Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа
В настоящей курсовой работе нами ставятся следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике в начальной школе.
2. Изучить особенности и формы внеклассной работы по математике в начальной школе.
3.Описать опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе.
Введение…………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах.
1.1.Значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах………………………………………………………………………..5-9
1.2.Основные формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах…………………………………………………………..10-17
Глава 2. Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе.
2.1. Внеклассные занятия по математике в начальных классах……….18-24
2.2. Планирование кружковых занятий по математике в 1-3 классах….25-31
Заключение…………………………………………………………………..32
Литература …………………………………………………………………..33-34
Этого будет достаточно для
постепенного математического развития
каждого учащегося в
Остановимся поподробнее на некоторых формах внеклассной работы.
Кружковые занятия
Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной
формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся
и тому подобное. При этом желательно учащимся предоставлять больше
инициативы, давать им больше возможностей высказывать собственные суждения по обсуждаемому вопросу. Надо учесть, что иногда ошибочные рассуждения и их опровержения, тренировка в “разговоре” на математические темы дает учащимся больше пользы, чем изложение учителем готовых решений. Ребята нуждаются в развитии собственной инициативы, своего личного подхода к решению данной задачи. Важно поощрять различные способы решения задач, не стремиться навязывать свое решение. Вместе с тем, учителю необходимо следить за тем, чтобы тематика занятий и методы работы в кружке были разнообразной. Ценность содержания внеклассной работы и определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Но основной отличительной особенностью кружковой работы является принцип добровольности вовлечения в работу.
На кружковых занятиях школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи на незнакомую фабулу, с непривычным для них математическим содержанием. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать. Нецелесообразно на занятиях кружка проводить систематическое повторение ранее пройденных вопросов, так как основная задача кружковой работы - развитие творческого подхода, повышение уровня математической
подготовки, но не сообщение
учащимся определенных математических
фактов, подлежащих обязательному усвоению.
Учитель на занятиях не должен стеснять
инициативы и находчивости учащихся
в поисках решения задачи, облегчения
вычислений. Кроме того, для занятий
необходимо подбирать такие задания,
которые представляют собой развитие
типовых задач, предусмотренных
или непредусмотренных
К занятию учителю необходимо готовиться. Следует обдумывать план каждого занятия кружка, учитывая разнообразие методов работы с учащимися. Включать в этот план отдельные фрагменты бесед учителя, рассказов, выступлений учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересными решениями задач, сообщениями о самостоятельных “исследованиях” и так далее. Это поможет обобщению опыта внеклассной работы, систематическому улучшению ее организации и методики. (5, 24)
Цель и характер проведения математических вечеров (утренников)
несколько отличны от обычных целей и привычного образа действий, когда учащийся “занимается” математикой: решает задачи, доказывает теоремы, выполняет геометрические построения или является зрителем и слушателем литературно-художественного вечера.
Прежде всего, на
таких вечерах, как правило,
присутствуют не только те
учащиеся, которые проявили свои
способности в математике, но
и школьники, которые такого
интереса к математике еще
не имеют, а их успехи по
этому предмету весьма скромны.
Организация математических
вечеров для школьников
Конечно, нужно при
этом помнить, что чрезмерное
увлечение занимательной
Ценность математических
вечеров не только и не, сколько
в их математическом
При этом содержание
вечера не может
математическими вопросами. Математическая тематика предстает перед учащимися в игровой форме в виде ребусов, кроссвордов, викторин, занимательных вопросов и ответов, загадок, софизмов и тщательно замаскированных ошибок в рассуждениях, которые учащиеся должны обнаружить, и другие.
Занятия такого вида вызывают острый интерес у учащихся, дают им
возможность вдоволь пофантазировать, опираясь как на интуицию и здравый смысл, так и на рассуждения, подчиняющиеся логике, принятой в математических доказательствах.
В методике проведения
вечера следует учитывать
При организации вечера необходимо добиваться активного участия школьников в работе, вызывать дискуссии, споры, публичный обмен мнениями, утверждениями и подробный и популярный разбор правильного решения вопроса, оглашение фамилий учащихся, которые способствовали отысканию истины.
Содержание вечера должно перекликаться со школьным курсом математики и отчасти отражать содержание занятий в кружке и в достаточной мере быть доступным и вновь пришедшим учащимся, не уделявшим до этого большого внимания занятиям математикой.
Математические вечера нецелесообразно проводить часто. Их подготовка занимает немало времени, в нее вовлечены многие учащиеся, поэтому таких вечеров должно быть один-два в год. Целесообразней включать их в общешкольный план работы.
Можно также устраивать вечера для всех классов параллели. В этом случае вечер можно провести в качестве соревнования команд от каждого класса. Ученики, не занявшие место в команде, должны организовать группу поддержки, можно придумать даже кричалки. Наиболее уместным концом
такого вечера может явиться дискотека. Сценарием такого вечера может служить сценарий классного КВНа, викторины или утренника.
Весь порядок проведения вечера должен быть подробно спланирован и расписан: материал и задания учащимися должны быть заранее даны. Необходим и четкий порядок контроля за выполнением заданий. Здесь в помощь следует привлекать старших учащихся, учителей смежных классов, которые совместно готовят вечер. В поручениях необходимо учесть: оформление зала, приглашение гостей, проведение отдельных фрагментов вечера, выставки работ учащихся (классные тетради, лучшие контрольные работы, оригинальные решения задач; лучшие задачи, составленные самими учащимися, лучшие газеты).
Вечер занимательной математики замышляется как определенный о состоянии математического образования в классах данной параллели.
Одним из разделов вечера может быть оглашение результатов работы кружковцев, результатов проводимого математического конкурса, а в конце года и объявление результатов проведенного зачета. Не следует забывать и различные занимательные фокусы, отгадки задуманных чисел и прочее.
Организация вечера или проведение математической викторины требует значительной подготовительной работы. При этом не следует забывать, что сама подготовка не менее полезна для учащихся, чем проведение мероприятия. (22, 77)
Большую роль на
внеклассных занятиях по
в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию,
связанную с математикой: праздничное оформление класса, красочные оригинальные газеты, красоту древней легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, наконец, стройность мыслей при решении логических задач. Игра так же содействует воспитанию дисциплинированности, так как проводится по правилам.
Чтобы игра была
наиболее эффективной,
математических игр учителю необходимо соблюдать некоторые правила. Правила должны быть простыми, точно сформулированными, доступными.
Игровой характер
проведения внеклассных
Игры имеют познавательное значение, поэтому на первом плане должны
оказаться умственные задания,
для решения которых в
В процессе игры
должно быть выполнено
Что касается подбора
игр, то здесь учителю
- цель игры;
- количество участвующих;
- необходимые материалы и пособия;
- как ознакомить детей
с правилами игры в
- длительность игры (игра не должна быть “затянутой”, чтобы дети захотели вернуться к ней);
- как обеспечить наиболее полное участие детей в игре;
- как организовать наблюдение за детьми в процессе игры, чтобы понять
интересна ли она им;
- как можно использовать
основу игры с другим
- какие выводы должны сделать дети после игры. (26, 69)
Кроме того, математические игры могут быть настольными и подвижными. В первом случае материал для нее могут изготовить сами дети на уроках труда или рисования (например, математическое лото). Примером подвижной игры может стать математическая эстафета.
Таким образом, формы внеклассной работы по математике очень разнообразны. Педагогу, проводящему внеклассную работу систематически, можно их комбинировать.
Глава 2. Опыт организации внеклассной работы по математике в начальных классах.
2.1. Внеклассные занятия по математике в начальных классах.
Групповые занятия после уроков чаще называют внеклассными занятиями по математике. Их отличительная особенность в том, что они имеют наибольшее сходство с обычным школьным уроком. По существу они и являются школьными уроками, в основе которых лежат интересные истории, путешествия, соревнования, то есть это уроки, которые проходят в игровой атмосфере. Внеклассные занятия близки к урокам тем, что используемый на занятиях математический материал - это материал школьной программы, может быть немного усложненный и расширенный.
Информация о работе Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе