Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:57, контрольная работа
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у них определённых знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
ОБУЧЕНИЕ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
I. Развитие аппликацилнных умений у детей дошкольного возрастав онтогенезе.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у них определённых знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы; в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, по своему желанию или по показу воспитателя раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы — домик, цветок и др.
На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками. В этом отношении аппликация — более трудный по технике выполнения вид деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и условнее получаемый результат.
В этой возрастной группе дети знакомятся с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов: кругом, квадратом, треугольником; учатся различать цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный; усваивают понятия «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше); у детей развиваются композиционные умения в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов; осваивают навык наклеивания форм.
Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами, поэтому используют готовые формы.
Для дошкольников данного возраста каждое задание по аппликации должно быть связано с конкретным образом (круги наклеиваются не на полоску, а на заранее подготовленную форму чашки или блюдца, квадраты изображают окна, наклеиваемые на силуэт дома, и т. п.).
В средней группе развиваются: умения составлять предмет из нескольких частей; различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы; чувство цвета. Дети знакомятся с формой овала и треугольника; осваивают навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.
Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.
Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.
Они овладевают разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания, знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры — пушистость снега, меха.
Тематика детских работ постепенно расширяется. В декоративные композиции включаются не только узоры из готовых геометрических форм, но и разнообразные растительные формы — листья, цветы.
Основная задача в обучении детей 6—7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией они знакомятся со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.
В подготовительной группе дошкольники создают сюжетные аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания.
II. Понятие «Задержка психического развития» Формы ЗПР.
Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.
В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
° нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
° различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
° поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Она выражается в замедленном темпе созревания различных функций.
В современной социальной педагогике используется классификация основных форм задержки психического развития, предложенная К.С. Лебединской в 1980 году. В соответствии с ней выделяют четыре основных типа задержки психического развития:
1. ЗПР конституционного
генеза. К данному типу ЗПР
относят обусловленный
2. ЗПР соматогенного генеза.
Данный тип задержки
Заболевание снижают общий психический и физический тонус, на этом фоне развиваются невропатические расстройства – неуверенность, робость, безынициативность, капризность, боязливость. Поскольку дети растут в условиях щадящего режима и гиперопеки, у них затруднено формирование позитивных личностных качеств, круг их общения сужен, недостаток сенсорного опыта сказывается на пополнении запаса представлений об окружающем мире и его явлениях.
3. ЗПР психогенного генеза.
Данный вид ЗПР связывается
с неблагоприятными условиями
воспитания, ограничивающими либо
искажающими стимуляцию
Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфичностью их поведения и психики.
Эффективность коррекционных мероприятий при данном типе ЗПР напрямую связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата и изнеживающего или исключающего типа семейного воспитания.
4. ЗПР церебрально-органического
генеза. Он встречается у детей
наиболее часто и вызывает
у них наиболее выраженные
нарушения в эмоционально-
III. Особенности развития аппликационных умений у детей с психической задержкой.
Наиболее характерными особенностями детей с ЗПР являются снижение работоспособности и повышенная истощаемость; неустойчивость внимания и своеобразное поведение; недостаточная продуктивность произвольной памяти; более низкий уровень развития восприятия; нарушение двигательных способностей; отставание в развитии всех форм мышления; дефекты звукопроизношения; бедный словарный запас; низкий навык самоконтроля; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих сведений и представлений; трудности в счете, решении задач; неудовлетворительный навык каллиграфии.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.
При задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).
Без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами.
IV. Организация работы по аппликации с детьми дошкольного возраста, страдающими задержкой психического развития.
В специальном детском саду многие образовательные и коррекционно-развивающие задачи реализуются через изобразительную деятельность: лепку, аппликацию, рисование, оригами, комбинирование изобразительной деятельности с продуктивной. ИЗО-деятельность это не только один из любимых детьми видов деятельности, но и инструмент коррекции и развития детей.
На занятиях ИЗО-деятельностью на начальном этапе (младшая группа) занятия проводятся на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к ИЗО-деятельности.
Число занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей, при этом суммарное число занятий соответствует учебному плану. Так, например, для усвоения формы сначала может быть проведено несколько занятий по лепке. Затем на занятии аппликацией отрабатываются задачи структурного, метрического и пространственного соответствия элементов целого предметного изображения, его расположения на листе. И только после этого детей учим изображать предметы при помощи различных изобразительных средств: красок, фломастеров, карандашей и др. Учитывая, что часто у детей с ЗПР крайне трудно формируются правильные динамические стереотипы, а неправильно сформированные трудно поддаются исправлению, педагогам следует уделять внимание смене изобразительных средств и изобразительных техник.
Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется. Продолжительность занятий 10-15 минут.
К концу первого года занятий дошкольник должен научиться адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета, наклеивать заготовку; соотносить аппликацию с реальными объектами; положительно относиться к результатам своей работы.
Н следующем этапе обучения ИЗО-деятельности (средняя группа) проводится работа по уточнению, обогащению и систематизации образов-понятий и образов-представлений детей с ЗПР о предметах и явлениях окружающей действительности. Продолжается работа с формой, учим детей создавать различные изображения с учетом выделенной формы и комбинировать в одном изображении несколько уже изученных ими форм. Важно при работе с формой внимание детей с ЗПР гораздо чаще, чем нормально развивающихся сверстников привлекать к различным предметам, которые их окружают. Делать это нужно не только на занятиях, но и во время прогулки, заметив интересные объекты: листочек, камушек, облако.
Ведется работа и по формированию пространственных представлений. Учим детей выполнять аппликацию по образцу, ориентируясь на пространстве листа бумаги («Солнышко вверху, ручьи внизу», «Солнышко вверху, травка внизу»), равномерно распределять аппликацию на всем пространстве листа бумаги.
К концу второго этапа коррекционных занятий дошкольники должны научиться наклеивать предмет по образцу, соотносить его с реальным объектом (фрукты или овощи); наклеивать аппликацию на контурный силуэт изображенного предмета; составлять и наклеивать по образцу предмет из двух частей, называть его.