Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:51, реферат
Заикание - сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только устранять, но и настоятельно изучать заикание.
Введение.
1. Причины заикания…………………………………………………..4
2. Обследование заикающихся………………………………………..7
3. Профилактика……………………………………………………….15
Заключение.
Литература.
Частота судорог
у заикающегося представляет для
логопеда особый интерес. Она позволяет
судить о сохранных участках речи,
и, следовательно, от нее непосредственно
будет зависеть насколько правильно
и успешно начнутся первые же речевые
занятия с ребенком. Изучение уровня
свободной речи начинается с выявления
зависимости пароксизмов
11
пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.
Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.
Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только а начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью предлагается обследуемому говорить тихо, громко, шепотом.
Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может быть проверено следующим образом: он рассказывает о том, что нарисовано на картинках, передает содержание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.
При обследовании логопед
обращает внимание на сопутствующие
речевые и двигательные нарушения:
лишние слова или звуки, произнесение
отдельных звуков, слов и даже предложений
на вдохе, неправильное произношение звуков
речи, недостатки словаря и грамматического
строя речи, темпа, тики, миоклонусы
(непроизвольные движения), различные
вспомогательные (произвольные) движения
и некоторые особенности
12
При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.
При исследовании учебной деятельности обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения.
Обращается внимание и на наличие у них психологических особенностей, в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.
О психологических
особенностях заикающегося сведения черпаются
из бесед с родителями. Логопед
уточняет сведения о его контактности
с окружающими (дома, в школе, со сверстниками
и взрослыми, знакомыми и незнакомыми),
обращает внимание на оценку собственной
речи (знает или не знает о своём
речевом несовершенстве, какое значение
придает ему), на наличие защитных
реакций (обидчивость, стеснительность,
маскировка, уклонение от речевого
общения), на речевое поведение при
обследовании (ожидает помощи, стремится
к активному преодолению
13
для более тонкого
понимания психологических
В логопедическом заключении учитывается:
Форма заикания (тоническая,
клоническая, смешанная), вид судорог
(дыхательный, голосовой, артикуляторный,
смешанный), степень заикания (легкая,
средняя, тяжелая), темп речи (замедленный,
ускоренный, скороговорение, наличие
тахилалии), сопутствующие заиканию
дислалия, стертая форма дизартрии,
общее недоразвитие речи, состояние
моторной функции, наличие и выраженность
психических симптомов
Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу.
Наличие разных проявлений
заикания, психологических особенностей
и поведение каждого
14
для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.
Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков
начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические. Следовательно, на них легче воздействовать через 11 сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается указанному воздействию. Прогноз в значительной степени зависит от личности ребенка, от личности и мастерства логопеда.
Наиболее благоприятным является возраст 2 - 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 - 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.
15
В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.
3.Профилактика.
Профилактика заикания
в нашей стране осуществляется комплексно
и последовательно. Вначале она
проводится с родителями до рождения
ребенка, чтобы предупредить отрицательные
воздействия на ребенка после
рождения (беречь от ушибов голову, содержать
в порядке носоглотку, ротовую
полость, не допускать хронических
заболеваний, своевременно проводить
лечение, удалять аденоидные разращения).
Поскольку устная речь развивается
по подражанию, то для ребенка могут
сыграть неблагоприятную роль лица
с заиканием, тахилалией, спотыканием
и другими нарушениями речи. Следует
стимулировать детей к общению,
но удерживать от слишком обильной
речевой продукции. Нервно предрасположенным
нужно создавать более
При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; сообщать логопедические знания родителям, учителям и т. д.
В пубертатном периоде обращается внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально волевой сферы, неверная самооценка,
16
преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.
Целесообразно особое
внимание обратить на профилактику рецидивов,
исходя из их причин. Можно указать
следующие причины рецидивов
заикания: плохие социально- бытовые
условия (нервная обстановка, грубое
обращение с ребенком, перегрузка
нервной системы учением, дополнительными
занятиями, работой, психическое перенапряжение);
недостаточно прочное закрепление
успеха в процессе логопедических занятий,
отсутствие диспансеризации; недостаточно
глубокое перевоспитание личности заикающегося,
неполное устранение вторичных психических
наслоений, “почвы”, на которой возникло
заикание, например, ущемленные, подавленные
эмоции, напряженные отношения с
окружающими, вяло текущие хронические
заболевания и т. д.; болезни, истощающие
нервную систему; психические травмы;
недостаточное внимание со стороны
окружающих к ребенку, освободившемуся
от заикания; нарушения режимов
Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.
17
Заключение.
Итак, «сверхсредств», позволяющих сразу и навсегда избавить всех заикающихся от их недуга нет. Есть один общий для всех путь - путь кропотливой, упорной работы над собой, над своей речью. Если на это твердо настроится, то хорошими помощниками тогда окажутся и медикаментозное лечение, и современная аппаратура, и сеанс императивного внушения в бодрствующем состоянии и гипноз.
Как показывает опыт, не чудо, а труд лежит в основе избавления от заикания.
Можно привести много примеров наших современников - среди них врачи, артисты, поэты, журналисты, политические деятели, научные работники, для которых заикание не явилось непреодолимой преградой для реализации их жизненных планов, не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости, уверенности в своих силах.
18
Список литературы.
1.Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий” Издание 3-е – Москва 1994 г.
2. Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция” Издание 2-е – Москва 1994 г.
3. “Заикание” (под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера – Москва 1983 г.)
4. “Основы теории и практики логопедии” (под ред. Р.Е.Левиной – Москва 1968 г.)
5. “Расстройства речи у детей и подростков” (под редакцией С.С.Ляпидевского – Москва 1969 г.)
6. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей” – Москва 1979 г.
7. Хватцев М.Е. “Логопедия” – Москва 1969 г.
8. Ястребова А.В. “Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы” – Москва 1980 г.