Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: период адаптации ребенка к началу систематического обучения в школе является одним из наиболее трудных, течение которого во многом зависит от состояния здоровья и степени готовности физиологических систем организма к постоянному воздействию учебных нагрузок. Степень готовности ребенка к школе оценивается уровнем развития основных психофизиологических функций.[2.c.30-33] Однако не менее значимым является уровень физической подготовки, поскольку учебный процесс в школе предъявляет к организму ребенка повышенные учебные и статические нагрузки.
Развитие функциональных резервов организма детей во многом определяется уровнем их двигательной активности, в том числе в организованных ее формах в дошкольных образовательных учреждениях. [3 c.21-25]

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........2
1. Теоретический анализ проблемы оптимизации двигательной активности детей …………….………………………….……………………………………4
1.1. Характеристика и значение двигательной активности детей.……......4- 6
1.2. Оптимизация двигательной активности по мнению ученых и исследователей ............................................................................................6-9
1.3. Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста..9-14
1.4.Планирование двигательной активности дошкольников по этапам……………………………………………………..…………………14-17
2. Опытно-экспериментальная работа по повышению двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях
2.1. Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе группы на физкультурных занятиях……………………………..18-22
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованных источников информации……………………

Файлы: 1 файл

оглавление.docx

— 54.52 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………........2

1. Теоретический анализ проблемы оптимизации двигательной активности детей …………….………………………….……………………………………4

1.1. Характеристика и значение двигательной активности детей.……......4- 6

1.2. Оптимизация двигательной активности по мнению ученых и исследователей  ............................................................................................6-9

1.3. Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста..9-14

1.4.Планирование двигательной активности дошкольников по этапам……………………………………………………..…………………14-17

2. Опытно-экспериментальная работа по повышению двигательной активности детей 6-7 лет на физкультурных занятиях

2.1. Диагностика уровня  двигательной активности детей  подготовительной к школе группы  на физкультурных занятиях……………………………..18-22

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованных источников информации…………………………...23

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования [3 с. 22-30]. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Актуальность темы исследования: период адаптации ребенка к началу систематического обучения в школе является одним из наиболее трудных, течение которого во многом зависит от состояния здоровья и степени готовности физиологических систем организма к постоянному воздействию учебных нагрузок. Степень готовности ребенка к школе оценивается уровнем развития основных психофизиологических функций.[2.c.30-33] Однако не менее значимым является уровень физической подготовки, поскольку учебный процесс в школе предъявляет к организму ребенка повышенные учебные и статические нагрузки.

Развитие функциональных резервов организма детей во многом определяется уровнем их двигательной активности, в том числе в организованных ее формах в дошкольных образовательных учреждениях. [3 c.21-25]

Под физической подготовкой детей дошкольного возраста в ДОУ понимается не только уровень физической подготовленности, но и уровень функциональных возможностей организма детей. Необходимость оптимизации физической подготовки детей дошкольного возраста обусловлена увеличением объема образовательных нагрузок и интенсификацией учебного процесса в современной начальной школе и может быть достигнуто посредством совершенствования двигательных режимов детей в детском саду с целенаправленным развитием и тренировкой  значимо важных  в школе физических качеств.

В соответствии с вышеизложенным нами были определены цель и задачи исследования темы курсовой работы.

Цель исследования: теоретически обосновать влияние разных форм организации двигательной активности детей дошкольного возраста в детском саду на функциональные возможности их организма и физическую подготовленность.

Объект исследования: объектом исследования является процесс развития двигательной активности у детей дошкольного возраста;

Предмет исследования: определение форм и содержания работы как средства оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: оптимизация двигательной активности детей будет возможна, если в ДОО разработан рациональный двигательный режим, соблюдены все требования к нему, а также организована самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

- охарактеризовать и теоретически исследовать методы оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста c использованием психолого-педагогической литературы по проблеме активизации двигательной активности;

- определить особенности  физического развития детей дошкольного  возраста;

- дать характеристику  режиму дня и выявить особенности организации двигательной активности детей разных возрастных групп;

- разработать модель двигательного режима в дошкольном образовательном учреждении.

Практическая значимость: были разработаны консультации для воспитателей и родителей по оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Согласно им были исследованы уровни двигательной активности старших дошкольников, приведены их оценки уровня физического развития и результаты тестирования физической подготовленности детей 4-5 лет к школе.

Разработаны методические рекомендации по оценке и динамическому наблюдению за физическим развитием и здоровьем детей старшего дошкольного возраста.

1. Теоретический анализ проблемы оптимизации двигательной активности детей.

1.1. Характеристика и значение двигательной активности детей.

Человеческое дитя – здоровое… развитое… 
Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. 
Как добиться этого? Ответ волнует нас, прежде всего как родителей, а уж потом как исследователей и педагогов-практиков.

 

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка [7; с.7]. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, сформулированному И.А.Аршавским. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма).

Особенность заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие [2; с.5].

Т.И.Осокина и Е.А. Тимофеева отмечают [24], что «от систематической работы мышцы увеличиваются в объеме, становятся крепче и в то же время не утрачивают характерную для детского возраста эластичность. Усиленная деятельность мышечной массы тела, вес которой в дошкольном возрасте составляет 22-24% общего веса, вызывает и усиленное функционирование всех органов и систем организма, т.к. требует обильного питания (кровоснабжения) и стимулирует обменные процессы. Чем лучше снабжается мышца кровью, тем выше ее работоспособность».

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

1.2. Оптимизация двигательной активности, по мнению ученых и исследователей

Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в разных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры (Л.В.Карманова, В.Г.Фролов, О.Г.Аракелян, Г.В.Шалыгина, Е.А.Тимофеева и др.). Авторами этих исследований разработаны содержание и методика проведения физических упражнений, направленных на увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста, показано положительное влияние сочетания физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха на организм детей.

В.Г.Фролов, Г.Г. Юрко [40] отмечают, что при проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. А многократное повторение упражнений в условиях большего пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

В исследованиях М.А. Руновой по проблеме оптимизации двигательной активности детей в ДОУ с учетом индивидуального уровня их развития, отмечается: «Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния «здоровья и гармоническому физическому развитию» [3;с.81].

На основе комплексной оценки основных показателей двигательной активности - объема, продолжительности и интенсивности, М.А. Рунова распределила детей на три подгруппы, по уровням развития ДА (высокий, средний и низкий уровни). По мнению автора, это даст возможность воспитателю проводить дифференцированную работу с подгруппами и использовать индивидуальный подход [3; с.82-83].

Согласно рекомендациям М.Я. Набатниковой [21], верхняя зона интенсивности физических нагрузок была поделена на предельную (частота сердечных сокращений выше 190 уд/мин), околопредельную (170-180 уд/мин) и большую (150-169 уд/мин). Такое деление, по мнению Г.Г. Попова [29], необходимо не только при работе в каждой из этих зон, но и по причине значительной разницы в методике их организации и проведения.

Анализ специальной литературы свидетельствует, что одним из перспективных инновационных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов технологии спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в ДОУ. По мнению В.К. Бальсевича, концепция тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.

«Применительно к решению задач физического воспитания детей под оздоровительной тренировкой (по определению С.Б. Шармановой и А.И. Федорова) следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка».

«Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его планировании, - считают Н.М. Амосов <http://paralife.narod.ru/1health/amosov/contents.htm>, В.К. Бальсевич, В.Н. Новохатько и Е.И.Панкратьев, - преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия» [42;с.52].

М.Н.Кузнецова [18], говоря о двусторонней зависимости между физическим и нервно-психическим развитием считает, что более интенсивная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее физическое развитие, в свою очередь, стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие.

Информация о работе Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста