Обучение и воспитание как категории педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

С давних времен уже было известно, что воспитание и обучение в развитии личности выступает важным звеном наряду с такими факторами, как наследственность и среда. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………….3
2. Основные категории педагогики (обучение, образование, воспитание)…………….4
3. Методы и принципы обучения…………………………………………………………6
4. Методы и принципы в воспитании…………………………………………………….8
5. Заключение………………………………………………………………………...........10
6. Литература………………………………………………………………………………11
7. Тест

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)
  • опора на положительное в воспитании;

Принцип опоры на положительное  требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»)

  • принцип гуманности воспитания;

Принцип гуманности воспитания рассматривает  человеческую личность в качестве высшей ценности. Гуманизм изначально представлен как «человеколюбие». В качестве главной цели гуманистический подход рассматривает создание предпосылок для самореализации личности.

  • личностный подход;

Личностный подход как принцип  воспитания требует учета в педагогическом процессе всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

  • единство воспитательных воздействий.

Принцип единства воспитательных воздействий  призван узаконить необходимость  реального взаимодействия всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.

К числу данных принципов с учетом практической педагогической этики можно отнести:

 

  • принцип ненасилия (право человека быть тем, что он есть);
  • принцип паритетности взаимоотношений;
  • принцип уважения труда познания;
  • принцип уважения неудач;
  • принцип уважения тяжелой работы роста;
  • принцип уважения самобытности;
  • принцип опоры на положительное в человеке;
  • принцип компромиссности спорных решений.

 Итак, принципы воспитания представляют  собой систему, нормативный аспект  которой заключается в применении  взаимосвязанных и взаимодополняемых правил воспитательного воздействия. Пренебрежение, даже временное, к использованию одного или нескольких принципов чревато негативными последствиями воспитания личности.

 

Методы воспитания

Методы воспитания – это способы воспитующего воздействия педагога на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности, от воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника и др.

 

Классификация методов воспитания:

  • Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций).
  • Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций).
  • Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий).
  • Методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др.).
  • Методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций).

Все методы в совокупности влияют на многие сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие. Педагогическое воздействие — одновременное целенаправленное обращение к сознанию и поведению личности, к разным сторонам ее отношенческой деятельности.

 

Таким образом, можно отметить многообразие методов воспитания. Проблема выбора метода воспитания решается в анализе диалектической взаимосвязи всех элементов структуры воспитательного процесса. Адекватным методом воспитания признается тот, который учитывает все многообразие и единство структуры этого процесса, а в педпрактике получает позитивные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

        

В данной работе были рассмотрены  основные и важнейшие принципы воспитания и обучения.

Рассмотренные принципы, если их взять  в совокупности, дают представление  о том, какой должна быть практическая организация воспитательного процесса.

Из работы выяснилось, что воспитание и обучение детей зависит от многих факторов, и     они должны быть обязательно учтены в результате выстраивания воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Литература

 

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические  сочинения.- М.:1982г.,с.242-404.

 

2. Стефановская Т.А. Педагогика  и искусство.- М..1998.,с141.

 

3. Фридман Л.М. Педагогический  опыт глазами психолога.- М.,1987

 

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с., с.129-192.

 

5. Селиванов В.С. Основы общей  педагогики: Теория и методика  воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.

 

6. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. - 423с., с. 199-224.

 

7. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное  пособие для студентов пед.  учебных заведений. 3-е издание  - М.: Школа - Пресс, 2000г., с.186.




Информация о работе Обучение и воспитание как категории педагогики