Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 08:34, контрольная работа
Цель контрольной работы – провести исследование агрессивности личности по методике созданной американскими психологами А. Бассом и А. Дарки.
Задачи:
- изучить описание методики А. Басса и А. Дарки;
- применить данную методику;
- обработать и интерпретировать результаты исследования;
- дать методические рекомендации.
Введение
3
1.
Описание методики А. Басса и А. Дарки
5
2.
Применение методики А. Басса И А. Дарки
7
3.
Обработка и интерпретация результатов
11
4.
Методические рекомендации
12
Заключение
13
Список литературы
14
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение |
3 | |
1. |
Описание методики А. Басса и А. Дарки |
5 |
2. |
Применение методики А. Басса И А. Дарки |
7 |
3. |
Обработка и интерпретация результатов |
11 |
4. |
Методические рекомендации |
12 |
Заключение |
13 | |
Список литературы |
14 |
ВВЕДЕНИЕ
История человечества знает много примеров агрессии, причём уровень проявленной при этом жестокости заставляет ужасаться до сих пор. И современный мир включает в себя элементы противостояния, которые то там, то здесь проявляются в открытой форме противоборства. Не прошло ещё ни одного дня в истории, чтобы люди не убивали друг друга или не причиняли друг другу физические и нравственные страдания. Всё это свидетельствует в пользу того, что агрессивность свойственна человечеству от природы, и что агрессия играет определённую, противоречивую роль в жизнедеятельности общества.
Агрессию изучают в различных подходах. Это этологический, психоаналитический, фрустрационный и бихевиористический подходы. Проблему агрессивности поднимали в своих трудах Э.Фромм, З. Фрейд, Л. Берковиц и другие известные психологи.
Цель контрольной работы – провести исследование агрессивности личности по методике созданной американскими психологами А. Бассом и А. Дарки.
Задачи:
- изучить описание методики А. Басса и А. Дарки;
- применить данную методику;
- обработать и интерпретировать результаты исследования;
- дать методические рекомендации.
Авторы данного теста считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д.
Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на два типа:
Определив уровень таких деструктивных тенденций. Можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности.
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как "…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 = - 4, а враждебности 6,5+ - 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Опросник Баса Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
При составлении опросника использовались принципы:
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68
"нет" =1, "да" = 0: 9, 7
Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63
"нет" =1, "да" = 0: 26, 49
Раздражение:
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72
"нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69
Негативизм:
"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28
"нет" =1, "да" = 0: 36
Обида:
"да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58
Подозрительность:
"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75
Чувство вины:
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54.61, 67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Протокол
Методика Баса-Дарки
Экспериментатор: Иванова Алевтина Петровна
Испытуемый: Петрова Юлия Владимировна.
Возраст: 21
Образование: среднее специальное; специальность: лаборант
Дата проведения: 22 августа 2009
Опросник
1. Временами я не могу |
да |
нет |
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю |
да |
нет |
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь |
да |
нет |
4. Если меня не попросят по- |
да |
нет |
5. Я не всегда получаю то, что мне положено |
да |
нет |
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной |
да |
нет |
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать |
да |
нет |
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести |
да |
нет |
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека |
да |
нет |
10. Я никогда не раздражаюсь
настолько, чтобы кидаться |
да |
нет |
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам |
да |
нет |
12. Если мне не нравится |
да |
нет |
13. Другие умеют почти всегда
пользоваться благоприятными |
да |
нет |
14. Я держусь настороженно с
людьми, которые относятся ко
мне несколько более |
да |
нет |
15. Я часто бываю несогласен с людьми |
да |
нет |
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь |
да |
нет |
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему |
да |
нет |
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями |
да |
нет |
19. Я гораздо более раздражителен, |
да |
нет |
20. Если кто-то воображает себя
начальником, я всегда |
да |
нет |
21. Меня немного огорчает моя судьба |
да |
нет |
22. Я думаю, что многие люди не любят меня |
да |
нет |
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной |
да |
нет |
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины |
да |
нет |
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку |
да |
нет |
26. Я не способен на грубые шутки |
да |
нет |
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются |
да |
нет |
28. Когда люди строят из себя
начальников, я делаю все, |
да |
нет |
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится |
да |
нет |
30. Довольно многие люди завидуют мне |
да |
нет |
31. Я требую, чтобы люди уважали меня |
да |
нет |
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей |
да |
нет |
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" |
да |
нет |
34. Я никогда не бываю мрачен от злости |
да |
нет |
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь |
да |
нет |
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания |
да |
нет |
37. Хотя я и не показываю
этого, меня иногда гложет |
да |
нет |
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются |
да |
нет |
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям |
да |
нет |
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены |
да |
нет |
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня |
да |
нет |
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь |
да |
нет |
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием |
да |
нет |
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел |
да |
нет |
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" |
да |
нет |
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю |
да |
нет |
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею |
да |
нет |
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь |
да |
нет |
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева |
да |
нет |
50. Я часто чувствую себя как
пороховая бочка, готовая |
да |
нет |
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать |
да |
нет |
52. Я всегда думаю о том,
какие тайные причины |
да |
нет |
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ |
да |
нет |
54. Неудачи огорчают меня |
да |
нет |
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие |
да |
нет |
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее |
да |
нет |
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку |
да |
нет |
58. Иногда я чувствую, что жизнь
поступает со мной |
да |
нет |
59. Раньше я думал, что |
да |
нет |
60. Я ругаюсь только со злости |
да |
нет |
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть |
да |
нет |
62. Если для защиты своих прав
мне нужно применить |
да |
нет |
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу |
да |
нет |
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся |
да |
нет |
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить |
да |
нет |
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает |
да |
нет |
67. Я часто думаю, что жил неправильно |
да |
нет |
68. Я знаю людей, которые |
да |
нет |
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей |
да |
нет |
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня |
да |
нет |
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение |
да |
нет |
72. В последнее время я стал занудой |
да |
нет |
73. В споре я часто повышаю голос |
да |
нет |
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям |
да |
нет |
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
да |
нет |
Бланк ответов
Фамилия: ______________
Имя___________________
Отчество_______________
Образование____________
Пол___________________
Возраст: _______________
Дата заполнения: ________
Инструкция: Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить "да" или "нет". Старайтесь отвечать правдиво и искренне.
Ответный лист
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
+ |
16 |
+ |
31 |
+ |
46 |
+ |
61 |
+ |
2 |
+ |
17 |
- |
32 |
+ |
47 |
+ |
62 |
- |
3 |
+ |
18 |
- |
33 |
+ |
48 |
- |
63 |
- |
4 |
- |
19 |
+ |
34 |
- |
49 |
- |
64 |
- |
5 |
+ |
20 |
- |
35 |
+ |
50 |
+ |
65 |
- |
6 |
- |
21 |
+ |
36 |
- |
51 |
- |
66 |
+ |
7 |
- |
22 |
+ |
37 |
+ |
52 |
+ |
67 |
+ |
8 |
+ |
23 |
+ |
38 |
- |
53 |
+ |
68 |
- |
9 |
- |
24 |
- |
39 |
- |
54 |
+ |
69 |
+ |
10 |
+ |
25 |
+ |
40 |
+ |
55 |
+ |
70 |
+ |
11 |
+ |
26 |
- |
41 |
+ |
56 |
- |
71 |
+ |
12 |
+ |
27 |
+ |
42 |
+ |
57 |
+ |
72 |
- |
13 |
- |
28 |
+ |
43 |
+ |
58 |
+ |
73 |
+ |
14 |
+ |
29 |
+ |
44 |
- |
59 |
+ |
74 |
+ |
15 |
+ |
30 |
- |
45 |
+ |
60 |
+ |
75 |
+ |
Физическая агрессия: 8 баллов
Косвенная агрессия: 5 баллов
Раздражение: 6 баллов
Негативизм: 3балла
Обида: 5 баллов
Чувство вины: 8 баллов
Вербальная агрессия: 8 баллов
Подозрительность: 5 баллов
Индекс агрессивности: 21
Индекс враждебности: 10
Психологический диагноз и прогноз:
По результатам
проведенной диагностики можно
сделать следующий вывод: хотя индекс
агрессивности находится в
Юлии трудно контролировать свое поведение, и хотя из данной диагностики сложно сделать однозначный вывод, т.к желательно проводить ее совместно с другими (личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками), я полагаю ей нужно учиться контролировать свои эмоции и больше доверять людям. Впоследствии, если не будет предпринято с ее стороны никаких действий, ее агрессивность может привести к частым депрессиям, непониманию окружающими, одиночеству. Яркое выявление вербальной агрессии может привести к появлению недругов и замыканию в себе.
Исходя из всего вышеизложенного, можно порекомендовать Юлии упражнения на повышения уровня самооценки, чувства уверенности в себе, снятия тревожности. Родителям стоит обратить внимание на вспышки эмоций и попытаться провести ряд бесед на тему "никто не бывает прав всегда". В первую очередь следует снизить чувство вины, т.к это является главной предпосылкой повышенной агрессивности.