Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:08, реферат
Цель контрольной работы – рассмотрение роли и особенностей обучения в развитии аномальных детей.
1. Введение.
2. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Нижегородский
Факультет психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Реферат
Тема: Общие и специфические закономерности развития аномальных детей и подростков.
Выполнила: студентка 2 курса ФПП,
Группы Л-12 Першина Олеся Юрьевна
Проверила: Кандидат психологических наук, доцент.
Карпушкина Наталья Викторовна
Нижний Новгород
2013 год
Содержание
.
Введение
Специальная психология –
это отрасль психологии, изучающая
людей с отклонениями от нормального
психического развития, которые имеют
особые образовательные потребности,
а также устанавливающая
Одним из самых деликатных
направлений в педагогической науке
и образовательной практике является
область коррекционной
Цель контрольной работы – рассмотрение роли и особенностей обучения в развитии аномальных детей.
"...Характерно, что основанием
для непомерно расширенного
Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей
Л.С. Выготский сформулировал общие закономерности психического развития. Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам.
Наряду с общими закономерностями
Л.С. Выготский отмечал и
Для практики работы с детьми
имеет место концепция
Известно, что у каждой
из категорий аномальных детей по
разным причинам и в разной степени
задержано накопление жизненного опыта,
поэтому роль обучения и их развития
приобретает особую значимость. В
то время коррекционное обучение
сводилось к тренировке процессов
памяти, внимания, наблюдательности, органов
чувств и представляло собой систему
формальных изолированных упражнений.
Л.С. Выготский одним из первых обратил
внимание на тягостный характер этих
тренировок. Ученый ратовал за такой
принцип коррекционно-
Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие ребенка. Обучение должно вести за собой развитие. Такое понимание соотношения этих процессов привило его к необходимости учитывать как наличный (актуальный) уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»).
^ Актуальный уровень
^ Зона ближайшего развития
(ЗБР) – большая или меньшая
возможность перехода ребенка
от того, что он умеет делать
самостоятельно, к тому, что он
умеет делать в сотрудничестве,
и оказывается самым
Согласно учению Выготского у аномальных детей есть «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Самая широкая ЗБР у нормально развивающегося ребенка - дети активно взаимодействуют с взрослым и способны выполнять самостоятельно то, что раньше могли с помощью. У всех аномальных детей ЗБР уже (меньше хотят взаимодействовать, помощь не хотят, нет желания самостоятельно выполнять то, что вчера выполняли с взрослым). Самая узкая ЗБР у умственно отсталых детей. Их обучать очень трудно.
Идеи Л.С. Выготского об особенностях
психического развития ребенка, о зонах
актуального и ближайшего развития,
ведущей роли обучения и воспитания,
необходимости динамического и
системного подхода к осуществлению
коррекционного воздействия с учетом
целостности развития личности нашли
отражение и развитие в теоретических
и экспериментальных
Проведенные Л.С. Выготским исследования во всех областях дефектологии до сих пор являются основополагающими при разработке проблем развития, обучения и воспитания аномальных детей.
Воспитание и обучение
детей с ограниченными
Коррекционная педагогика – изучает теоретические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, в условиях специальных дошкольных учреждений. Коррекционная педагогика – обучает, воспитывает, корригирует.
Предметом исследования коррекционной педагогики, как отрасли научного познания, являются дети с физическими, психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.
Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика – вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика – вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия – вопросы изучения и исправления недостатков речи.
Специальная психология –
отрасль психологии, изучающая психолого-
Специальная психология изучает особенности развития детей нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания. К ним относятся дети с нарушениями анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, различными интеллектуальными нарушениями.
^ Аномальные дети –
это дети, которые имеют отклонения
в физическом или психическом
развитии и нуждающиеся в
Развитие аномальных детей в принципе подчинено тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. В процессе аномального развития проявляются не только негативные аспекты, но и положительные возможности ребенка. Своеобразие аномальных детей обусловлено процессами естественной компенсации за счет использования сохранных функций. Но для того, чтобы развитие аномальных детей было максимально приближенно к нормальному, требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта.
Воспитание и обучение аномальных детей сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических терминов и категорий. Рассмотрим их.
Коррекция (лат. Corrеctio исправление) в дефектологии - система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Коррекционно-воспитательная
работа представляет систему комплексных
мер педагогического
Компенсация (лат. Compensatio возмещение, уравновешивание) - замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности. Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому особо важно социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.
Информация о работе Общие и специфические закономерности развития аномальных детей и подростков