Обследование детей с заиканием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Заикание - сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только устранять, но и настоятельно изучать заикание.

Содержание работы

Введение.
1. Причины заикания…………………………………………………..4
2. Обследование заикающихся………………………………………..7
3. Профилактика……………………………………………………….15
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

messages_192572305 (1).docx

— 33.85 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

Реферат на тему:

« Обследование детей с заиканием»

по курсу

Общая педагогика

Работу выполнил

студент 1 курса заочного отделения

Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными  возможностями здоровья 1 часть

факультета СГУ

группа № 175 город Саратов

дата сдачи работы в  учебную часть 

Работу проверил

 

оценка ___________ подпись _________ дата проверки __________

 

 

 

 

Содержание.

Введение.

1. Причины заикания…………………………………………………..4

2. Обследование  заикающихся………………………………………..7

3. Профилактика……………………………………………………….15

Заключение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение.

 

Заикание - сложное  речевое расстройство, требующее  дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений  оно одно из немногих, механизмы  которого до конца не раскрыты, не объяснены  в такой степени, чтобы можно  было, опираясь на них, разработать  высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная  разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее  время многоаспектность воздействия  на заикающегося.

Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции  данной речевой патологии. Именно с  позиций дифференцированного подхода  следует не только устранять, но и  настоятельно изучать заикание. В  настоящее время механизмы заикания рассматриваются неоднозначно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1.Причины  заикания.

В настоящее время  можно выделить две группы причин: предрасполагающие “почву” и  производящие “толчки”. При этом некоторые  этиологические факторы могут как  способствовать развитию заикания, так  и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим  причинам относятся следующие:

-невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы);

-невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

-конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам);

-наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

-поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

 

5

Указанные причины  вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической  сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам  и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным  условиям относятся:

-физическая ослабленность детей;

-возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы;

-ускоренное развитие речи (3 - 4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;

скрытая психическая  ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений  с окружающими; конфликт между требованием  среды и степенью его осознания;

-недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием;

-недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

6

При наличии тех  или иных из перечисленных неблагоприятных  условий достаточно какого-либо чрезвычайного  по своей силе раздражителя, чтобы  вызвать нервный срыв и заикание.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические, психические и социальные.

Анатомо - физиологические  причины: физические заболевания с  энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые, нередко  с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых  могут повреждаться подкорковые  механизмы, регулирующие движения; истощение  или переутомление нервной системы  в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные  аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни  внутренней секреции, обмена; болезни  носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в  случаях дислалии, дизартрии и  задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая  травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание “примерного” ребенка; хронические  конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких  психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных  ситуаций; острая тяжелая психическая  травма, сильные, неожиданно возникающие  потрясения, вызывающие острую аффективную  реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая  нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым  материалом;

7

несоответствующее возрасту усложнение речевого материала  и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном  языке; подражание заикающимся. Различаются  две формы такой психической  индукции: пассивная - ребенок непроизвольно  начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать  высшую нервную деятельность ребенка  и довести до невротического и  психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к  ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика -может служить толчком для появления заикания.

2.Обследование  заикающихся.

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.

Содержание обследования включает изучение анамнестических  сведений, педагогической, психологической  и медицинской документации и  исследование самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие  в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного  и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или  более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-психическое  здоровье, болезни матери, отца, течение  беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка  позволяют определить возможные  отклонения в его соматическом и  нервнопсихическом состоянии.

8

Выявление неблагоприятных  факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное  влияние на последующее речевое  развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты  натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются  и оцениваются специалистами  с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, ленив, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты  речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении  ребенка (не заикаются ли, не говорят  ли слишком быстро родители или близкие  ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка  в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания  капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного  произношения, грамматически правильного  речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как  внешне оно выражалось? Какие. предполагаемые причины могли его вызвать? Как  развивалось, какие особенности  проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих  двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания головой  и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных  звуков и слов на вдохе и др.)? Как  проявляется оно в зависимости  от обстановки или окружающих

9

людей, от разного  вида деятельности? Как говорит ребенок  один (например, со своими игрушками)? С  чем связаны периоды ухудшения  и улучшения речи? Как ребенок  относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в  каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно педагогического  воздействия. Наличие сопутствующих  нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

Особенности психологических  проявлений у заикающегося требуют  от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь  от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к  себе, к своей речи, научить его  слышать свою правильную речь.

После уточнения  сведений о ребенке, истории возникновения  и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние  на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Различают первичное ( в течение  первого месяца пребывания ребенка  в речевом дошкольном учреждении или в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся  детей, на школьном логопедическом пункте) и 

10

динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного  воздействия.

Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются  в том, чтобы определить:

- место возникновения  и форму речевых судорог;

- частоту их проявлений  и сохранные речевые возможности  заикающегося;

- сопутствующие  нарушения речи; двигательные нарушения;

- отношение заикающегося  к своему речевому дефекту;  наличие психологических особенностей.

Место возникновения  судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно.

Информация о работе Обследование детей с заиканием