Общие закономерности развития личности. Возрастная периодизация. Особенности обучения и воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:18, реферат

Описание работы

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания и обучения. Эти вопросы, в частности, рассматривали Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Содержание работы

Введение
Общие закономерности развития личности

Возрастная периодизация.

Особенности обучения и воспитания младших школьников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 31.42 Кб (Скачать файл)

Периодизации различаются потому, насколько широко детально представлены в них возрастные изменения различных  сторон психики и в какой степени  выражены метрические и топологические свойства возрастного развития человека. По мнению Б.Г. Ананьева, наиболее сложным делом является определение продолжительности фаз развития и критических точек, его дискретных моментов, поскольку следует учитывать гетерохронность функциональных и личностных изменений, а также возрастную и индивидуальную изменчивость в изменяющихся исторических условиях.

 

    1. Особенности обучения и воспитания младших школьников

Младший школьный возраст  – это особый период в жизни  ребенка, который выделился исторически  сравнительно недавно. Его не было у  детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех детей, для  которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного полного и неполного среднего образования. 

Одним из самых значимых и определяющих факторов развития личности является обучение (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), поскольку именно и  только оно является способом систематизированной  и систематической передачи культурного  опыта подрастающему поколению. В обучении происходит зарождение и  развитие основных психических и  личностных новообразований, приобретение опыта учебной, познавательной, исследовательской  деятельности, совместных действий, общения, достижения успеха, преодоления неудач, апробация своей самостоятельности (В.В. Давыдов, ВВ. Рубцов, И.В. Дубровина, И.Б. Котова, П.Я. Гальперин, Н.Г. Салмина, Е.Н. Шиянов, Н.Ф. Талызина, ДБ. Эльконин, И.С. Якиманская и др.). 

Важное значение в обучении и воспитании имеют особенности  развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400-1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого человека, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.   

Совершенствование нервно-психической  деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В  психологии и педагогике утвердилась  идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться па то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом отношении определяющее значение?  

Большое значение для умственного  развития младших школьников имеет  правильная организация и совершенствование  их познавательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психические  процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Например, при письме они нередко путают буквы "з" и "е", цифры "б" и "9". На одном из уроков математики мы были свидетелями того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятии предметов и явлений и oI самым развивать так называемое конкретное мышление.  

Однако, как отмечалось выше, у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением  и речью. Это создает условия  для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и тематике. Но здесь  нужна определенная мера. Попытка  в 60-70-с гг. повысить теоретический  уровень образования в начальных  классах оказалась неудачной: она  привела к перегрузке ребят и  снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у младших  школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое па части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опытами профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.  

Под влиянием улучшения  обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших  школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное  же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления  этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят  к глубокому осмыслению знаний н  развития логической памяти.  

Успешная организация  учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в  преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что  у детей этой возрастной группы преобладает  непроизвольное внимание и что они  с прудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя  стремятся использовать различные педагогические Приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский:"Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность".  

Важными особенностями  характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.  

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую нс замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.  

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием, то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников называется слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие человека - единый процесс, детерминированный историческими  условиями общественной жизни. Результатом  взаимодействия биологического и социального  в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности.

В ряде исследований установлено большое  сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем  и позднем зрелом возрасте, что  позволяет говорить о существовании  различных индивидуальных стилей развития.

Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под  влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов  индивидуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань. Центр инновационных технологий, 2002г. - 608с.
    2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Просвещение, 1998г.-460с.
    3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999г. - 300с.
    4. Мухина В.С. “Детская психология” - М: Просвещение, 1985 г.
    5. Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.
    6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов в 2х книгах - М, 1999г.
    7. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
    8. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982.
    9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

 


Информация о работе Общие закономерности развития личности. Возрастная периодизация. Особенности обучения и воспитания младших школьников