Новосибирский Государственный
Аграрный Университет
Факультет
Государственного и Муниципального управления
Направление: «Управление персоналом»
Реферат по дисциплине организациооная
культура
на тему:
«Организационная
культура: сущность и структура»
Выполнила: Проверила:
Студентка 8106 группы старший
преподаватель
Савенко К.И. кафедры СЭРО
Дата Безрядина М.С.
Подпись Дата
Подпись
Новосибирск, 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Организационная
культура как нормативный регулятор и
практическая деятельность………………………………………………………………………….4
Структура
организационной культуры…………………………………………….6
Формирование
и реализация организационной культуры………………………11
Сила организационной культуры
и методы ее поддержания……………………18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список
литературы…………………………………………………………………23
Введение
Организационная культура является
основой жизненного потенциала организации.
Особенности отношений между людьми, устойчивые
нормы и принципы жизни и деятельности
организации, образцы положительного
и отрицательного поведения и многое другое,
что относится к ценностям и нормам, имеют
важное значение для эффективного управления.
Если можно говорить, что организация
имеет «душу», то этой душой является организационная
культура.
Носителями организационной
культуры являются люди. Однако в организациях
с устоявшейся организационной культурой
она как бы отделяется от людей и становится
фактором организации, ее частью, оказывающей
активное воздействие на членов организации,
модифицирующей их поведение в соответствии
с теми нормами и ценностями, которые
составляют ее основу.
Так как организационная культура
ре имеет явно выраженного проявления,
то ее изучение имеет определенную специфику.
Она играет очень важную роль в жизни организации
и должна являться предметом пристального
внимания со стороны руководства.
Организационная
культура как нормативный регулятор и
практическая деятельность
В современной литературе существует
довольно много определений организационной
культуры. Как и многие другие термины
организационно-управленческих дисциплин,
организационная культура не имеет
единственно верного толкования. Каждый
из авторов стремится дать свое собственное
определение этому понятию. Имеются как
очень узкие, так и очень широкие толкования
того, что же представляет собой культура
организации.
Большинство авторов сходится
на том, что культура организации представляет
собой сложную композицию важных предположений
(часто не поддающихся формулированию),
бездоказательно принимаемых и разделяемых
членами группы или организации. Часто
организационная культура трактуется
как принимаемые большей частью организации
философия и идеология управления, ценностные ориентации,
верования, ожидания, расположения и нормы,
лежащие в основе отношений и взаимодействий
как внутри организации, так и за ее пределами.
Организационная культура проявляется
в отношениях между людьми в организации.
Поэтому разные люди или разные части
в организации склонны описывать ее культуру
в схожих терминах.
Несмотря на очевидное разнообразие
определений и толкований организационной
культуры, в них есть общие моменты. Так,
в большинстве определений авторы
ссылаются на образцы базовых предположений,
которых придерживаются члены организации
в своем поведении и действиях. Эти предположения
часто связаны с видением окружающей индивида
среды (группы, организации, общества,
мира) и регулирующих ее переменных (природа,
пространство, время, работа, отношения
и т. д.). Нередко бывает трудно сформулировать
это видение применительно к организации.
Ценности (или ценностные ориентации),
которых может придерживаться индивид,
являются второй общей категорией,
включаемой авторами в определение организационной
культуры. Ценности ориентируют индивида
в том, какое поведение следует считать
допустимым или недопустимым. Так, в некоторых
организациях считается, что «клиент всегда
прав», поэтому в них недопустимо обвинять
клиента за неудачу в работе членов организации.
В других – может быть все наоборот. Однако
и в том, и в другом случае принятая ценность
помогает индивиду понять то, как он должен
действовать в конкретной ситуации.
И, наконец, третьим общим атрибутом
термина организационной культуры считается «символика»,
посредством которой ценностные ориентации
«передаются» членам организации. Многие
фирмы имеют специальные, предназначенные
для всех документы, в которых они детально
описывают свои ценностные ориентации.
Однако содержание и значение последних
наиболее полно раскрываются работником
через «ходячие» истории, легенды и мифы.
Их рассказывают, пересказывают, толкуют.
В результате этого они оказывают иногда
больше влияния на индивидов, чем те
ценности, которые записаны в рекламном
буклете компании.
Используя то общее, что присуще
многим определениям, предлагается понимать
организационную культуру следующим образом. Организационная
культура – это набор
наиболее важных предположений, принимаемых
членами организации и получающих выражение
в заявляемых организацией ценностях,
задающих людям ориентиры их поведения
и действий. Эти ценностные ориентации
передаются индивидам через «символические»
средства духовного и материального внутриорганизационного
окружения.
Вопрос о степени влияния организационной
культуры на успех организации все еще
остается открытым. Однако ясно, что отношения
между культурой и результатами работы
организации зависят во многом от содержания
тех ценностей, которые утверждаются конкретной
культурой в организации.
Структура
организационной культуры
Структуру
организационной культуры составляют набор предположений,
ценностей, верований и символов, следование
которым помогает людям в организации
справляться с их проблемами. Так, Э. Шайн
предложил рассматривать организационную
культуру по трем уровням.
Познание организационной культуры
начинается с первого, «поверхностного», или «символического»
уровня, включающего такие видимые внешние
факты, как применяемая технология и архитектура,
использование пространства и времени,
наблюдаемое поведение, язык, лозунги
и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать
через известные пять чувств человека
(видеть, слышать, ощущать вкус и запах,
осязать). На этом уровне вещи и явления
легко обнаружить, но не всегда их можно
расшифровать и интерпретировать и терминах
организационной культуры.
Те, кто пытаются познать организационную
культуру глубже затрагивают ее второй, «подповерхностный»
уровень. На этом уровне изучению подвергаются
ценности и верования, разделяемые членами
организации, в соответствии с тем, насколько
эти ценности отражаются в символах и
языке. Восприятие ценностей и верований
носит сознательный характер и зависит
от желания людей. Исследователи часто
ограничиваются этим уровнем, так как
на следующем уровне возникают почти непреодолимые
сложности.
Третий,«глубинный» уровень включает базовые предположения,
которые трудно осознать даже самим членам
организации без специального сосредоточения
на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые
на веру предположения направляют поведение
людей, помогая им воспринять атрибуты,
характеризующие организационную культуру.
Итак, организационная культура
охватывает большую область явлений духовной
и материальной жизни коллектива, а именно:
доминирующие в нем моральные нормы и
ценности, принятый кодекс поведения и
укоренившиеся ритуалы.
При изучении опыта передовых
организаций можно выделить следующие
основные признаки развитой организационной
культуры, которые формируют некоторую
совокупность стоящих перед ними основных
целей:
§ миссия организации (общая философия
и политика»;
§ базовые цели организации;
§ кодекс поведения.
Эти три обязательных элемента
организационной культуры в различных
организациях могут быть представлены
по-разному.
В общей организационной культуре
выделяют субъективную организационную
культуру и объективную организационную
культуру
Субъективная
организационная культура исходит из разделяемых работниками
образцов предположений, веры и ожиданий,
а также из группового восприятия организационного
окружения с его ценностями, нормами и
ролями, существующими вне личности. Сюда
включают ряд элементов «символики», особенно
ее «духовной» части: герои организации,
мифы, истории об организации и ее лидерах,
организационные табу, обряды и ритуалы,
восприятие языка общения и лозунгов.
Субъективная организационная
культура служит основой формирования управленческой
культуры, т.е. стилей руководства
и решения руководителями проблем, их
поведения в целом. Это создает различие
между схожими на вид организационными
культурами.
Объективную
организационную культуру обычно связывают с физическим
окружением, создаваемым в организации:
само здание и его дизайн, место расположения,
оборудование и мебель, цвета и объем пространства,
удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки
для автомобилей и сами автомобили. Все
это в той или иной степени отражает ценности,
которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта организационной
культуры важны, однако субъективный аспект
создает больше возможностей для нахождения
как общего, так и различий между людьми
и между организациями.
Существует много подходов
к выделению различных атрибутов, характеризующих
и идентифицирующих ту или иную культуру
как на макро-, так и на микроуровне. Так,
Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать
конкретную организационную культуру
на основе десяти характеристик1:
· осознание
себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие
работником своих внутренних настроений,
другие — поощряют их внешнее проявление;
в одних случаях независимость и творчество
проявляется через сотрудничество, а в
других — через индивидуализм);
· коммуникационная
система и язык общения (использование устной, письменной,
невербальной коммуникации разнится от
группы к группе, от организации к организации;
жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются
в зависимости от отраслевой, функциональной
и территориальной принадлежности организаций);
· внешний
вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды,
деловых стилей, опрятность, косметика,
прическа и т.п. подтверждают наличие множества
микрокультур);
· что и
как едят люди, привычки и традиции в этой
области (организация питания работников,
включая наличие или отсутствие таковых
мест на предприятии; люди приносят с собой
еду или посещают кафетерий внутри или
вне организации; дотация питания; периодичность
и продолжительность питания; едят ли
работники разных уровней вместе или отдельно
и т.п.);
· осознание
времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности
времени у работников; соблюдение временного
распорядка и поощрение за это; монохроническое
или полихроническое использование времени);
· взаимоотношения
между людьми (по возрасту и полу, статусу
и власти, мудрости и интеллекту, опыту
и знаниям, рангу и протоколу, религии
и гражданству и т.п.; степень формализации
отношений, получаемой поддержки, пути
разрешения конфликтов);
· ценности (как набор ориентиров в том,
что такое хорошо и такое плохо) и нормы (как набор предположений
и ожиданий в отношении определенного
типа поведения) — что люди ценят в своей
организационной жизни (свое положение,
титулы или саму работу и т.п.) и как эти
ценности сохраняются;
· вера во
что-то и отношение или расположение к
чему-то (вера в руководство, успех,
в свои силы, во взаимопомощь, в этичное
поведение, в справедливость и т.п.; отношение
к коллегам, клиентам и конкурентам, к
злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние
религии и морали);
· трудовая
этика и мотивирование (отношение к работе
и ответственность по работе; разделение
и замещение работы; чистота рабочего
места; качество работы; привычки по работе;
оценка работы и вознаграждение; отношения
«человек — машина»; индивидуальная или
групповая работа; продвижение по работе).
Вышеотмеченные характеристики культуры
организации, взятые вместе, отражают
и придают смысл концепции организационной
культуры. Помощь в понимании этой концепции
может оказать модель отношений между
содержанием культуры организации, ее
проявлением и восприятием и интерпретацией
этой культуры работниками.
Члены организации, разделяя
веру и ожидания, создают свое физическое
окружение, вырабатывают язык общения,
совершают адекватно воспринимаемые другими
действия и проявляют понимаемые всеми
чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым
работниками, помогает им понять и интерпретировать
культуру организации, т.е. придать свое
значение событиям и действиям и сделать
осмысленным свое рабочее окружение. Поведение
людей и групп внутри организации сильно
связано нормами, вытекающими из этих
разделяемых верований, ожиданий и действий.
Культура организации определяет
каков климат, стиль взаимоотношений,
ценности предприятия2. Любая вновь
возникшая организационная структура
вырабатывает свою культуру, которая предопределяет
место этой структуры, ее внутренние и
внешние отношения и является как бы образцом,
стереотипом при формировании стратегии,
распределении власти, принятии решений,
в поведении персонала. Сущность культуры
организации выражается в предписаниях,
принятых ритуалах и церемониях, а также
в образцах неформального общения и поведения
Содержание организационной
культуры влияет на направленность поведения
и определяется не простой суммой предположений,
а тем, как они связаны между собой и как
они формируют определенные образцы поведения2 Отличительной
чертой той или иной культуры является
относительный порядок, в котором располагаются
формирующие ее базовые предположения,
что указывает на то, какая политика и
какие принципы должны превалировать
в случае возникновения конфликта между
разными наборами предположений. Так,
две компании в равной мере могут заявлять
как об одной из своихценностей о развитии
кооперации и внутренней конкуренции
в работе. Однако в одной компании кооперация
будет иметь больше отношения к процессу
принятия решения, а внутренняя конкуренция
- к планированию карьеры. В другой компании
акценты могут быть расставлены в обратном
порядке.
Формирование и реализация организационной
культуры