Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В настоящей курсовой работе нами ставятся следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике в начальной школе.
2. Изучить особенности и формы внеклассной работы по математике в начальной школе.
3.Описать опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3-4
Глава 1. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах.
1.1.Значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах………………………………………………………………………..5-9
1.2.Основные формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах…………………………………………………………..10-17
Глава 2. Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе.
2.1. Внеклассные занятия по математике в начальных классах……….18-24
2.2. Планирование кружковых занятий по математике в 1-3 классах….25-31
Заключение…………………………………………………………………..32
Литература …………………………………………………………………..33-34

Файлы: 1 файл

курс по матем.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

                                                                10

Этого будет достаточно для  постепенного математического развития каждого учащегося в отдельности  и всего класса в целом.

   Остановимся поподробнее на некоторых формах внеклассной работы.

                                        Кружковые занятия

   Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной

формой коллективной учебной  работы, когда учитель ведет занятие  с группой учащихся, проводит необходимые  пояснения, спрашивает учащихся

и тому подобное. При этом желательно учащимся предоставлять  больше

инициативы, давать им больше возможностей высказывать собственные  суждения по обсуждаемому вопросу. Надо учесть, что иногда ошибочные рассуждения  и их опровержения, тренировка в  “разговоре” на математические темы дает учащимся больше пользы, чем изложение  учителем готовых решений. Ребята нуждаются  в развитии собственной инициативы, своего личного подхода к решению  данной задачи. Важно поощрять различные  способы решения задач, не стремиться навязывать свое решение. Вместе с тем, учителю необходимо следить за тем, чтобы тематика занятий и методы работы в кружке были разнообразной. Ценность содержания внеклассной работы и определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока  математики в классе. Но основной отличительной  особенностью кружковой работы является принцип добровольности вовлечения в работу.

   На кружковых занятиях школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи на незнакомую фабулу, с непривычным для них математическим содержанием. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать. Нецелесообразно на занятиях кружка проводить систематическое повторение ранее пройденных вопросов, так как основная задача кружковой работы - развитие творческого подхода, повышение уровня математической

                                                        11

подготовки, но не сообщение  учащимся определенных математических фактов, подлежащих обязательному усвоению. Учитель на занятиях не должен стеснять инициативы и находчивости учащихся в поисках решения задачи, облегчения вычислений. Кроме того, для занятий  необходимо подбирать такие задания, которые представляют собой развитие типовых задач, предусмотренных  или непредусмотренных программой.

  К занятию учителю необходимо готовиться. Следует обдумывать план каждого занятия кружка, учитывая разнообразие методов работы с учащимися. Включать в этот план отдельные фрагменты бесед учителя, рассказов, выступлений учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересными решениями задач, сообщениями о самостоятельных “исследованиях” и так далее. Это поможет обобщению опыта внеклассной работы, систематическому улучшению ее организации и методики. (5, 24)

                                     Математические вечера

  Цель и характер проведения математических вечеров (утренников)

несколько отличны от обычных  целей и привычного образа действий, когда учащийся “занимается” математикой: решает задачи, доказывает теоремы, выполняет геометрические построения или является зрителем и слушателем литературно-художественного вечера.

  Прежде всего, на  таких вечерах, как правило,  присутствуют не только те  учащиеся, которые проявили свои  способности в математике, но  и школьники, которые такого  интереса к математике еще  не имеют, а их успехи по  этому предмету весьма скромны.  Степень их участия в математическом  вечере зачастую ограничивается  лишь таким видом деятельности, который прямо не связан с  предметом: подготовкой оформления вечера, выпуском газеты, исполнением ролей в инсценировках, подготовкой билетов и премий, декламацией стихотворений, раздачей материала для игры и так далее.

                                                             12

  Организация математических  вечеров для школьников младшего  возраста имеет своей целью:

  • заинтересовать предметом;
  • представить серьезные математические идеи в занимательной форме;
  • вызвать удивление, желание помечтать;
  • вызвать стремление самому сформулировать и решить задачу.

  Конечно, нужно при  этом помнить, что чрезмерное  увлечение занимательной стороной  математики не даст желаемого  результата. На одних шутках и  внешних эффектах не привьёшь  учащемуся настоящего и устойчивого  интереса к занятиям математикой.

  Ценность математических  вечеров не только и не, сколько  в их математическом содержании, сколько в характере деятельности  на этих вечерах. Это вечер,  на котором дети фантазируют,  учатся рассуждать, правильно мыслить  и говорить. Таким образом, время,  проведенное на математическом  вечере, для учащихся работает  не на одну только математику, а имеет общекультурную ценность  и воспитательное значение.

  • Формы математических вечеров бывают разными. Они могут проходить в виде
  • викторин,
  • КВНов,
  • соревнований одной группы учащихся с другой,
  • утренников.

  При этом содержание  вечера не может ограничиваться  одними лишь 

математическими вопросами. Математическая тематика предстает  перед учащимися в игровой  форме в виде ребусов, кроссвордов, викторин, занимательных вопросов и  ответов, загадок, софизмов и тщательно  замаскированных ошибок в рассуждениях, которые учащиеся должны обнаружить, и другие.

  Занятия такого вида  вызывают острый интерес у  учащихся, дают им 

                                                         13

возможность вдоволь пофантазировать, опираясь как на интуицию и здравый  смысл, так и на рассуждения, подчиняющиеся  логике, принятой в математических доказательствах.

   В методике проведения  вечера следует учитывать особенности  возраста учащихся 1-4 классов, а  именно, детям необходима постоянная  активная деятельность. Поэтому  большая часть времени у учащихся  должна быть занята выполнением  упражнений, решение которых не  требует пространных рассуждений,  длительного времени, не связано  с громоздкими вычислениями и  тождественными преобразованиями. Краткость решения, неожиданность  результата, занимательность, связь  с другими предметами вот основные  направления при разработке содержания  конкретного математического вечера.

  При организации вечера необходимо добиваться активного участия школьников в работе, вызывать дискуссии, споры, публичный обмен мнениями, утверждениями и подробный и популярный разбор правильного решения вопроса, оглашение фамилий учащихся, которые способствовали отысканию истины.

  Содержание вечера должно перекликаться со школьным курсом математики и отчасти отражать содержание занятий в кружке и в достаточной мере быть доступным и вновь пришедшим учащимся, не уделявшим до этого большого внимания занятиям математикой.

  Математические вечера нецелесообразно проводить часто. Их подготовка занимает немало времени, в нее вовлечены многие учащиеся, поэтому таких вечеров должно быть один-два в год. Целесообразней включать их в общешкольный план работы.

  Можно также устраивать вечера для всех классов параллели. В этом случае вечер можно провести в качестве соревнования команд от каждого класса. Ученики, не занявшие место в команде, должны организовать группу поддержки, можно придумать даже кричалки. Наиболее уместным концом

                                                              14

такого вечера может явиться  дискотека. Сценарием такого вечера может служить сценарий классного  КВНа, викторины или утренника.

   Весь порядок проведения вечера должен быть подробно спланирован и расписан: материал и задания учащимися должны быть заранее даны. Необходим и четкий порядок контроля за выполнением заданий. Здесь в помощь следует привлекать старших учащихся, учителей смежных классов, которые совместно готовят вечер. В поручениях необходимо учесть: оформление зала, приглашение гостей, проведение отдельных фрагментов вечера, выставки работ учащихся (классные тетради, лучшие контрольные работы, оригинальные решения задач; лучшие задачи, составленные самими учащимися, лучшие газеты).

  Вечер занимательной математики замышляется как определенный о состоянии математического образования в классах данной параллели.

  Одним из разделов вечера может быть оглашение результатов работы кружковцев, результатов проводимого математического конкурса, а в конце года и объявление результатов проведенного зачета. Не следует забывать и различные занимательные фокусы, отгадки задуманных чисел и прочее.

  Организация вечера или проведение математической викторины требует значительной подготовительной работы. При этом не следует забывать, что сама подготовка не менее полезна для учащихся, чем проведение мероприятия. (22, 77)

                                      Математические игры

  Большую роль на  внеклассных занятиях по математике  играют игры, главным образом  дидактические. Основная их ценность  в том, что они возбуждают  интерес детей, усиливают эффект  самого обучения. Создание игровых  ситуаций приводит к тому, что  дети увлечены игрой и незаметно  для себя и без особого труда  и напряжения приобретают определенные  знания, умения и навыки. Игра  делает отдельные элементы внеклассной  работы по математике эмоционально  насыщенными, вносит бодрый настрой 

                                                         15

в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию,

связанную с математикой: праздничное оформление класса, красочные  оригинальные газеты, красоту древней  легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, наконец, стройность мыслей при решении логических задач. Игра так же содействует воспитанию дисциплинированности, так как проводится по правилам.

  Чтобы игра была  наиболее эффективной, необходимо, чтобы учитель тоже включался  в игру. Но не следует забывать, что игра -  это не самоцель, а средство для развития интереса  к математике. Поэтому математическая  сторона должна выдвигаться на  передний план. Однако при проведении 

математических игр учителю  необходимо соблюдать некоторые  правила.    Правила должны быть простыми, точно сформулированными, доступными.

  • Игра не должна вызывать слишком бурной реакции детей.
  • Дидактический материал должен быть прост в изготовлении и удобен в использовании.
  • Если игра предполагает соревнование команд, то должен быть контроль и открытый учет результатов.
  • Дети должны активно участвовать в игре, а не бездействовать в длительном ожидании.
  • Легкие игры должны чередоваться с более трудными.
  • В конце должна быть проведена наиболее легкая и живая игра.
  • Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала должен соблюдаться принцип ѕ от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
  • Подвижные игры должны чередоваться со спокойными. (11,55)

  Игровой характер  проведения внеклассных занятий  по математике должен иметь  определенную меру.

Игры имеют познавательное значение, поэтому на первом плане  должны

                                                          16

оказаться умственные задания, для решения которых в мыслительной деятельности должны использоваться сравнение, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Надо предоставлять детям возможность  высказаться.

  В процессе игры  должно быть выполнено определенное  законченное действие, решено конкретное  задание, а после игры сделан  вывод.

  Что касается подбора  игр, то здесь учителю предоставляется  полная свобода, ведь, как говорил  Б.А. Кордемский: ”Любая игра является  математической, если ее исход  может быть предопределен предварительным  теоретическим анализом ”. (12,23) При подборе игр учителю необходимо продумывать следующие моменты:

- цель игры;

- количество участвующих;

- необходимые материалы  и пособия;

- как ознакомить детей  с правилами игры в минимальные  сроки;

- длительность игры (игра  не должна быть “затянутой”,  чтобы дети захотели вернуться  к ней);

- как обеспечить наиболее  полное участие детей в игре;

- как организовать наблюдение  за детьми в процессе игры, чтобы понять

интересна ли она им;

- как можно использовать  основу игры с другим математическим  материалом;

- какие выводы должны  сделать дети после игры. (26, 69)

   Кроме того, математические игры могут быть настольными и подвижными. В первом случае материал для нее могут изготовить сами дети на уроках труда или рисования (например, математическое лото). Примером подвижной игры может стать математическая эстафета.

  Таким образом, формы внеклассной работы по математике очень разнообразны. Педагогу, проводящему внеклассную работу систематически, можно их комбинировать.

                                                            17

   Глава 2. Опыт организации внеклассной работы по математике в начальных классах.

     2.1. Внеклассные занятия по математике в начальных классах.

    Групповые занятия после уроков чаще называют внеклассными занятиями по математике. Их отличительная особенность в том, что они имеют наибольшее сходство с обычным школьным уроком. По существу они и являются школьными уроками, в основе которых лежат интересные истории, путешествия, соревнования, то есть это уроки, которые проходят в игровой атмосфере. Внеклассные занятия близки к урокам тем, что используемый на занятиях математический материал - это материал школьной программы, может быть немного усложненный и расширенный.

Информация о работе Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе