Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:06, реферат
Насилие над родителями – это любые действия ребенка, которые связаны с причинением физического, психологического или финансового ущерба, а также направленные на получение власти и контроля над родителем.
Большинство подростков обычно проходят этап, связанный с попытками сепарации от родителей. Обычно этот процесс называют «индивидуализацией».
Определение насилия над родителями
Насилие над родителями – это любые действия ребенка, которые связаны с причинением физического, психологического или финансового ущерба, а также направленные на получение власти и контроля над родителем.
Большинство подростков обычно проходят этап, связанный с попытками сепарации от родителей. Обычно этот процесс называют «индивидуализацией». Он может время от времени сопровождаться открытым неповиновением или сопротивлением власти. Следует, однако, различать сопротивление и агрессию, стремление сепарироваться и попытки взять под свой контроль родителя, «нормальное» подростковое неповиновение и насилие над родителями.
Насильственное подростковое поведение может варьировать от умеренного до тяжелого. Насилие обычно начинается с вербальной агрессии и для большинства является обычной ситуацией, когда родитель видит, что ребенок не демонстрирует никаких признаков раскаяния или вины за свое поведение. Родители должны изучить поведение детей и на основе этого определить, является ли оно приемлемым или приняло форму насилия. Насильственное поведение не должно допускаться.
Дети – не взрослые, они зависимы, уязвимы и требуют защиты и руководства. Отношения между родителями и детьми по социальной роли не равны: это оберегающие, неравные отношения взрослого с зависимым ребенком. Относительный баланс между зависимостью и независимостью не статичен, а изменяется с возрастом ребенка и, по существу, достигается в период взрослости. При позитивных родительско-детских отношениях родитель несет ответственность, и именно она обеспечивает разумную власть над ребенком. Когда эти отношения дисфункциональны, то есть в них все наоборот – они потенциально насильственны [3].
Некоторые родители, участники родительских тренинговых групп, сообщают о цикле насилия, подобному супружескому, когда дети выражают раскаяние и испытывают угрызения совести по поводу своей агрессии по отношению к родителю, иногда используя самонаказание. Даже тогда, когда подростки-агрессоры явно не выражают раскаяние, многие родители отмечают, что подростки знают, что их поведение наносит ущерб. Вместе с тем, некоторых родителей, чьи дети злоупотребляют спиртным или наркотиками, пугает эмоциональная черствость подростков.
В принципе, любое поведение, которое представляет собой намеренное причинение вреда родителям и используется как форма контроля, может быть определено как насилие. Насилие может быть физическим, психологическим (включая вербальную агрессию) или экономическим (финансовым). Часто насилие по отношению к родителям представляет собой комбинацию различных форм:
К физическому насилию по отношению к родителям можно отнести удары, пинки, шлепки, толчки и отталкивания, ломание и бросание вещей, удары кулаком в стену, по столу и прочее. К психологическому насилию – запугивание и унижение родителя, угрозы нанести повреждения, покалечить или убить родителя или кого-то из членов семьи; попытки выставить родителя сумасшедшим; выдвижение нереалистичных требований к родителям типа упреков в том, что родители ничего не делают, чтобы удовлетворить желания ребенка; преднамеренное лишение родителя информации о том, куда они идут, где находятся и что делают, побеги из дома или отсутствие дома всю ночь; шантаж в виде угроз убежать, совершить самоубийство или причинить другой вред себе; отказ в любви; попытки контролировать ведение домашнего хозяйства. К вербальной агрессии относятся вопли и крики, бесконечные призывы к дискуссии и оспариванию родительских требований (типа «Я не обязан делать то, что вы мне говорите!»), саркастичность, критичность, сквернословие, выражение ненависти и проклятий в адрес родителей. Экономическим насилием является кража денег и вещей; продажа собственного или родительского имущества, которые иногда преподносятся как «заимствование» без разрешения; разрушение квартиры, дома или имущества родителей; требования купить вещи, которые родители не могут себе позволить; вынуждение родителей отдавать их долги.
Половозрастные особенности ребенка, склонного к насилию
Хотя многие психологи полагают, что мальчики имеют более выраженную тенденцию проявлять физическую агрессию по отношению к их родителям, чем девочки, некоторые убеждены, что и мальчики и девочки в равной степени участвуют во всех формах насилия.
Следует отметить, что основа насильственного поведения закладывается задолго до того времени, когда дети достигают подросткового возраста. Большинство родителей отмечают, что насилие началось, когда ребенку было 12-14 лет. Однако некоторые из них замечали признаки насильственного поведения и в более раннем возрасте (4-5 лет), но первоначально трактовали такое поведение скорее как истерику, чем насилие. Большие физические габариты и кондиции подростков могут восприниматься родителями как более угрожающие и, следовательно, изменять их оценку, то есть трактовать агрессивное поведение ребенка как насильственное.
Достигнув подросткового возраста, многие дети, проявляющие насилие против родителей, начинают участвовать в асоциальных действиях (пьянство, употребление наркотических веществ) или противоправных (кражи, мошенничество, вандализм, воровство, совершение тяжких преступлений, проституция).
Иногда молодые люди, проявляющие насилие к собственным родителям, сами являлись жертвами физического, сексуального и/или психологического насилия. Это могло быть возможным как в рамках собственной семьи со стороны близких родственников, так и вне семьи, со стороны посторонних. Некоторые подростки, которые не были непосредственными жертвами, являлись, тем не менее, свидетелями насилия, что, в свою очередь, сделало их склонными к нарушениям поведения, проявлению агрессии в отношениях со сверстниками и взрослыми, совершению деструктивных и противоправных действий.
Половозрастные особенности родителя-жертвы насилия
Поскольку семьи существенно различаются по структуре, традициям, социальному положению, достатку, условиям проживания, трудно составить типичный портрет родителя-жертвы.
Вместе с тем, все же можно остановиться на некоторых общих закономерностях. В частности, было установлено, что единственный родитель в семье имеет больший риск быть подвергнутым насилию, чем родитель из полной семьи. Средний статистический возраст родителей, подвергающихся насилию со стороны детей, – 44 года [4] [5]. Это противоречит распространенному мнению, что насилию подвержены, прежде всего, те люди, которые стали родителями в слишком молодом возрасте.
Матери и мачехи (как в неполных, так и в полных семьях) в большей мере подвержены опасности стать жертвой насильственного поведения подростков. Причем и физически сильные (в меньшей степени), и физически слабые (в большей степени) матери могут быть подвержены насилию со стороны сына или дочери. По своим физическим кондициям матери в меньшей степени, чем отцы, способны дать отпор агрессивному подростку, дисциплинировать их или защищать себя и младших детей.
Отцы и отчимы также могут стать жертвой насилия, но, конечно же, не в такой степени, как матери и мачехи. Когда насилие возникает между детьми и их отцами, отцы часто реагируют ответной агрессией, и этот инцидент скорее квалифицируется как борьба, нежели насилие.
Примечательно, что родители с физическими или психическими недостатками, чаще, чем другие, становятся жертвами насилия. Не остаются в стороне и другие члены семьи – младшие дети, старики, домашние животные. Как и при всех других формах насилия, семейное насилие направленно на людей, которые воспринимаются агрессором как более слабые и уязвимые.
Родительские переживания, связанные с насилием
Все родители, подвергающиеся насилию, испытывают целую гамму различных эмоций: от страха за свою жизнь и опасения за безопасность их подростка до вины в случае жалоб за насильственный характер действий их детей со стороны окружающих. Эти переживания часто определяют не только восприятие обстановки в семье, но и поведение родителей, формируя психологию жертвы.
Отрицание. Для большинства родителей трудно признаться себе в том, что их ребенок может проявлять по отношению к ним насилие. Поэтому они могут первоначально просто отрицать проблему.
Ощущение фиаско, позора и вины. Многие родителей чувствуют себя угнетенными и опозоренными за то, что не смогли создать семейное счастье. Они подвергают сомнению свои способности к воспитанию, мучаются мыслями о том, что сделали все не так, как надо, и начинают походить на неудачников. Женщины особенно живут под гнетом социальных ожиданий и осуждающего мнения, что они плохие матери. Действительно, многие родители чувствуют ответственность за своих детей. Однако, признавая тот факт, что родители, конечно же, играют главную роль в развитии ребенка, они обычно обвиняются во всех грехах собственных детей. В результате у них не только формируется иррациональное убеждение в своей абсолютной вине, но они часто принимают полную ответственность за насильственные действия их ребенка.
Трудно согласиться с перспективой развития таких родительско-детских отношений. Изменение убеждения, что родители – единственный фактор влияния на их детей, может стать позитивной перспективой, особенно для тех, кто переживает вину и позор по поводу действий своих детей. Действительно, идея об исключительности родительского влияния на детей не только отрицает эффект других социальных воздействий на жизнь ребенка, но и возлагает на их плечи неимоверный груз ответственности. Парадоксальность ситуации состоит в том, что, как только они начинают искать помощи, они часто натыкаются на обвинения окружающих – и это еще больше усиливает их чувство вины. Доминирующее чувство вины и ощущение чрезмерной ответственности часто делают родителей невосприимчивыми к положительным и полезным советам по поводу изменения их поведения и не позволяют предпринять эффективные шаги, чтобы справиться с трудностями.
Отчаяние и изоляция. В дополнение к чувству исключительной ответственности, родители часто ощущают себя одинокими и изолированными. Они переживают безнадежность и беспомощность, потому что не способны управлять ситуацией либо из-за физической опасности, либо по причине их собственной эмоциональной нестабильности. Отчаяние и дисгармония в семейной жизни и ощущение изолированности в данной ситуации делают изменение убеждений еще более проблематичным.
Напряженность отношений. Проявление насилия со стороны подростков отражается и на отношениях между родителями. Отсутствие единого взгляда на процесс воспитания приводит к спорам и скандалам и существенно ограничивает количество времени, которое родители могли бы потратить, чтобы побыть вместе. В результате, супруги перестают интересоваться друг другом, круг общения замыкается на вопросах дисциплины подростка и обсуждении, «что он еще натворил». Результатом подобных отношений часто является потеря эмоциональной близости между родителями, напряженность отношений, отсутствие поддержки и теплоты, что иногда приводят к разводу.
Доверие. Почти все родители, подвергающиеся насилию, чувствуют себя неспособными доверять детям, особенно, когда те остаются одни дома. Постоянный страх конфронтации и нестабильность ситуации, мысли о том, что будет, когда они возвратятся домой, чрезмерно беспокоят родителей. Кроме того, это постоянное сомнение, будет ли ребенок вообще дома или страх, что с ребенком опять придется иметь дело, что их дом и имущество будут повреждены или что-то опять украдено.
Самое большая трудность состоит в том, чтобы изменить чувство безнадежности и инерции, которые возникают из-за отчаяния. Родители агрессивных подростков часто выглядят либо эмоционально парализованными и бесчувственными, либо активными, выполняющими набор ритуальных действий, с помощью которых они беспомощно пытаются противостоять тирании собственных детей.
Здоровье. Стресс и напряжение при общении с агрессивными подростками могут иметь негативные последствия для здоровья родителей, иногда усугубляя имеющиеся проблемы, иногда создавая новые. Многие родители прибегают к использованию лекарственных препаратов в надежде справиться со стрессом и напряженной ситуацией. Некоторые родители начинают употреблять алкоголь, реже наркотики.
Потеря. Когда по разным причинам подросток покидает дом (уход из дома, заключение и прочее), некоторые члены семьи испытывают сильное чувство одиночества и часто горюют о потере их ребенка (брата, сестры). Они также могут горевать о нарушении целостности, разрушении единства семьи. Это особенно травматично для неполных семей, где подросток – единственный ребенок. В случаях, когда молодой человек имеет собственного ребенка, родители теряют не только его, но и контакты с внуком.
Сиблинги. Насильственные действия подростков могут распространяться на других детей в семье и порождать опасения родителей за их безопасность. Некоторые родители обеспокоены, что такие действия, как употребление наркотиков, алкоголя, проституция, могут стать примером для подражания для других детей и распространить «эту заразу» на остальную часть семьи. Кроме того, фокусировка на агрессивном ребенке часто отнимает много времени и энергии родителей и, тем самым, отвлекает их внимание от других детей. В свою очередь, дети, родители которых обходят их вниманием, становятся агрессивными, чтобы получить это внимание, или депрессивными.
Другие межличностные отношения
Родительские и детские отношения с друзьями и родственниками также могут быть пронизаны насилием. Подростки часто манипулируют другими членами семьи, убеждая, что их склонность к насилию – последствие плохого отношения к ним родителей, достойное жалости и снисхождения. Таким образом, любая вспышка ярости и любое хамство могут быть объяснимы «плохим воспитанием».
Работа
Стресс, вызванный насилием, распространяется и на занятия вне дома. Родители приносят свои беспокойство и тревогу на работу.
Волнение родителей, чьих детей переводят из школы в школу или которые убегают из дома, может помешать им сконцентрироваться на профессиональной деятельности. Их беспокойство относительно местонахождения ребенка, тревога за безопасность ребенка, может привести к безразличию и даже травматизму на работе.
Некоторые родители также обеспокоены звонками на работу из милиции или социальных служб, необходимостью выплачивать различного рода штрафы и компенсации за нанесенный ущерб.
Семейные факторы
Достаточно сложно однозначно определить причины и факторы, приводящие к насилию детей над родителями. Однако можно безошибочно назвать некоторые из них.
Родительская власть (авторитет). Пожалуй, любая семья имеет потребность в ясной структуре и определении лидерства. Родители, будучи ответственными, понимают, что они имеют право устанавливать ограничения и говорить: «Это – мой дом, и вы не можете вести себя в нем, как вам вздумается!» Некоторые из них, боясь потерять любовь их детей, избегают установления правил и стандартов поведения. Иногда родители так запуганы, что, стремясь избежать конфронтации, позволяют подростку лидировать в доме. Когда подростки чувствуют, что их родители не в состоянии контролировать ситуацию в семье, они принимают на себя роль управляющего, так как обеспечивают себе ощущение защищенности и безопасности. Таким образом, роли детей и родителей меняются местами. Однако для большинства подростков это дополнительное бремя в борьбе за власть в семье.