Определение насилия над родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:06, реферат

Описание работы

Насилие над родителями – это любые действия ребенка, которые связаны с причинением физического, психологического или финансового ущерба, а также направленные на получение власти и контроля над родителем.
Большинство подростков обычно проходят этап, связанный с попытками сепарации от родителей. Обычно этот процесс называют «индивидуализацией».

Файлы: 1 файл

насилие над родителями.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

Использование принудительных мер. Следует признать нормальным, что в жизни каждого подростка бывает период «Я ненавижу ваши правила!», но родительская работа и состоит в том, чтобы постараться, несмотря на протест подростков, вводя ограничения и правила, «удержать детей в узде». Иногда такие попытки родителей имеют успех. Однако при таком подходе некоторые дети становятся более агрессивными и отказываются повиноваться правилам до тех пор, пока родители не разъяснят, что такое поведение неприемлемо, и именно поэтому родители вводят некоторые ограничения.

Изменения в структуре семьи. В ситуации развода дети злятся и обижаются на родителя, с которым они остаются жить (обычно на мать), за те изменения, которые произошли в их доме, в отношениях с друзьями или в образе жизни в целом. Подростки иногда ревнуют к потере внимания со стороны их матери или отца, особенно, когда у тех появляются другие партнеры. Когда мать – единственный родитель, подростки иногда срывают свой гнев на ней просто потому, что она рядом и «больше не на ком».

Социальная изоляция

Чувства изоляции и отчужденности от семьи, школы и общества часто есть продукт современной «эмоционально холодной» цивилизации. Ощущение разъединенности делает большинство подростков более агрессивными.

Современный пресс работы и денег создают дополнительное напряжение, вызывает семейные проблемы и заставляет родителей уделять все меньше времени на полноценное общение с ребенком. Когда дети маленькие, родители без труда справляются с бременем ответственности и необходимости планирования их действий, но, когда дети достигают подросткового или юношеского возраста, это становится делать все труднее и труднее.

Чувствующие себя отчужденными от родителей, подростки жаждут их внимание и поэтому могут использовать агрессию в виде средства выражения фрустрации и гнева. В будущем такие подростки могут испытывать недостаток социальной зрелости, что может привести к другим формам асоциального поведения. Эти подростки нуждаются в постоянном взрослом руководстве и лидерстве.

Сопутствующие факторы

В современном обществе насилие и агрессия обычно используется для достижения каких-то определенных целей и поддержания контроля. То, что агрессия и насилие буквально пронизывают все сферы человеческой жизни, пожалуй, самое распространенно мнение. Действительно, в некоторых семьях или сообществах физическая и вербальная агрессия, эмоциональное насилие – принятый метод воспитания и взаимоотношений. И, если это продолжалось в течение многих лет или поколений, это, возможно, стало общепринятой моделью поведения.

Следование за образцом. Некоторые склонные к насилию подростки сами были жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия или были свидетелями такого насилия по отношению к их родителям или сиблингам. Таким образом, они могут использовать насильственные паттерны поведения как способ воспроизведения взрослых отношений, а также в качестве проявления власти и контроля во взаимодействии с окружающими.

К сожалению, подростки, которые сталкиваются с насилием, часто сосредоточиваются не на возмездии виновнику насилия – вместо этого они направляют агрессию на ни в чем неповинного родителя. Отмечается, что мальчики больше, чем девочки, имеют тенденцию идентифицироваться с их отцами и, следовательно, с большей вероятностью будут заимствовать их негативные и позитивные черты. В исследованиях агрессивного поведения подростков доказывается, что комбинация отцовской агрессии, неадекватного «дисциплинирования» и негативного отношения к ребенку провоцируют возникновение агрессивного и делинквентного поведения. Это может иметь серьезные последствия для мальчиков, ставших свидетелями насильственного поведения их отцов по отношению к матерям.

Стериотипизация сексуальной роли и насилие над женщиной. Длительная девальвация женщин в патриархальном обществе, несмотря на усилия правозащитных и феминистских организаций, до сих пор не изменило положение вещей: женщины все еще меньше зарабатывают, чем мужчины, они недостаточно представлены и имеют более низкий статус в институтах власти. Как жертвы сложившихся гендерных предрассудков и продолжающегося насилия, многие женщины испытывают недостаток доверия к себе как к гражданам и как к родителям. Однако следует признать, что женщины, выполняя материнскую роль, все же в большей мере ответственны за воспитание детей. Вместе с тем, многие из отцов наравне с матерями обеспокоены агрессивностью детей и с готовностью разделяют ответственность за поиски необходимой помощи, хотя при этом могут оставаться эмоционально и физически холодными или даже агрессивными.

В последние годы и педагоги, и криминалисты отмечают увеличение распространенности агрессивного поведения среди девочек-подростков. Некоторые утверждают, что это результат женского протеста, когда молодые женщины восстают против традиционной концепции, в которой «девочки являются робкими, пассивными и испуганными существами». Действительно, многие молодые женщины хотят обладать властью и быть признанными, и в этом случае их гнев можно расценивать как оправданный и конструктивный, как ответ на социальную несправедливость и господство мужчин. Однако их гнев иногда совершенно необоснован, а агрессия принимает разрушительный характер.

Некоторые психологи считают, что девочки, часто подражая агрессивному поведению мужчин, выражают ненависть по отношению к матерям, считая их виновными в покорности и подверженности их насилию со стороны отца или отчима. Совершенно очевидно, что стратегия подчинения, которую женщины используют, чтобы справиться с насилием, мало эффективна и часто ведет к дальнейшему преследованию.

Традиционно женщины всегда были и остаются более восприимчивыми к чувствам и эмоциональным переживаниям. Многие подростки полагают, что им легче делиться их переживаниями именно с матерями. Они не так бояться матерей, как отцов, которые, согласно их социальной роли, чаще реагируют более агрессивно на попытки подростка выразить свои чувства. В результате этого подростки могут выражать целую гамму чувств матерям, включая гнев.

Роль школы. Молодежь находится под большим давлением школьного окружения и сверстников. Школьная среда может быть насильственна, опасна и непочтительна. Дети испытывают угрозу насилия или подвергаются насилию со стороны других учащихся. Угроза насилия и давление, чтобы сделать ребенка «покладистым» в школе, заставляет многих подростков чувствовать себя уязвимыми и понижает их чувство собственного достоинства. Они стремятся контролировать себя, чтобы не показаться слабыми перед одноклассниками и избежать преследований. Преподаватели же часто сами чувствуют себя столь же бессильными, как любой другой взрослый, когда сталкиваются с агрессией подростков.

Школьная жизнь часто организована таким образом, что не предполагает никаких «каналов» для разрядки напряжения, которое дети испытывают в школе. Поэтому многие подростки отреагируют накопленные в школе гнев и агрессию дома или в других местах. Родителям, которые подвергаются насилию со стороны их детей, редко, а чаще никогда, не получают поддержку и помощь со стороны школы.

Употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания. Употребление алкоголя и наркотиков напрямую коррелируют с насильственным поведением подростков. Вместе с тем, хотя токсикомания не является причиной агрессивного поведение, такие действия подростков нельзя признать благополучными. Кроме того попытки родителей пресечь такое поведение и оказать помощь детям, могут встретить со стороны подростков достаточно агрессивный отпор.

Серьезные психические расстройства. В некоторых редких случаях подростковое насилие может быть признаком серьезного психического расстройства. К сожалению, эти расстройства часто трудно диагностируемы.

Хотя диагноз может как-то объяснить некоторые особенности агрессивного поведения, его постановка не должна поколебать убеждение родителей, что даже в этой ситуации можно добиться того, чтобы дети относились к ним с уважением. Пока диагноз о психическом заболевании их детей окончательно не установлен, родители должны предпринимать попытки понять, что происходит с их детьми, и как-то изменить ситуацию. Самое большое ограничение для изменения ситуации – чувство безнадежности и инерции, вызванные отчаянным положением родителей. Как уже отмечалось, родители агрессивных подростков находятся либо в эмоциональном ступоре, либо выполняют набор ритуализированных действий, чтобы совладать с собственной беспомощностью.

Примечательно, что постановка медицинского диагноза часто приносит родителям облегчение, позволяя избавиться от чувства вины и порицаний окружающих, предписанное лечения помогает контролировать агрессивное поведение.

Менее серьезные психические расстройства. У некоторых подростков, склонных проявлять агрессию по отношению к их родителям, диагностируют нарушения активности и внимания, поведенческие расстройства.

Методы воспитания. Многие современные родители направляют свою энергию на то, чтобы создать комфортные условия существования и сделать их детей счастливыми вместо того, чтобы формировать у них ответственность. Они пытаются изменить родительскую позицию с авторитетного дисциплинирования на установление партнерских отношений, в которых родители являются «друзьями» их детей. В результате у детей формируется образ родителей, как людей, чей обязанностью является сделать их счастливыми. Иногда это заканчивается неэффективными и нездоровыми родительскодетскими отношениями, в которых родители обращаются с детьми, как с компаньонами или партнерами.

Изменение отношения к ребенку, под воздействием борьбы за права детей, привело к неоднозначно «позитивным» последствиям. С одной стороны, было признано, что дети имеют права и они должны быть защищены, с другой – это привело к неблагоприятному кризису лидерства и руководства в пределах семьи.

«Новая этика воспитания ребенка» сместила акцент с необходимости структурирования и лидерства в семье на признание потребности детей иметь возможность выражать чувства и оценочные суждения. Доброта, мягкость и признание важности свободного выражения ребенком чувств стали основными принципами «положительного» воспитания. Очень популярными стали идеи, препятствующие родителям чрезмерно контролировать их детей [6]:

  • Дети должны иметь возможность совершать собственные ошибки.
  • Если родители будут опекать детей, они никогда не научатся ответственному поведению.
  • Чтобы дети ни делали, это их жизнь.
  • Детям нужно доверять (вне зависимости, заслуживают они этого или нет). Иначе рост внутренних ресурсов будет медленным, творческий потенциал и стремление к самовыражению может вообще не развиться.
  • Молодые люди должны иметь возможность самостоятельно принимать решения (поэтому родители не должны навязывать им свои суждения).
  • Эго ребенка не будет сформированным, если его право на частную жизнь будет нарушено.
  • Использование наказания без предварительного предупреждения может иметь серьезные последствия.

Вместе с тем, большинство родителей, педагогов и психологов, признавая необходимость соблюдения прав ребенка, отмечают, что должен существовать некий баланс между правами детей и их обязанностями. Подростки ответственны за свои действия и поведение и должны нести за них отвечать, хотя они могут настойчиво сопротивляться этому, делегируя лидерские полномочия собственным родителям. Взрослые же, опекая подростковую культуры, часто живут в мире иррациональных убеждений об ответственности за мир, который они создали для своих детей.

 


Информация о работе Определение насилия над родителями