Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:08, реферат
Само слово "одарённый" вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес - обычного, бездарного, со стандартным развитием и стандартной жизнью. Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык "одарённости" или "не одарённости ". Все дети талантливы. У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их расти и развиваться. С каким упорством и отвагой ребёнок делает свои первые шаги, идёт, падает, снова встаёт.
5. Еще
один тип одаренности, который
учителю сравнительно легко
Существует много вариантов лидерской
одаренности. Есть эмоциональные лидеры,
своего рода «жилетка» для каждого, с ними
советуются, их любят, их мнение является
во многих случаях решающим. Есть лидеры
действия — они умеют принимать решения,
которые важны для многих людей, определяют
цели и направление движения, ведут за
собой.
6. Вряд
ли стоит надолго
Существуют
одаренные дети, у которых при
высоком умственном развитии
нет резкого возрастного
И, наконец, существует и своего рода «антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается и замедленное развитие. Так, Альберт Эйнштейн позднее, чем другие дети, заговорил, не блистал успехами в гимназии и даже был изгнан из нее за неуспеваемость. Заметить одаренность такого ребенка трудно, еще труднее поверить в то, что именно такие дети могут вырасти в гения. В любом случае важно знать, что, с одной стороны, не всегда вундеркинд, подававший много надежд в детстве, вырастает в выдающегося человека, а, с другой стороны, не всегда исключительная одаренность проявляется в блестящих школьных успехах или в явном опережении в развитии. Из всего вышесказанного следует, что нет единственного, всеми признанного определения одаренности или таланта. Однако в современных взглядах на одаренность есть согласие по нескольким пунктам. Их важно помнить при работе с одаренными детьми.
· Одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях. Одаренность следует только как возможность достижений. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться (т. е. потенциальные).
· Одаренность и/или талант являются результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь это означает, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а следовательно, не определяется только исключительным интеллектом.
· Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Социально значимые достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству (креативности) и лидерству, вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой и лидерской одаренностями. Все виды одаренности имеют сложную структуру, в том числе и интеллектуальная одаренность.
· Выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных психологов.
· Каждый одаренный — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.
Библиографический список :
Лейтес Н. С Воспоминания,
размышления, беседы. // Психологический
журнал. № 1, 1992.
Юрий БЕЛЕХОВ,
кандидат медицинских наук, руководитель
окружного центра по работе с интеллектуально
одарёнными учащимися "Школа сильного
мышления"
Лариса ВОЛЬБЕРГ, детский психолог молодёжного центра "Творческое развитие личности"
В.С. Юркевич , «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность»1998. Книга для учителей и родителей – взята с Интернета – с сайта www.parents.agava.ru
Информация о работе Одарённые дети в системе воспитания и обучения