Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 05:16, методичка
Театр – удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающей его жизнь, охотно демонстрирует как выглядят гуси лебеди, развоя в стороны ручки и помахивая ими, косолапый медведь или скачущий зайчик. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечает того, вынужден сотни раз «играть» различные роли.
Организационные моменты театрального кружка в ДОУ
Театр – удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающей его жизнь, охотно демонстрирует как выглядят гуси лебеди, развоя в стороны ручки и помахивая ими, косолапый медведь или скачущий зайчик. Да и позднее, вырастая, в повседневной жизни каждый из нас, не замечает того, вынужден сотни раз «играть» различные роли.
При этом формируются навыки коммуникации, умения видеть мир и себя самого со стороны. Как говорил Вольтер, «театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».
Значит, важнейшие цели театральных занятий с детьми – помочь им стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, раскрывая собственный творческий потенциал, создавая свою собственную «формулу успеха», или просто снять накопившееся напряжение. «Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов», - говорил русский писатель и философ А.И. Герцен.
Кроме того, ребенок, постигая технику актерской работы, знакомится с основами разных видов театральной деятельности: тренингами сценического движения, упражнениями по правильному дыханию, дикции и артикуляции, приемами постижения нужного художественного образа. Но, как правильно заметила русская актриса М.Н. Ермолова, «актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека».
Каковы же воспитательные
возможности театральных
И я совершенно согласна
с великим советским
В начальной стадии работы главным является привлечение детей к театральной деятельности, создания для них комфортной психологической обстановки. Дети должны убедиться в том, что занятия театром – это в первую очередь труд, но труд интересный и веселый, поэтому занятия строятся на игровых приемах.
Во время тренингов и репетиций ребята не только приобретают умения общаться вербально и без слов, но так же получают навыки ориентироваться на бесконфликтный, позитивный контакт.
На самых ранних ступенях
овладения актерским
Для самых маленьких
предназначены потешки, игры с Петрушкой,
сказки, знакомство с театральной
куклой – бибабо и театрализованными
играми. Также малышам показываем
драматизации, инсценировки в исполнении
воспитателя детей старших
Со второй младшей группы детей последовательно знакомим с видами театров, основами актерского ремесла. В качестве основы берем этюды, помогающие развить внимание, прививающие навыки отображения различных эмоций.
В средней группе кукольный спектакль объединяется с игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как там есть ширма и за нее можно спрятаться.
В старшей группе наши дети активно принимают участие в театрализованных играх и драматизациях. Работа над спектаклем объединяют детей, дает понятие о чувствах партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя. Ну, а самое главное, спектакль – это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия. В процессе подготовки к театральной постановке каждый ребенок пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старшей группе (и подготовительной) иногда ребята сами решают, у кого, что лучше получается и кто кого должен играть.
При распределении ролей в различный сказках иногда сразу несколько ребят высказывают желание выступить в ролях главных героев, и никто не хочет играть в эпизодах. В подобном случае воспитателю следует настроить детей на то, что в спектакле все роли важны, потому что успех постановки зависит от того, как складывается ролевой «ансамбль» - согласованность всех исполнителей, независимо от значимости их ролей. В этом случае уместно выглядит обращение к классическим театральным поговоркам типа: «Не бывает маленьких ролей – есть маленькие актеры». Или рассказать о том, что многие известные актеры значительную часть своей жизни играли эпизоды, но их появление на сцене всегда сопровождалось аплодисментами зрителей – настолько высоким было мастерство исполнителей.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев:
- совершенствуется развитие
артистических способностей
- развивается творческая
самостоятельность: игровая,
- углубляются знания о
- расширяется, активизируется
- закрепляются навыки
- ищутся выразительные средства для создания образа, используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;
- воспитывается отрицательное
отношение к жестокости, хитрости,
трусости; формировать чувство
- совершенствуется песенное
Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников? Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потери интереса к игре, а следовательно, к снижению эмоционального воздействия ее на детей. Поэтому участники театрализованных игр осваивают элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Стараюсь предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
Из многообразия средств выразительности я использую следующее: во второй младшей группе формирование у детей простейших образно-выразительных умений (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей – животных); в средней группе использую художественно-образные выразительные средства – интонацию, мимику и пантомиму (жесты, позу, походку); в старшей группе совершенствую художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развиваю творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Так же использую небольшие упражнения с детьми, начиная с младшей группы. Проводить их лучше сразу после театрализованной игры, когда дети находятся в восторге от того, как я (воспитатель) водила персонажи, как говорила, действовала за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для упражнений использую высказывания только что выступавших персонажей.
Например, в сказке « Руковичка « надо попроситься в руковичку, как мышка и как волк. Можно усложнить упражнение: пусть по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Победителю – аплодисменты.
Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Поэтому я стараюсь обращать их внимание на способы вождения персонажей и разрешаю пробовать самим; разыгрываем диалоги героев. (Примером могут служить просьбы зверей пустить их в руковичку и ответы тех, кто поселился в ней).
Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка, как разговаривают три медведя. Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «до свидания» (с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); «дай» ( уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просящее); «возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т.д.
Чтобы достигнуть нужного результата произнесения сценической фразы, использую на занятиях специальные голосовые тренинги, направленные на развитие выразительности произнесения: «Звонкий звонок», «Сапожник и Художник» и пр. (И.А. Агапова, М.А. Давыдова «Театральные занятия и игры в детском саду», материал курсов повышения квалификации «Выразительное произнесение слогов» Давыдовой М.А.
Вот несколько примеров таких тренингов, которые, как я считаю, можно дать на занятиях младшим дошкольникам (использую материал курсов):
Есть у домика крыльцо,
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
(спокойно и весело, домик изображают ладонями, крыльцо – наложенными локтями друг на друга)
Сидит Ваня на крыльце,
Це-це-це, це-це-це
(важно, руки на пояс повороты плечами)
Нет усов у молодца,
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
(печально, обиженно – пожимая плечами)
Молодцу усы к лицу
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
(гордо, торжественно – рукой показывая усы)
(дети говорят слова «Мяу» в разных характерах)
Здравствуй, «Киска»
Как живешь?
Дети: «Мяу» (радостно)
Как ты песенки поешь?
Дети: «Мяу» (протяжно)
Киска, хочешь ли дружка –
Развеселого щенка?
Дети: «Мяу» (рассерженно)
Успокойся, ведь тебя
Не отдам в обиду я,
Дети: «Мяу» (спокойно)
Молока налью я киске
В голубой нарядной миске
Что, поела? Будь здорова,
Приходи к нам завтра снова
Дети: «Мяу» (удаляясь)
(повторяется последний слог 2 раза по 3 раза)
Хороша у нас метла (весело)
Смотрят мышки на метлу (вредно)
Сидит киска на метле (таинственно)
Не видать мышам метлы (активно, как в прыжке).
(педагог читает строчки, дети произносят «тра-та-та» 2 раза)
Жили-были два кота
Тра-та-та, тра-та-та (весело)
Пили молоко коты
Тры-ты-ты, тры-ты-ты (довольно, с причмокиванием)
Хорошо жилось котам (засыпая)
Трам-там-там, трам-там-там.
На начальной стадии работы можно проводить с детьми игру-загадку на тему «Угадай, что верно, а что нет». Детям описываются поведенческие моменты – правильные и неправильные. Их задачи – определить, что правильно, авто – нет, а затем следовать правильным советам в собственном поведении. В подборку подобных «советов» могут войти следующие:
- внимательно слушать руководителя;
- старательно повторять за ним выполнение заданий;
- опаздывать на занятия;
- вежливо разговаривать с друзьями;
- перебивать руководителя;
- повторять задания громче всех;
- торопить всех поскорее закончить задание;
- громко смеяться над друзьями.
В практику театральных занятий вводятся и обсуждение пословиц и поговорок о доброте, попытки их пояснить и инсценировать. Вот примеры подобных пословиц:
«Доброе слово – что дождь в засуху»;
«Доброе слово дороже богатства»;
«На добрый привет – добрый ответ».
По началу, при освоении технических тренингов желательно использовать приемы, в которых участвуют сразу все ребята, т.е. проведение групповых, коллективных игр.
На начальном этапе важно формирование творческой смелости, мобилизованности. И вместе с тем – своеобразного «чувство локтя». Дети должны усвоить, что театра – дело коллективное: здесь важна работа всех в едином ансамбле.
Информация о работе Организационные моменты театрального кружка в ДОУ