Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:41, контрольная работа
Значимость школы как социального института всё больше и больше возрастает. Постепенно она становится единственным обязательным для всех образовательным учреждением. Обязанностями родителей и дошкольных образовательных организаций дошкольников является формирование интереса ребенка к школе. Немаловажное значение при этом имеет развитие речевых возможностей.
Полноценное овладение родным языком является основополагающим фактором формирования личности ребенка и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Введение
Понятие звукового анализа слова
Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов
Игры и упражнения при обучении детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов
13
которых есть заданный З (см. Тумакова Г.А., Максаков А.И. «Учите, играя» стр. 81-82).
14
Игры и упражнения при обучении детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой стороны речи является игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка и позволяет преодолевать различные затруднения в речи.
Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
Цель приведенных ниже игр – учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; учить самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию; учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого; учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова; учить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.
«Что звучит вокруг нас?»
Наглядный материал: предметы, находящиеся групповой комнате.
Воспитатель собирает вокруг себя детей и читает стихотворение А.Л. Барто «Игра в слова», обращая внимание на то, что слова звучат по-разному из-за содержащихся в них разных звуков (например: ззооннт, шшааррффиик, жжуук, ррааа). Воспитатель предлагает повторить данные слова вместе и назвать каждому свое слово, но так, чтобы ясно было слышно, как оно звучит.
«Подумай и скажи»
Наглядный материал: игрушки (птичка, мишка, зайка).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что некоторые слова звучат похоже (например: сверчок, паучок, жучок). Затем педагог предлагает подобрать похоже звучащие слова к игрушкам: птичка, мишка и зайка (например: птичка-невеличка-синичка).
Воспитатель поощряет детей, которые подбирают слова, подходящие по смыслу и похожие по звучанию.
15
«Подскажи Петрушке звук»
Наглядный материал: Петрушка, ширма.
Петрушка сообщает детям, что
он будет говорить слова, но в некоторых
словах будет специально недоговаривать
один последний звук. Его должны подсказать
дети. Воспитатель внимательно следит
за тем, чтобы дети не произносили все
слово, а добавляли только звук. Например:
Петрушка: На солнышке грелся черноухий
котено...
Дети: к.
«Какой звук потерялся?»
Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян.
«Молчанка»
Наглядный материал: игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.
«Слово можно прошагать»
Воспитатель говорит детям, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получился только один шаг, затем произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже – и снова один шаг. «Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать!», – говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать. «Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им. Считать шаги не надо, главное – обратить внимание на длительность звучания слова.
«Загадка Петрушки»
Воспитатель, собрав детей, сообщает им, что получил письмо от Петрушки, и в этом письме есть интересная загадка. Педагог читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю собирать в лесу грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие грибы я
16
собираю, если в названиях их обязательно есть звук «р» (боровики, грузди, рыжики, сыроежки...), звук «т» (маслята, опята...), звук «с» (сыроежки, свинушки, маслята), звук «и» (подберезовики, подосиновики, рыжики, сыроежки, боровики...)». Анализируя ответы детей, воспитатель отмечает, как произнесено слово: действительно ли в слове есть заданный звук, достаточно ли громко и четко ребенок выделяет его голосом.
«Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.
«Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш» – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь» – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово зо звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.
«Поймай звук»
Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.
Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.
Игра 4. «Замени звук»
Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.
Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.
17
Вывод
Таким образом, из сказанного выше следует, что в одну из задач подготовки ребёнка к обучению в школе входит формирование определённого уровня речевого развития, в частности, правильного произношения и восприятия речи. В результате формируется готовность к звуковому анализу и синтезу речи, являющейся краеугольным камнем в обучении чтению и письму.
18
Список литературы
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. [Текст]/ Агранович З.Е. – Сп-б.: Детство-пресс, 2007. – 148с.
Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. [Текст]/ Под ред. Н.В. Дуровой. - М.: Просвещение, 2001. – 126с.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст]/ Максаков А.И., Тумакова Г.А. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.
Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. [Текст]/ Невская Л.Н. – М.: Просвещение, 1990. – 168с.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. [Текст]/ Ткаченко Т.А. - М. : Просвещение , 2003. – 144с.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. [Текст]/ Тумакова Г.А. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 144с.
Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова. [Текст]/ Под редакцией Подякова Н.Н., Сохина Ф.А. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 1984. – С.192-202.
Фальдберг А.С. Воспитание звуковой культуры речи у детей. [Текст]/ Фальдберг А.С. Под ред. Воскресенской А.И. // Обучение грамоте в детском саду. – 1963. – С. 118-126.
Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Под редакцией Запорожца А.В., Усовой А.П. // Сенсорное воспитание. – 1963. – С.213-227.
Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слов