Обучение и воспитание как категории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

С давних времен уже было известно, что воспитание и обучение в развитии личности выступает важным звеном наряду с такими факторами, как наследственность и среда. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Основные категории педагогики (обучение, образование, воспитание)…………….4
3. Методы и принципы обучения…………………………………………………………6
4. Методы и принципы в воспитании…………………………………………………….8
5. Заключение………………………………………………………………………...........10
6. Литература………………………………………………………………………………11
7. Тест

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………….3
  2. Основные категории педагогики (обучение, образование, воспитание)…………….4
  3. Методы и принципы обучения…………………………………………………………6
  4. Методы и принципы в воспитании…………………………………………………….8
  5. Заключение………………………………………………………………………...........10
  6. Литература………………………………………………………………………………11
  7. Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

С давних времен уже было известно, что воспитание и обучение в развитии личности выступает важным звеном наряду с такими факторами, как наследственность и среда. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

 

Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и  приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам.

 

Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского  общества гуманистических и демократических  идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой. Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека - это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

 

Цель работы заключается в рассмотрении понятий обучения и воспитания, а  главное в изучении их важнейших  принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные категории педагогики (обучение, образование, воспитание)

 

Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся  наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся  и типичные свойства.

 

Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

 

В широком смысле слова, образование  — процесс или продукт «формирования  ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. В контексте социального прогресса образование помимо формата передачи социального культурного наследия позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познание и длительность жизни взаимосвязаны. В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыдущих поколений, чем и олицетворяет социальный прогресс.

 

Право на образование в настоящее  время подтверждено национальными  и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о  защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

 

«Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.»

                                                                                                                   Б. Ф. Скиннер

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

 

Основанием для организации  обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

 

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

 

По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Цели воспитания — ожидаемые  изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

 

Воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание  ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы и принципы обучения

 

Метод обучения (от др.-греч. — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

 

По сложившейся традиции в отечественной  педагогике методы обучения подразделяются на три группы:

 

    1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
      • Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
      • Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
      • Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

 

    1. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
      • Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

 

    1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
      • Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

 

В практике обучения существуют и  другие подходы к определению  методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием для учащихся.

 

Рассмотрим один из методов:

 

Репродуктивный  метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет – решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует нескольких лет, чтение – гораздо меньше времени. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.

 

 

 

Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.

 

Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:

    1. принцип развивающего и воспитывающего обучения;

Принцип развивающего и воспитывающего обучения направлен на достижение цели всестороннего развития личности.

    1. принцип сознательности и активности;

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь  педагогического руководства с  сознательной, активной, творческой деятельностью  учащихся.

    1. принцип наглядности;

Принцип наглядности – обучение проводится на конкретных образцах, воспринимаемых учащимися с помощью зрительных, моторных и тактических ощущений.

    1. принцип систематичности и последовательности;

Принцип систематичности и последовательности обучения - это получение знаний в системе, последовательное усвоение знаний.

    1. принцип научности;

Главной целью данного принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено  законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном  обществе.

    1. принцип доступности;

Принцип доступности основан на учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.

    1. принцип прочности;

Принцип прочности - основательное  изучение материала, при котором  учащиеся всегда могут воспроизвести  его в памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.

    1. принцип взаимосвязи теории и практики;

Главная особенность этого принципа заключается в том, чтобы учащиеся понимали значение теории в своей  жизни, в своей практической деятельности. И, во-вторых, теоретические знания нужно уметь применять на практике, извлекать пользу из своих знаний.

    1. принцип завершенности процесса обучения.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального  усвоения материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы и принципы в воспитании

 

 Принципы воспитания выступают  методологическими нормами, правилами  воспитания.

К принципам воспитания в педагогике относят:

  • общественную направленность воспитания;

Принцип общественной направленности воспитания объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

  • связь воспитания с жизнью;

Принцип связи воспитания с жизнью является одним из известнейших со времени возникновения профессиональной педагогики. Суть его проста: реальная жизнь и труд являются лучшим учителем и воспитателем. Воспитание жизнью и трудом становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них.

Информация о работе Обучение и воспитание как категории педагогики