Общие и специфические закономерности развития аномальных детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотрение роли и особенностей обучения в развитии аномальных детей.

Содержание работы

1. Введение.
2. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.
.
3. Заключение.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.72 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  и Науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Нижегородский Государственный  Педагогический Университет имени  Козьмы Минина»

 

Факультет психологии и педагогики

 

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

Реферат

Тема: Общие  и специфические  закономерности развития аномальных детей  и подростков.

 

 

                                                 

 

           Выполнила: студентка 2 курса ФПП,

                 Группы Л-12  Першина Олеся Юрьевна

                                       Проверила: Кандидат психологических наук, доцент.

       Карпушкина Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013 год

 

Содержание

 

 

  1. Введение.

 

  1. Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей.

.

  1. Заключение.

 

  1. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Специальная психология –  это отрасль психологии, изучающая  людей с отклонениями от нормального  психического развития, которые имеют  особые образовательные потребности, а также устанавливающая возможности  и пути компенсации нарушений  различной сложности. В задачи специальной психологии входит выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с теми или иными типами нарушений, изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности, закономерностей развития личности аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимися, психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке  и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Еще десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной  науки, задумался об организации  специальной помощи детям с ограниченными  возможностями в условиях массовых детских садов и обычных общеобразовательных  школ. Сегодня организация системы  коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и  наиболее сложных теоретических  и практических проблем.

Цель контрольной работы – рассмотрение роли и особенностей обучения в развитии аномальных детей.

"...Характерно, что основанием  для непомерно расширенного использования  слов служит не существенное, а чисто внешнее сходство между  предметами. Обобщения, которыми  школьники овладевают в процессе  учения и успешно пользуются  в условиях, близких к учебной  деятельности, лишь медленно и  постепенно перестраивают установившиеся  у них способы осмышления действительности». «...Слова употребляются в значении, опирающемся только на наглядный опыт ребенка, они не содержат не только отвлеченного обобщения, но и не являются и «псевдопонятиями». Характерная... замена одних слов другими демонстрирует перед нами их расширенную предметную отнесенность. О том же свидетельствует смешение слов, относящихся к одной ситуации, и замена слов, обозначающих название предмета, названием действия или признака предмета и т. п. Все это отражает очень медленно развивающуюся способность речевого обобщения...» Сопоставив эти два отрывка, легко убедиться, что не только не представляется возможным установить, о какой катего..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/Defect061971/Los_15_19.htm]

Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей

 

 

Л.С. Выготский сформулировал  общие закономерности психического развития. Лев Семенович утверждал, что нормальный и аномальный ребенок  развиваются по одним и тем  же законам.

 

Наряду с общими закономерностями Л.С. Выготский отмечал и своеобразие  развития аномального ребенка, которое  заключается в расхождении биологического и культурного процессов развития. Заслуга Л.С. Выготского в том, что  он указал на тот факт, что развитие нормального и аномального ребенка  подчинено одним законам и  проходит те же стадии, но стадии растянуты  во времени и наличие дефекта  дает специфику каждому варианту аномального развития.

 

Для практики работы с детьми имеет место концепция Выготского «О развивающем характере обучения». Обучение должно вести за собой развитие и это возможно в том случае, если педагог умеет определить «зону  актуального развития» и «зону  ближайшего развития».

 

Известно, что у каждой из категорий аномальных детей по разным причинам и в разной степени  задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль обучения и их развития приобретает особую значимость. В  то время коррекционное обучение сводилось к тренировке процессов  памяти, внимания, наблюдательности, органов  чувств и представляло собой систему  формальных изолированных упражнений. Л.С. Выготский одним из первых обратил  внимание на тягостный характер этих тренировок. Ученый ратовал за такой  принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление  недостатков познавательной деятельности аномальных детей растворилось бы во всем процессе обучения и воспитания, осуществлялось в ходе игровой, учебной  и трудовой деятельности.

 

Разрабатывая в детской  психологии проблему соотношения обучения и развития, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что обучение должно предшествовать, забегать вперед и  подтягивать, вести за собой развитие ребенка. Обучение должно вести за собой  развитие. Такое понимание соотношения  этих процессов привило его к  необходимости учитывать как  наличный (актуальный) уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»).

 

^ Актуальный уровень умственного  развития Выготский определил,  как запас знаний и умений, которые сформировались у ребенка  к моменту исследования на  основе уже созревших психических  функций. 

 

^ Зона ближайшего развития (ЗБР) – большая или меньшая  возможность перехода ребенка  от того, что он умеет делать  самостоятельно, к тому, что он  умеет делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным  симптомом характеризующим динамику  развития и успешности ребенка.  Так происходит процесс познания. Истинным критерием для определения  ЗБР ребенка будет установление  того фактора, сможет ли он  решить данную задачу с помощью  и, усвоив приемы, подсказанные  ему в процессе обучения, самостоятельно  использовать их при необходимости  решить аналогичную задачу. Трудность  учебной задачи должна располагаться  в зоне ближайшего развития, что  является показателем обучаемости  ребенка, что очень важно при  диагностике. 

 

Согласно учению Выготского у аномальных детей есть «зона  актуального развития» и «зона  ближайшего развития». Самая широкая ЗБР у нормально развивающегося ребенка - дети активно взаимодействуют с взрослым и способны выполнять самостоятельно то, что раньше могли с помощью. У всех аномальных детей ЗБР уже (меньше хотят взаимодействовать, помощь не хотят, нет желания самостоятельно выполнять то, что вчера выполняли с взрослым). Самая узкая ЗБР у умственно отсталых детей. Их обучать очень трудно.

 

Идеи Л.С. Выготского об особенностях психического развития ребенка, о зонах  актуального и ближайшего развития, ведущей роли обучения и воспитания, необходимости динамического и  системного подхода к осуществлению  коррекционного воздействия с учетом целостности развития личности нашли  отражение и развитие в теоретических  и экспериментальных исследованиях  отечественных ученых, а также  в практике разных типов школ для  аномальных детей. Концепции Л.С. Выготского получили свое обогащение в трудах его учеников и последователей. А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Р.Е. Левина.

 

Проведенные Л.С. Выготским  исследования во всех областях дефектологии до сих пор являются основополагающими  при разработке проблем развития, обучения и воспитания аномальных детей.

 

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями  здоровья – важная задача коррекционной  педагогики и специальной психологии. Система специального образования, действующая в нашей стране, решает задачи в создании наиболее благоприятных  условий коррекции аномального  развития ребенка, его социальной адаптации. Знание коррекционной педагогики и  специальной психологии поможет  найти пути преодоления затруднений  в воспитании ребенка, как в специальных  коррекционных образовательных  учреждениях, так и в условиях массового обучения.

 

Коррекционная педагогика –  изучает теоретические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, в условиях специальных  дошкольных учреждений. Коррекционная  педагогика – обучает, воспитывает, корригирует.

 

Предметом исследования коррекционной  педагогики, как отрасли научного познания, являются дети с физическими, психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.

 

Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это  сурдопедагогика, изучающая вопросы  воспитания и обучения детей с  недостатками слуха; тифлопедагогика  – вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика – вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия  – вопросы изучения и исправления  недостатков речи.

 

Специальная психология –  отрасль психологии, изучающая психолого-педагогические особенности детей с нарушениями  развития (аномальных детей).

 

Специальная психология изучает  особенности развития детей нуждающихся  в специальных условиях обучения и воспитания. К ним относятся  дети с нарушениями анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой  сферы, различными интеллектуальными  нарушениями.

 

^ Аномальные дети –  это дети, которые имеют отклонения  в физическом или психическом  развитии и нуждающиеся в специальных  условиях обучения.

 

Развитие аномальных детей  в принципе подчинено тем же закономерностям, что и развитие нормальных детей. В процессе аномального развития проявляются не только негативные аспекты, но и положительные возможности  ребенка. Своеобразие аномальных детей  обусловлено процессами естественной компенсации за счет использования  сохранных функций. Но для того, чтобы  развитие аномальных детей было максимально  приближенно к нормальному, требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта.

 

Воспитание и обучение аномальных детей сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение  служит целям подготовки этих детей  в соответствии с их возможностями  к самостоятельной, активной общественно  полезной жизни. Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических терминов и категорий. Рассмотрим их.

 

Коррекция (лат. Corrеctio исправление) в дефектологии - система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

 

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных  мер педагогического воздействия  на различные особенности аномального  развития личности в целом, поскольку  всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает  социальную полноценность ребенка  во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных  упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю  систему деятельности специальных  учреждений. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.

 

Компенсация (лат. Compensatio возмещение, уравновешивание) - замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности. Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому особо важно социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

Информация о работе Общие и специфические закономерности развития аномальных детей и подростков