Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:18, реферат
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения. Эти вопросы, в частности, рассматривали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.
Введение
Общие закономерности развития личности
Возрастная периодизация.
Особенности обучения и воспитания младших школьников
Заключение
Список литературы
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
Реферат
по педагогике
на тему
«Общие закономерности развития личности. Возрастная периодизация. Особенности обучения и воспитания младших школьников»
студентки 441 группы
Стратийчук Любви Анатольевны
г. Серпухов, 2014 г.
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения. Эти вопросы, в частности, рассматривали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.
Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.
«Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая потрясения. Это говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в становлении. Мы незавершенны; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что остается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!» К. Г. Юнг
Поскольку личностные качества
человека развиваются прижизненно, для
педагогики важное значение имеет раскрытие
сущности понятия «развитие». Развитие личности - одна из
главных категорий в психологии и педагогике.
Психология объясняет законы развития
психики, педагогика строит теории о том,
как целенаправленно руководить развитием
человека. В науке есть формула: человеком
рождаются, личностью становятся. Следовательно,
личностные качества приобретаются в
процессе развития.
Развитие личности понимается как процесс
количественных и качественных изменений
под влиянием внешних и внутренних факторов.
Развитие ведет к изменению качеств личности,
к появлению новых свойств; психологи
называют их новообразованиями. Изменение
личности от возраста к возрасту протекает
в следующих направлениях:
Закономерности развития личности. Развитие происходит:
Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов.
Существует множество подходов к объяснению развития личности, отметим наиболее значимые:
Психическое развитие есть
процесс, развертывающийся во времени
и характеризующийся как
Различные возрастные классификации
могут быть разделены на две группы.
Частные классификации
Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций
основывается на одном внутреннем критерии.
Выбор критерия, который ложится
в основу классификации, субъективен
и происходит по самым разным причинам.
Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический,
латентный, генитальный этапы). В основу
периодизации П. П. Блонского л
Третья группа периодизаций
основывается на нескольких существенных
особенностях развития и может учитывать
изменение важности критериев со
временем. Примером таких периодизаций
являются системы, разработанные Выготским и Эльк
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей.
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского. Л. С. Выготский выделял следующие периоды:
Периодизация Эльконина. Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А
Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Э. Эриксон выделяет следующие периоды:[3]