Общие закономерности развития личности. Возрастная периодизация. Особенности обучения и воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:18, реферат

Описание работы

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения. Эти вопросы, в частности, рассматривали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Содержание работы

Введение
Общие закономерности развития личности

Возрастная периодизация.

Особенности обучения и воспитания младших школьников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 31.42 Кб (Скачать файл)

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

 

 

 

 

Реферат

по педагогике

на тему

«Общие закономерности развития личности. Возрастная периодизация. Особенности обучения и воспитания младших школьников»

студентки 441 группы

Стратийчук Любви  Анатольевны 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Серпухов, 2014 г.

Оглавление

Введение

  1. Общие закономерности развития личности

 

  1. Возрастная периодизация.

 

  1. Особенности обучения и воспитания младших школьников

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые  необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности  его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения  в развитии.   

Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого  изучения и правильного учета  возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и  обучения. Эти вопросы, в частности, рассматривали  Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Более того, отдельные из них разрабатывали  педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания. 

 

 

 

 

 

 

    1. Общие закономерности развития личности

«Мы постоянно узнаем о  себе что-то новое. Год за годом открывается  нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот  теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая  потрясения. Это говорит о том, что всегда остается часть нашей  личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в  становлении. Мы незавершенны; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже  присутствует в нас, просто она пока что остается в тени. Это подобно  бегущему кадру в фильме. Будущая  личность не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!»  К. Г. Юнг 

  Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».  Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.  
Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

  • физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма);
  • психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.);
  • социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.). 

Закономерности развития личности. Развитие происходит:

  1. В единстве биологического и социального в человеке. 
  2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). (Так, возраст от 10 до 12 лет - оптимальный для развития навыков решения проблем. Иностранный язык - 3-6 лет, чтение - от 2 до 5 лет, плавание - до года, развивающее обучение в 1-2 года - отличники в 1-2 классах.) 
  3. Посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.). 
  4. Через деятельность.

 

Развитие детерминировано  внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся  к внешним факторам развития, природные  же склонности и влечения, а также  вся совокупность чувств и переживаний  человека, которые возникают под  влиянием внешних воздействий (среды  и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. 

Существует множество  подходов к объяснению развития личности, отметим наиболее значимые:

  1. Описательный - Кречмер (1925 г.), Шелдон (1954 г.), где личностные качества и темперамент увязывались с физической конституцией. 
  2. Бихевиористский - Уотсон, Скиннер считали, что личность - это результат взаимодействия индивида и окружающей среды, поведение - управляемый процесс, зависит от раздражителя (стимула) и требует положительного подкрепления (поощрения) или наказания в случае неадекватной реакции. 
  3. Когнитивный - Роттер, утверждалось, что характер реакций индивида определяется его когнитивной интерпретацией, которую он сам дает внутренним и внешним причинам. 
  4. Психодинамические: психоаналитический - З. Фрейд, в котором развитие личности соответствует психосексуальному, каждый из этапов которого характеризуется определенным способом проявления либидо (половой энергии); индивидуальная психология А. Адлера, где определяющим фактором является воля к власти; аналитическая психология Юнга, в основе которой лежит коллективное бессознательное - архетипы культуры. 
  5. Психосоциальный - Эриксон, считающий социализацию как усвоение социальных навыков определяющим фактором развития личности, проживающей на протяжении жизни 8 психосоциальных кризисов. 
  6. Гуманистический - Роджерс, Маслоу, в основе которого лежит теория самоактуализации, предполагающая, что в каждом человеке есть ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. Гуманистическая парадигма образования: изучение человека в его целостности и специфике, уважение его достоинства, принятие человека и соблюдение его прав. Создание условий, способствующих его развитию и исключение препятствующих развитию, т.е. оказание помощи со стороны педагога.

 

 

    1. Возрастная периодизация

Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени  и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению  Б.Г. Ананьева, присущи 2 свойства - метрическое  и типологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех  или иных психических процессов  и состояний, а также временную  характеристику изменений в психике, которые происходят на протяжении жизни  человека. Метрическое свойство измеряется временными интервалами (дни, месяцы, годы и т.п.) или показателями динамики изменений того или иного психического явления (темп, скорость, ускорение). В  процессе изучения временного аспекта  возрастного развития были выявлены временные закономерности, такие, как  неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, которая может иметь как простой, так и сложный, криволинейный характер. Иначе говоря, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами, что осложняет определение различных периодов возрастного развития человека.

Различные возрастные классификации  могут быть разделены на две группы. Частные классификации посвящены  отдельным отрезкам жизни, чаще детским  и школьным годам. Общие классификации  охватывают весь жизненный путь человека.

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим  развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится  в основу классификации, субъективен  и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать  изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность  проработки периодизаций неодинакова  для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку  развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном  изучении развития детей.

Некоторые исторические и  ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского. Л. С. Выготский выделял следующие периоды:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

 

Периодизация Эльконина. Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

 

Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Э. Эриксон выделяет следующие периоды:[3]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1-3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (3-6 лет)
  • Школьный возраст (6-12 лет)
  • Юность (12-20 лет)
  • Молодость (20-25 лет)
  • Взрослость (25-60 лет)
  • Старость (от 60 лет)

Информация о работе Общие закономерности развития личности. Возрастная периодизация. Особенности обучения и воспитания младших школьников