Организационные моменты театрального кружка в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 05:16, методичка

Описание работы

Театр – удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающей его жизнь, охотно демонстрирует как выглядят гуси лебеди, развоя в стороны ручки и помахивая ими, косолапый медведь или скачущий зайчик. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечает того, вынужден сотни раз «играть» различные роли.

Файлы: 1 файл

Воспитателям - Организационные моменты театрального кружка в ДОУ.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Организационные моменты театрального кружка в ДОУ

Театр – удивительный мир. Даже маленький ребенок, который  едва научился осмыслять окружающей его жизнь, охотно демонстрирует  как выглядят гуси лебеди, развоя в  стороны ручки и помахивая  ими, косолапый медведь или скачущий зайчик. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечает того, вынужден сотни раз «играть» различные роли.

При этом формируются  навыки коммуникации, умения видеть мир  и себя самого со стороны. Как говорил  Вольтер, «театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».

Значит, важнейшие цели театральных занятий с детьми – помочь им стать гибкими в  общении, уметь находить нестандартные  решения, раскрывая собственный  творческий потенциал, создавая свою собственную  «формулу успеха», или просто снять накопившееся напряжение. «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов», - говорил русский писатель и философ А.И. Герцен.

Кроме того, ребенок, постигая технику актерской работы, знакомится с основами разных видов театральной деятельности: тренингами сценического движения, упражнениями по правильному дыханию, дикции и артикуляции, приемами постижения нужного художественного образа. Но, как правильно заметила русская актриса М.Н. Ермолова, «актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека».

Каковы же воспитательные возможности театральных занятий  в детском саду?

  1. Расширение жизненного опыта. Участвуя в репетиционных занятиях и постановках ребята обогащают свой кругозор, постигая окружающий их мир посредством художественных образов.
  2. Повышение уровня интеллекта. Дети узнают новое об истории театра, его разновидностях, запоминают специфические для этого вида искусства термины.
  3. Развитие речи, которое тесно связано с умственным развитием: дети разучивают и запоминают тексты тренингов, ролей. Подобная работа заставляет их размышлять, анализировать мотивы поведения героев, логику их поступков. Умело поставленные вопросы руководителя помогают дошкольникам думать, приходить к определенным выводам и обобщениям. Во время репетиционной и тренировочной работы не только активизируется словарь – совершенствуется культура речи, расширяется ее диапазон, улучшается интонационный строй, гибкость и выразительность произнесения. В разговорах со взрослыми и сверстниками в процессе театральной деятельности вырабатывается практика диалога.
  4. Формирование эмоциональной сферы детей. Во время овладения художественными образами, аргументацией их поступков и действий развиваются чувства, сфера переживаний юных актеров. Дети воспитывают в себе «шкалу моральных оценок», учатся сопереживать своим героям.
  5. Постижение правил поведения в обществе. Это свойство режиссер Н.И. Сац назвала «наукой человековедения». Чаще всего такое происходит благодаря правильно подобранному репертуару, где значительную часть занимают русские народные сказки и произведения «золотого фонда» русских авторов. В подобных сочинениях всегда четко противопоставлены добро и справедливость – злу. В их финалах неизбежно побеждает положительный герой и наказан злой, торжествую правда и добро, а главные положительные герои становятся образцами для подражания.
  6. В ходе театральных занятий «актер» приобретает возможность «прожить» несколько жизней своих персонажей, стать тем, кем ему хотелось бы. Подобная возможность – «лицедейство», помогает ребенку реализовать полеты фантазии, воображения.

И я совершенно согласна с великим советским режиссером, актером и педагогом К.С. Станиславским, который говорил, что «если бы смысл театра был только в развлекательном  зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда.

 

В начальной стадии работы главным является привлечение детей  к театральной деятельности, создания для них комфортной психологической  обстановки. Дети должны убедиться  в том, что занятия театром  – это в первую очередь труд, но труд интересный и веселый, поэтому занятия строятся на игровых приемах.

Во время тренингов  и репетиций ребята не только приобретают  умения общаться вербально и без  слов, но так же получают навыки ориентироваться  на бесконфликтный, позитивный контакт.

На самых ранних ступенях овладения актерским мастерством  ребята учатся вслушиваться в смысл  требования руководителя, не перебивать его, понимать поставленную перед ним  задачу и выполнять ее с помощью  нужных средств выразительности: слово, мимики, пантомимики.

Для самых маленьких  предназначены потешки, игры с Петрушкой, сказки, знакомство с театральной  куклой – бибабо и театрализованными  играми. Также малышам показываем драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя детей старших групп.

Со второй младшей группы детей последовательно знакомим с видами театров, основами актерского ремесла. В качестве основы берем этюды, помогающие развить внимание, прививающие навыки отображения различных эмоций.

В средней группе кукольный  спектакль объединяется с игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как там есть ширма и за нее можно спрятаться.

В старшей группе наши дети активно принимают участие  в театрализованных играх и драматизациях. Работа над спектаклем объединяют детей, дает понятие о чувствах партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя. Ну, а самое главное, спектакль – это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия. В процессе подготовки к театральной постановке каждый ребенок пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старшей группе (и подготовительной) иногда ребята сами решают, у кого, что лучше получается и кто кого должен играть.

При распределении ролей  в различный сказках иногда сразу  несколько ребят высказывают  желание выступить в ролях  главных героев, и никто не хочет  играть в эпизодах. В подобном случае воспитателю следует настроить  детей на то, что в спектакле  все роли важны, потому что успех постановки зависит от того, как складывается ролевой «ансамбль» - согласованность всех исполнителей, независимо от значимости их ролей. В этом случае уместно выглядит обращение к классическим театральным поговоркам типа: «Не бывает маленьких ролей – есть маленькие актеры». Или рассказать о том, что многие известные актеры значительную часть своей жизни играли эпизоды, но их появление на сцене всегда сопровождалось аплодисментами зрителей – настолько высоким было мастерство исполнителей.

В подготовительной  группе театрализованные игры отличаются более  сложными характерами героев:

- совершенствуется развитие  артистических способностей детей  средствами театрализованного искусства;

- развивается творческая  самостоятельность: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах;

- углубляются знания о предметах,  куклах, декорациях;

- расширяется, активизируется словарь  детей; воспитывается культура  речевого общения;

- закрепляются навыки импровизации  знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;

- ищутся выразительные средства  для создания образа, используя  позу, мимику, жест, речевую интонацию;

- воспитывается отрицательное  отношение к жестокости, хитрости, трусости; формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи;

- совершенствуется песенное мастерство.

Каждому ребенку хочется  сыграть роль. Но как это сделать  чтобы испытать удовлетворение самому и получить  одобрение сверстников? Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потери интереса к игре, а следовательно, к снижению эмоционального воздействия ее на детей. Поэтому участники театрализованных игр осваивают элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Стараюсь предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Из многообразия средств  выразительности я использую следующее: во второй младшей группе формирование у детей простейших образно-выразительных умений (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей – животных); в средней группе использую художественно-образные выразительные средства – интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствую художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развиваю творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Так же использую небольшие  упражнения с детьми, начиная с  младшей группы. Проводить их  лучше сразу после театрализованной игры, когда дети находятся в восторге от того, как я (воспитатель) водила персонажи, как говорила, действовала за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для упражнений использую высказывания только что выступавших персонажей.

Например, в сказке «  Руковичка « надо попроситься  в руковичку, как мышка и как  волк. Можно усложнить упражнение: пусть по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Победителю – аплодисменты.

Детям интереснее, когда  они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Поэтому я стараюсь обращать их внимание на способы вождения персонажей и разрешаю пробовать самим; разыгрываем диалоги героев. (Примером могут служить просьбы зверей пустить их в руковичку и ответы тех, кто поселился в ней).

Дети хорошо чувствуют  и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка, как разговаривают три медведя. Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «до свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой  на скорую встречу); «дай» ( уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просящее); «возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т.д.

Чтобы достигнуть нужного  результата произнесения сценической  фразы, использую на занятиях специальные голосовые тренинги, направленные на развитие выразительности произнесения: «Звонкий звонок», «Сапожник и Художник» и пр. (И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Театральные занятия и игры в детском саду», материал курсов повышения квалификации «Выразительное произнесение слогов» Давыдовой М.А.

Вот несколько примеров таких тренингов, которые, как я  считаю, можно дать на занятиях младшим дошкольникам (использую материал курсов):

  1. Домик. Педагог читает текст построчно, дети повторяют последний слог, два раза по три раза плюс жесты:

Есть у домика крыльцо,

Цо-цо-цо, цо-цо-цо

(спокойно и весело, домик изображают ладонями, крыльцо  – наложенными локтями друг на друга)

Сидит Ваня на крыльце,

Це-це-це, це-це-це

(важно, руки на пояс  повороты плечами)

Нет усов у молодца,

Ца-ца-ца, ца-ца-ца

(печально, обиженно –  пожимая плечами)

Молодцу усы к лицу

Цу-цу-цу, цу-цу-цу

(гордо, торжественно  – рукой показывая усы)

  1. Потешка «Киса»

(дети говорят слова  «Мяу» в разных характерах)

Здравствуй, «Киска»

Как живешь?

Дети: «Мяу» (радостно)

Как ты песенки поешь?

Дети: «Мяу» (протяжно)

Киска, хочешь ли дружка –

Развеселого щенка?

Дети: «Мяу» (рассерженно)

Успокойся, ведь тебя

Не отдам в обиду  я,

Дети: «Мяу» (спокойно)

Молока налью я киске

В голубой нарядной миске

Что, поела? Будь здорова,

Приходи к нам завтра снова

Дети: «Мяу» (удаляясь)

  1. Потешка «Метла»

(повторяется последний  слог 2 раза по 3 раза)

Хороша у нас метла (весело)

Смотрят мышки на метлу (вредно)

Сидит киска на метле (таинственно)

Не видать мышам метлы (активно, как в прыжке).

  1. Потешка «Коты»

(педагог читает строчки,  дети произносят «тра-та-та» 2 раза)

Жили-были два кота

Тра-та-та, тра-та-та (весело)

Пили молоко коты

Тры-ты-ты, тры-ты-ты (довольно, с причмокиванием)

Хорошо жилось котам (засыпая)

Трам-там-там, трам-там-там.

На начальной стадии работы можно проводить с детьми игру-загадку на тему «Угадай, что верно, а что нет». Детям описываются поведенческие моменты – правильные и неправильные. Их задачи – определить, что правильно, авто – нет, а затем следовать правильным советам в собственном поведении. В подборку подобных «советов» могут войти следующие:

- внимательно слушать  руководителя;

- старательно повторять за ним выполнение заданий;

- опаздывать на занятия;

- вежливо разговаривать  с друзьями;

- перебивать руководителя;

- повторять задания  громче всех;

- торопить всех поскорее  закончить задание;

- громко смеяться над  друзьями.

В практику театральных занятий вводятся и обсуждение пословиц и поговорок о доброте, попытки их пояснить и инсценировать. Вот примеры подобных пословиц:

«Доброе слово – что  дождь в засуху»;

«Доброе слово дороже богатства»;

«На добрый привет – добрый ответ».

По началу, при освоении технических тренингов желательно использовать приемы, в которых участвуют сразу все ребята, т.е. проведение групповых, коллективных игр.

На начальном этапе  важно формирование творческой смелости, мобилизованности. И вместе с тем  – своеобразного «чувство локтя». Дети должны усвоить, что театра – дело коллективное: здесь важна работа всех в едином ансамбле.

Информация о работе Организационные моменты театрального кружка в ДОУ