Одарённые
дети в системе воспитания и обучения
.
Само
слово "одарённый" вызывает довольно
противоречивое отношение. Воображение
подсказывает образ интересного, яркого,
талантливого человека и в противовес
- обычного, бездарного, со стандартным
развитием и стандартной жизнью.
Когда речь заходит о детях, то
просто не хочется вешать на них
ярлык "одарённости" или "не одарённости
". Все дети талантливы. У каждого
свой особенный дар, огромный потенциал,
удивительная сила, которая заставляет
их расти и развиваться. С каким упорством
и отвагой ребёнок делает свои первые
шаги, идёт, падает, снова встаёт. Он активно
осваивает окружающий мир, стремится наиболее
полно реализовать себя. Эта универсальная
способность присуща всем детям вне зависимости
от конкретных способностей и уровня развития.
Если всё же настаивать на так называемом
термине "одарённые дети", то среди
них есть те, кто достаточно рано обнаруживает
свои яркие способности, и те, кто может
проявить их довольно поздно в течение
жизни, такие способности могут оказаться
скрытыми (или незамеченными) в детстве
и проявиться гораздо позже. К последним
относится, например, Альберт Эйнштейн,
который в детстве отнюдь не считался
одарённым, а в дальнейшем оказался гением.
Интересен его ответ на вопрос, как он
умудрился открыть теорию относительности:
"В детстве я очень медленно развивался,
поэтому те вопросы, на которые все дети
получили готовый, авторитетный ответ
от взрослых, возникли в моей голове гораздо
позже, и мне пришлось искать ответ на
них самому". Большинство
специалистов подтверждают, что основной
характеристикой потенциала человека
является не выдающийся интеллект, а внутренний
мотив, движущий человеком. Часто люди,
не обладающие выдающимися способностями,
преодолевая собственные ограничения,
целенаправленно решающие важную именно
для них задачу, оказываются более продуктивными,
чем способные, но менее заинтересованные.
В этой связи достаточно сложно ответить
родителям на просьбу профориентации
или школьной специализации ребёнка. Далеко
не всегда тот вид деятельности, в которой
человек наиболее одарён, совпадает с
его интересами, внутренним мотивом. Присматривайтесь
к своему ребёнку, дайте ему возможность
попробовать себя в разных сферах, расширить
область его компетентности, позволить
сделать максимально свободный выбор.
Конечно, существуют специальные тесты
способностей, но они могут только помочь
обнаружить способности, сориентироваться
в ситуации. Результаты специальных тестов
иногда оказываются неожиданными для
родителей, зачастую они не подозревают
о действительном уровне развития ребёнка,
удивляются, когда психолог начинает хвалить
ребёнка и показывает им его успешные
работы. Тема эта требует отдельного обсуждения.
Мы же поговорим о тех детях, которые проявили
выдающиеся способности именно в детстве.
Не существует определённого стандарта
одарённости, каждый ребёнок проявляет
её по-своему. Большинство специалистов
определяют одарённость как выдающиеся
способности, потенциальные возможности
в достижении высоких результатов и уже
имеющиеся достижения в одной или более
областях. Выделяют следующие области
проявления способностей: интеллектуальные
способности, специфические способности
к обучению, творческое или продуктивное
мышление, способности к изобразительному
искусству или музыке, психомоторные способности,
социальные способности.
Чаще
всего именно родители первыми замечают
особые способности, одарённость своего
ребёнка. Наиболее рано проявляется
музыкальная и художественная одарённость.
Различают общую и частную
одарённость. Примерами всесторонне
одарённого человека являются М.В. Ломоносов
и Леонардо да Винчи. Последний обладал
не только художественными талантами,
но и научными, причём реализовывал их
в самых различных областях науки и жизни.
Признаки одарённости проявляются достаточно
рано и являются залогом будущих успехов.
Многие из них можно заметить в обычной
жизни, не прибегая к специальным тестам.
Одарённые дети очень любопытны
и не терпят ограничений своей
исследовательской деятельности. В
них очень сильно стремление
к познанию, поиску новой информации:
если интересно, как устроена игрушка,
значит, надо её разобрать. Они буквально
забрасывают взрослых вопросами, и не
всегда просто на них ответить. Кстати,
именно способность задавать вопросы
и видеть проблему там, где другие ничего
особенного не замечают, - важнейшая характеристика
одарённости. Способность к
прогнозированию проявляется в умении
представить возможные последствия действий.
Уже в раннем возрасте такие дети прослеживают
причинно-следственные связи и делают
соответствующие выводы. Одарённым детям
часто свойственна оригинальность мышления
- способность выдвигать новые, неожиданные
идеи, отличающиеся от принятых стандартов.
Гибкость мышления проявляется в способности
находить альтернативные способы решения
проблем, быстро менять направление поиска
решения. Обычно одарённые дети обладают
хорошей памятью, "впитывают, как губка"
огромный поток информации. Обнаруживают
необычную для своего возраста способность
надолго концентрировать внимание, полностью
погружаясь в задачу, и упорство в достижении
цели в интересующих их видах деятельности.
Одарённые дети обладают большим словарным
запасом, позволяющим им достаточно чётко
излагать свои мысли. Для обозначения
понятий и воображаемых событий могут
придумывать свои слова. Они
с удовольствием занимаются сложными
задачами и сопротивляются предоставлению
готового ответа, стремятся сделать то,
что им пока не по силам. Необходимо отметить,
что наличие высокого IQ (коэффициента
интеллекта) не имеет первостепенного
значения, гораздо большее влияние оказывает
способность к творческому мышлению. Большинство
одарённых детей отличаются живым воображением
и богатой фантазией. Им присуще чувство
юмора, они любят смешные несоответствия,
игру слов. Ребёнок, одарённый в социальной
сфере, легко приспосабливается к новым
ситуациям. Другие дети предпочитают выбирать
его в качестве партнёра по играм и занятиям.
В окружении посторонних людей такой ребёнок
сохраняет уверенность в себе. С лёгкостью
может общаться с детьми и взрослыми, проявляет
инициативу, руководит играми детей и
принимает на себя ответственность. Безусловно,
эти описания не исчерпывают всё многообразие
одарённости, но могут помочь не только
в определении одарённости ребёнка, но
и найти у него те качества, которые можно
стимулировать и развивать. Одарённость
может быть как преимуществом, так и источником
проблем. Демонстрируя высокий уровень
развития мышления и речи, одарённые дети
создают иллюзию взрослости. По инерции
окружающие начинают предъявлять к ним
повышенные требования. Для таких детей
вполне естественным является разный
темп развития интеллектуальной и эмоциональной
сферы. Одарённый ребёнок может решать
сложные задачи, "как большой", а эмоционально
реагировать в соответствии со своим возрастом,
"как маленький", может бегло читать
и при этом с трудом владеть простейшими
ручными навыками. В школе такие дети далеко
не всегда демонстрируют высокую академическую
успеваемость, если содержание обучения
не совпадает с их интересами. Часто они
сопротивляются зубрёжке, строгой дисциплине
и конформизму, что необходимо учитывать
в воспитании и обучении одарённых детей.
Игнорирование их особенностей может
привести к развитию отрицательного восприятия
себя, вызвать трудности в общении со сверстниками.
Многие одарённые
дети обладают повышенной чувствительностью,
часто им недостаёт эмоционального баланса.
В раннем возрасте они очень мало спят.
Высокая активность воображения может
порождать преувеличенные страхи.
Часто одарённые
дети предъявляют повышенные требования
к себе, не умеют переживать малейшие
промахи, воспринимают себя как неудачников.
К этому же могут приводить
преувеличенные ожидания и амбиции
взрослых, наша привычка ожидать и
требовать лучшего: "Это неплохо,
но ты мог бы лучше". Таких детей
надо стимулировать и поощрять не
только за достижение результата, но и
за участие, попытку. Родители по-разному
относятся к одарённости ребёнка.
Условно можно выделить две крайние
позиции: одни стараются всеми силами
развивать способности ребёнка,
другие же считают, что "талант сам
себе дорогу пробьёт". Есть и такое
мнение: одарённый - значит ненормальный,
"белая ворона", "пусть будет
обычным ребёнком, как все". Для
детей очень важно признание
их способностей со стороны значимых
взрослых. Исследования психологов показывают,
что дети часто скрывают свои способности,
если родители их не поощряют, привыкают
вести себя, "как все", не доставляя
взрослым лишних хлопот. И в то же время
ребёнок достигает более высоких результатов
в деятельности, если родители или учителя
считают его способным. Одарённые дети нуждаются в поддержке
взрослых не меньше, чем все остальные
дети. Ребёнок может обладать высоким
IQ и при этом низкой самооценкой, и каковы
будут его перспективы, зависит от взрослых.
Конечно, не стоит создавать "тепличные
условия", чрезмерно опекая ребёнка.
Однако его индивидуальные особенности
развития требуют особого внимания со
стороны взрослых. Любой родитель, который
хотел бы способствовать наибольшей реализации
потенциала своего ребёнка, в первую очередь
должен взглянуть на себя и признать наличие
способностей у себя, признать свою индивидуальность
и значимость. Согласно представлениям
современной психологии одарённость включает
в себя: способность порождать модели
объективного мира, максимально приближающиеся
к реальности; высокую познавательную
активность, которая не обязательно порождена
решением сиюминутных проблем; способность
к активному воображению, то есть возможность
"в уме" создавать, удерживать и работать
с различными образами.
Неважно,
насколько ярко выражена каждая из
этих составляющих одарённости, опосредующая
высокие результаты творческих достижений.
Способность к творческому мышлению
- не набор психических способностей,
а единый, не разложимый на составные
части талант. Но этот дар - всего
лишь некая возможность, которая
не обязательно осуществится. А вот
его развитие зависит от системы
воспитания. К сожалению, среди родителей
и педагогов часто можно встретить
мнение, что отлично успевающим по
большинству предметов ученикам
не нужна какая-либо специальная
подготовка для развития творческого
мышления. Они и без неё станут
прекрасными мыслителями. Заранее
предполагается, что у отличников
и так высокие способности
к творческому мышлению. А вот
плохо успевающим ученикам вряд ли
что-то поможет - они не смогут совершенно
мыслить. Однако мы забываем или не
знаем, что связь мышления со скоростными
способностями анализировать и
синтезировать информацию, обобщать
полученные данные - такая же, как между
компьютером и его пользователем. Можно
неумело работать на мощной машине, а можно
великолепно программировать и на скромном
компьютере. Конечно же, эта способность
помогает успешному усвоению школьной
программы. Но знания ради знаний никогда
не приводили человека к прогрессу. Наверное,
всем известны печальные примеры круглых
отличников, которые становились полными
"банкротами" в "послешкольной"
жизни. Недаром известный китайский философ
Лао Цзе говорил, что надо меньше читать
и меньше знать, а больше думать. Так что
потенциал ума, так же как мощность компьютера,
нужно умело использовать. К сожалению,
результатом большинства учащихся на
сегодня чаще всего являются заученные
знания. А вот осмыслением, адекватным
пониманием окружающей нас реальности
могут похвастаться единицы. Более
того, большинство далеко неглупых людей,
выработав однажды свою точку зрения,
используют всю мощь своего интеллекта
на её защиту. И обычно это им неплохо удаётся.
У них просто не возникает потребности
глубже разобраться в предмете. Это и есть
образец негативного мышления - "школьная
ловушка интеллекта".
Каков же
вклад школьного образования
в процесс развития талантливой
личности? Ведь без стройной системы
знаний о мире попытки создать
нечто новое бесплодны. Поэтому
роль школы в воспитании одарённой
личности огромна.
Только
творческий диалог, личностная заинтересованность
участников воспитательного процесса
создадут благоприятные условия
для воспитания творческой личности.
Важно направить одарённого ребёнка
не на получение определённого объёма
знаний, а на творческую его переработку,
воспитать способность мыслить
самостоятельно, на основе полученного
материала. Сотрудничество преподавателей
и семьи, полноценный диалог ученика
и педагога, ребёнка и родителей
обеспечат необходимый рост личности,
понимание реальности, а следовательно,
и творческое мышление.
Типы одаренности:
Зачем учителю нужно
знать типы одаренности?
Все дело
в том, что к детям с разным
типом одаренности нужен разный
подход, у них разные проблемы и
отсюда необходимы разные системы работы
с ними учителей и психологов. Учитель
должен знать типы одаренности, чтобы,
во-первых, правильно оценить возможности
ребенка и помочь ему в решении
его проблем, правильно ориентировать
его в отношении будущей профессии.
Во-вторых, проблема заключается еще
и в том, что, не зная типы одаренности,
некоторые из них можно просто
не заметить, принимая своеобразие
умственной и творческой деятельности
ребенка за его недисциплинированность
или даже странности. Чтобы хоть
в какой-то степени ориентироваться
в этой сложной и пока весьма загадочной
даже для специалистов проблеме, учителю
нужно различать и видеть в
своих учениках основные типы одаренности.
1. Учитель
легче всего видит и наиболее
высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности.
Именно этих учеников учителя называют
«умными», «толковыми», сообразительными.
Именно их называют «светлыми головами»
и «надеждой школы». Эти школьники, как
правило, обладают весьма значительными,
глубокими знаниями, очень часто они умеют
самостоятельно их получать — сами читают
сложную литературу, могут даже критически
отнестись к тем или иным источникам. Ученики
этого типа одаренности точно и глубоко
анализируют учебный и внеучебный материал,
нередко склонны к философскому осмыслению
материала.
Высокий
интеллект, развитый ум позволяют этим
учащимся с легкостью усваивать
разные предметы, однако их различное
отношение к школьным предметам
и, соответственно, учителям приводит
к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще,
а по другим — нет.
2. Несколько
отличается от интеллектуального
тип одаренности, который принято
называть «академическим».
При этом типе одаренности достаточно
высокий интеллект тоже имеет место, однако
на первый план выходят особые способности
именно к обучению. Учащиеся этого типа
одарённости прежде всего умеют блестяще
усваивать, то есть учиться. Особенности
их познавательной сферы (мышления, памяти,
внимания), некоторые особенности их мотивации
таковы, что делают учение для них достаточно
легким, а в ряде случаев даже приятным.
Медалисты, те ученики, которых принято
называть гордостью школы, чаще всего
принадлежат именно к этому типу одаренности,
который нельзя недооценивать. Именно
из этих учащихся получаются впоследствии
замечательные профессионалы, настоящие
мастера своего дела.
3. Еще
один тип одаренности, не представляющий
при диагностике особого труда
для учителей,— это художественный тип.
Этот вид одаренности, как правило, проявляется
в высоких достижениях в художественной
деятельности — музыке, танце, живописи,
скульптуре, сценической деятельности.
Учитель должен видеть эти способности,
содействовать их развитию и в случае
действительно высокого уровня их проявления
позаботиться о том, чтобы такой ребенок
как можно скорее попал к соответствующему
специалисту, который смог бы профессионально
с ним заниматься.
Как и
в предыдущих случаях, этот тип одаренности
может проявляться у школьников
с разной степенью широты: есть дети,
у которых обнаруживается целый
«веер» различных художественных способностей:
ребенок и поет, и танцует, да еще
и превосходно рисует. Многие выдающиеся
творческие личности характеризовались
сочетанием ряда различных художественных
способностей, однако есть творческие
личности, а соответственно и дети
лишь с одной ярко выраженной способностью
такого рода.
4. Креативный тип. Главная
особенность этого типа одаренности выражается
в нестандартности мышления, в особом,
часто непохожем на других взгляде на
мир, в том, что поэт назвал «лица необщим
выраженьем». Этот тип одаренности с большим
трудом обнаруживается в школьной практике,
так как стандартные школьные программы
не дают возможности этим детям выразить
себя. Более
того, учителя, несмотря на все усиливающиеся
призывы к творчеству, не понимают, а в
ряде случаев и недолюбливают этих учеников,
так как они почти всегда очень трудны
в школьной жизни: их повышенная независимость
в суждениях, полное пренебрежение условностями
(в том числе и в быту) и авторитетами создают
у учителей при работе с такими учениками
большие проблемы.
Тот факт, что практически у всех творческих
детей-подростков отмечаются заметные
поведенческие проблемы, не случаен —
именно так называемая не комфортность
этих учащихся, то есть их нежелание, а
подчас просто неумение идти «в ногу»
со всеми остальными, и является личностной
основой их одаренности, той базой, на
которой и строится их нестандартное видение
мира. У этих учеников легко можно увидеть
их недостатки, их трудности, а вот увидеть
в школьной деятельности их особые творческие
способности очень трудно, а порой и невозможно
без специальной работы в этом направлении.
Очень часто ученики с этим типом одаренности
не особенно хорошо учатся, и тому есть
много причин: и пониженная мотивация
к усвоению (придумать им бывает легче,
чем усвоить готовое), и собственный, иногда
очень причудливый познавательный мир,
в котором не всегда есть место школьным
урокам.