Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 23:48, реферат
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.
Введение.
Определение ротацизма, их место в ряду других нарушений звукопроизношения, возможные причины возникновения.
Виды ротацизма и параротацизма.
Этапы логопедического воздействия.
Подготовительный этап.
Развитие фонематического слуха.
Формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.
Заключение.
Список литературы.
Вытягивание губ вперед трубочкой («трубочка»).
Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой («заборчик» -- «трубочка»).
Спокойное открывание и закрывание рта,.губы -- в положении улыбки.
Язык широкий («лопаточка»).
Язык узкий («иголочка»).
Чередование положений языка: широкий – узкий («лопаточка» -- «иголочка»).
Подъем языка за верхние зубы.
Чередование движений языка вверх-вниз («качели»).
10) Чередование следующих движений языка: при опущенном кончике отодвигать язык в глубь рта – приближать к передним нижним резцам.
Упражнения для подготовки к правильному произношению звука [р].
Губы – в улыбке, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону; нижняя челюсть остается неподвижной («почистим зубки»).
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед до внутренней поверхности зубов, и назад к мягкому небу («маляр»).
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз; нижняя челюсть должна оставаться неподвижной (« вкусное варенье»).
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом темп ускорить и добавить голос, пока не послышится бл-бл («индюк»).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, затем ускоряя темп («лошадка»).
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот («грибок»).
Сделать «грибок» и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку («гармошка»).
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно, затем темп постепенно ускорять («барабанщики»).
Открыть рот, поднять язык в виде чашечки вверх. Боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен, по середине языка идет воздушная струя, подключается голос («шмель»).
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа, вверх («фокус»).
Заключение.
В реферате мы рассмотрели статью и аудиозапись с примером нарушения речи – ротацизмом. С помощью них мы выявили причины возникновения данного дефекта, а также предложили полный конспект занятия по коррекции выбранного речевого нарушения.
Логопедическая помощь по исправлению звукопроизношения у подростков и взрослых не намного отличается по способам формирования звуков у детей и младших школьников. Но методы логопедического воздействия все же имеют свои особенности, в основном это касается психологической стороны вопроса в общем педагогическом процессе воспитания речи у подростков.
К сожалению, в логопедической практике не решены вопросы о выявлении нарушения звукопроизношения среди учащихся 5-11 классов, и оказания им логопедической помощи.
Не достаточно в общеобразовательных школах ведется совместная работа психолога и логопеда по воспитанию речи именно у подростков, ведения с ними психолого-логопедической коррекции.
Список литературы.
1. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой.— М., 2002.
2. Хватцев М. Е. Логопедия.— М., 2005.
3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М.,2006.
4. Филичева Т. Б. Чевелева Н. А. Дислалия у детей.— М., 2001.
5. Филичева Т. Б. Туманова Т. В. Учись говорить правильно.— М., 2008.
6. Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет.—М., 2010.
7. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи.— С.-П., 2009.
8. Алифанова Е. А. Егорова Н. Е. Логопедические упражнения в рифмах.— М., 2000.
9. Левчук Е. А. Музыка звуков.— С.-П., 2004.
10. Синицына И. Ю. Буду чисто говорить.— М., 2002.