Общеучебные умения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:13, доклад

Описание работы

Эффективность учебной деятельности учащихся современной школы обусловливается многими факторами, среди которых исследователи выделяют содержание образования учащихся, его дидактическое и методическое обеспечение, квалификацию и уровень методического мастерства учителей и др. При этом подчеркивается, что характер учебной деятельности учащихся в значительной степени определяется уровнем овладения ими общеучебными умениями. Проблема формирования общеучебных умений учащихся приобретает особый статус. В определенной мере это обусловливается активно осуществляемой идеологией гуманно ориентированного образования, приоритетом которого является развитие личности школьника.

Файлы: 1 файл

общеучебные умения.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

К общеучебным умениям  относят организационные (организация  учебного труда), информационные (способы  добывания, переработки и хранения информации), коммуникативные (культура устной и письменной речи) и интеллектуальные (приемы и методы умственного труда). Лебедева,2004

Свою классификацию  представляет Г.К.Селевко. Учитывая этапы  формирования учебной деятельности, он выделяет пять групп умений:

1) умения планирования  учебной деятельности; (расшифровать)

2) умения организации  своей учебной деятельности; (расшифровать)

3) умения восприятия  информации; (расшифровать)

4) умения мыслительной  деятельности; (расшифровать)

5) умения оценки и осмысливания  результатов своей деятельности. (расшифровать)

(Селевко.Современные образ. Технологии/Г.К.Селевко.-М.:Народное образование,2003)

Д.В.Татьянченко и С.Г.Воровщиков предлагат свою "Программу общеучебных  умений: совершенствование эффективности  формирования познавательной компетентности школьников", в которую включают 120 умений, разделенных на три группы (учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логические) 2007г.

Опираясь на проанализированные исследования и учитывая современные возможности  школьного обучения, составлен примерный  перечень общеучебных умений, разделенный на четыре группы: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные умения. Умения, которые Ю.К.Бабанский объединял в группу учебно-информационных умений, представляется логичным разделить на две группы, так как учебно-коммуникативные умения отражающие культуру устной и письменной речи учащихся, выполняют самостоятельную функцию. Отметим, что все общеучебные умения различаются по своему объему, который определяется количеством операций, составляющих умение, более простые умения входят в качестве операций в более сложные умения.

Среди общеучебных умений важнейшее  место занимают учебно-интеллектуальные умения, так как они являются составной  частью других, более сложных умений из других групп. К этой группе относятся следующие умения: выделять главное, выявлять существенные признаки, сравнивать, обобщать, объяснять, доказывать, формулировать определение, выводы, делать сообщение, осуществлять самооценку и самоконтроль и др.

Вторая группа – учебно-информационные умения – включает в себя умения работать с различными источниками информации:

(нужно выделить те, которые характерны  для младших школьников)

-владеть различными формами  фиксации содержания материала:  план, конспект, тезисы, реферирование,  таблица, график, схема и др.;

-пользоваться различными справочными  системами;

-осуществлять наблюдение и эксперимент.

Следующая группа общеучебных умений – учебно-коммуникативные умения – включает в себя умения пользоваться разными видами чтения и основными  видами письменных работ; владеть культурой устной и письменной речи.

Учебно-организационные умения наиболее сложные умения по своему составу, каждое из них включает в себя большое  количество различных знаний, навыков  и более простых умений. В эту  группу включены следующие общеучебные умения, относящиеся и к индивидуальной и к коллективной деятельности:

-соблюдать гигиену учебного  труда;

-осознавать и определять цели  задания;

-намечать и отбирать средства, необходимые для достижения поставленной  цели;

-планировать условия и последовательность работы;

-оценивать и контролировать  деятельность.

Опираясь на исследования Н.Ф.Талызиной, В.Зайцева, Д.В.Татьянченко и др., доминирующими общеучебными умениями являются: чтение, письмо, счет, слушание, выявление существенных признаков предмета, сравнение, обобщение, пересказ, составление простого плана, заполнение таблицы, самоконтроль, подготовка рабочего места.


Информация о работе Общеучебные умения