлять наблюдение и
Следующая группа общеучебных умений
– учебно-коммуникативные
Учебно-организационные умения наиболее сложные умения по своему составу, каждое из них включает в себя большое количество различных знаний, навыков и более простых умений. В эту группу включены следующие общеучебные умения, относящиеся и к индивидуальной и к коллективной деятельности:
-соблюдать гигиену учебного труда;
-осознавать и определять цели задания;
-намечать и отбирать средства,
необходимые для достижения
-планировать условия и последовательность работы;
-оценивать и контролировать деятельность.
Опираясь на исследования Н.Ф.Талызиной, В.Зайцева, Д.В.Татьянченко и др., доминирующими общеучебными умениями являются: чтение, письмо, счет, слушание, выявление существенных признаков предмета, сравнение, обобщение, пересказ, составление простого плана, заполнение таблицы, самоконтроль, подготовка рабочего места.