Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
В процессе математического и общего умственного развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых математических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе.

Содержание работы

1 ВВЕДЕНИЕ
2 Особенности усвоения детьми сущности арифметических задач
3 Виды арифметических задач
4 Методика обучения детей решению задач
5 Проанализировать арифметические задачи, составленные детьми
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая настя.docx

— 30.72 Кб (Скачать файл)

На этом этапе нужно  познакомить детей с арифметическими  действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать  их и записывать с помощью цифр и знаков в виде числового примера.

Прежде всего детей надо научить формулировать действие нахождения суммы по двум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным.

На основе предложенного  наглядного материала составляются одна две задачи, с помощью которых  дети продолжают учиться формулировать  действия сложения и давать ответ  на вопрос.

На первых занятиях словесная  формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями, но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного  материала. При формулировке арифметического  действия числа не именуются. Спешить  с переходом к оперированию отвлеченными числами не следует.

Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят  к формулировке вычитания.

Можно показывать задачи и  внешне похожие, но требующие выполнения разных арифметических действий.

На основе анализа данных задач дети приходят к выводу, что  хотя в обеих задачах речь идет об одинаковом количестве, но они выполняют  разные действия. Вопросы в задачах  различны, поэтому различны и арифметические действия, различны ответы.

Такое сопоставление задач, их анализ полезны детям, так как  они лучше усваивают как содержание задач, так и смысл арифметического  действия, обусловленного содержанием.

Воспитатель не должен мириться с односложными ответами детей. Выполненное  арифметическое действие должно быть сформулировано полно и правильно.

Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы  с цифрами и знаками +, -, =, следует  упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (3+1=4). (К трем птичкам прибавить одну птичку. Получится четыре птички.). Умение читать запись обеспечивает возможность составления задач по числовому примеру.

Для упражнения детей в  распознании записей на сложение и вычитание воспитателю рекомендуется  использовать несколько числовых примеров и предлагать детям их прочесть.

Запись действий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа, по которым  надо найти третье - сумму или  разность.

Таким образом, на третьем  этапе дети должны научиться формулировать  арифметические действия, различать  их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.

На четвертом этапе  работы над задачами детей учат приемам  вычисления - присчитывание и отсчитывание единицы.

Детям нужно показать, как  следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Однако здесь нужно соблюдать  осторожность и постепенность.

Присчитывание - это прием, когда к известному уже числу  прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы  и присчитывается по 1: 6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.

Отсчитывание - это прием, когда от известной уже суммы  вычитается число последовательно  по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.

Внимание детей должно быть обращено на то, что нет необходимости  при сложении пересчитывать по единице  первое число, оно уже известно, а  второе число следует присчитывать по единице; надо вспомнить лишь количественный состав этого числа из единиц.

Изучая действия сложения и вычитания при решении арифметических задач, можно ограничиться этими  простейшими случаями прибавления (вычитания) чисел 2 и 3.

На завершающем этапе  работы над задачами можно предложить дошкольникам составлять задачи без  наглядного материала. В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет  задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. При введении устных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условии должны быть отражены жизненные  связи, бытовые и игровые ситуации.

После усвоения детьми решения  устных задач первого и второго  вида можно перейти к решению  задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Дошкольникам доступно решение  некоторых видов косвенных задач. Их можно предлагать детям, будучи уверенными, что обязательный программный материал усвоен ими хорошо. Поскольку в  косвенных задачах логика арифметического  действия противоречит действию по содержанию задачи, они дают большой простор  для рассуждений, доказательств, приучают детей логически мыслить.

Работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для  умственного развития.

 

 

 

 

 

5. Проанализировать арифметические задачи, составленные детьми

Задачи составленные детьми подготовительной к школе группы.

1)В группе 6 столов стоят  по - середине, а 1 стол - у стены.  Сколько столов в группе?

2)Сережа держал в руках  4 воздушных шарика, 1 из них улетел. Сколько шариков осталось у  Сережи?

3)Нина в одну вазу  поставила 5 цветов, а в другую 1 цветок. Сколько цветов поставила  Нина в обе вазы?

4)Леша вылепил 6 морковок, а Костя на 1 морковку больше. Сколько  морковок вылепил Костя?

5)Маша вымыла 5 чашек, а  Таня на 1 чашку меньше. Сколько  чашек вымыла Таня?

Составленные детьми задачи соответствуют фактам реальной действительности. В своих задачах дети подбирали  различные реальные предметные действия, в них отражены бытовые и игровые  ситуации.

Дети правильно формулируют  смысл арифметического действия, могут повторить содержание задачи, поставить к ней вопрос. Они  умеют отвечать на вопросы, рассуждать, обосновывать выбор действия и полученный результат. Дети формулируют арифметическое действие при составлении задачи, дают развернутый ответ на заданный вопрос задачи, проверяют правильность решения.

Во всех задачах составленных детьми правильно выдержана структура, так как дети знают, что в задачи есть условие и вопрос, что в  наличие условия задачи не менее  двух чисел.

Вывод

В ходе своей работы я  узнала, что обучение детей решению  арифметических задач является одной  из наиболее важных задач в развитии детей.

Полученные мной знания буду использовать в работе с детьми, направлять их на развитие общего представления  о множествах, умение формировать  множества, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при  решении задач пользоваться знаками  действий. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обеспечивать детям свободное составление  и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.

Таким образом, обучение детей  решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков  вычислительной деятельности, умственного  развития и подготовке к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Метлина, Л.С. Математика в детском саду. М., Просвещение, 1984

2.Программа воспитания  и обучения в детском саду. М., Просвещение 1987

3.Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., Просвещение, 1988

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Обучение старших дошкольников решению арифметических задач