Организация
и контроль самостоятельной работы
студентов
Самостоятельная работа
- планируемая учебная, учебно-исследовательская,
научно-исследовательская работа студентов,
выполняемая во внеаудиторное (аудиторное)
время по заданию и при методическом
руководстве преподавателя, но без
его непосредственного участия (при
частичном непосредственном участии
преподавателя, оставляющем ведущую
роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов
в ВУЗе является важным видом учебной
и научной деятельности студента.
Самостоятельная работа студентов
играет значительную роль в рейтинговой
технологии обучения. Государственным
стандартом предусматривается, как
правило, 50% часов из общей трудоемкости
дисциплины на самостоятельную работу
студентов (далее СРС). В связи
с этим, обучение в ВУЗе включает
в себя две, практически одинаковые
по объему и взаимовлиянию части
– процесса обучения и процесса
самообучения. Поэтому СРС должна
стать эффективной и целенаправленной
работой студента.
Концепцией модернизации
российского образования определены
основные задачи профессионального
образования - "подготовка квалифицированного
работника соответствующего уровня
и профиля, конкурентоспособного на
рынке труда, компетентного, ответственного,
свободно владеющего своей профессией
и ориентированного в смежных
областях деятельности, способного к
эффективной работе по специальности
на уровне мировых стандартов, готового
к постоянному профессиональному
росту, социальной и профессиональной
мобильности".
Решение этих задач невозможно
без повышения роли самостоятельной
работы студентов над учебным
материалом, усиления ответственности
преподавателей за развитие навыков
самостоятельной работы, за стимулирование
профессионального роста студентов,
воспитание творческой активности и
инициативы.
К современному специалисту
общество предъявляет достаточно широкий
перечень требований, среди которых
немаловажное значение имеет наличие
у выпускников определенных способностей
и умения самостоятельно добывать знания
из различных источников, систематизировать
полученную информацию, давать оценку
конкретной финансовой ситуации. Формирование
такого умения происходит в течение
всего периода обучения через
участие студентов в практических
занятиях, выполнение контрольных заданий
и тестов, написание курсовых и
выпускных квалификационных работ.
При этом самостоятельная работа
студентов играет решающую роль в
ходе всего учебного процесса.
Формы
самостоятельной работы студентов
разнообразны. Они включают в себя:
- изучение
и систематизацию официальных государственных
документов - законов, постановлений, указов,
нормативно-инструкционных и справочных
материалов с использованием информационно-поисковых
систем "Консультант-плюс", "Гарант",
глобальной сети "Интернет";
- изучение
учебной, научной и методической литературы,
материалов периодических изданий с привлечением
электронных средств официальной, статистической,
периодической и научной информации;
- подготовку
докладов и рефератов, написание курсовых
и выпускных квалификационных работ;
- участие
в работе студенческих конференций, комплексных
научных исследованиях.
Самостоятельная
работа приобщает студентов к
научному творчеству, поиску и решению
актуальных современных проблем.
Цели и основные задачи
СРС
Ведущая
цель организации и осуществления
СРС должна совпадать с целью
обучения студента – подготовкой
специалиста и бакалавра с
высшим образованием. При организации
СРС важным и необходимым условием
становятся формирование умения самостоятельной
работы для приобретения знаний, навыков
и возможности организации учебной
и научной деятельности.
Целью
самостоятельной работы студентов
является овладение фундаментальными
знаниями, профессиональными умениями
и навыками деятельности по профилю,
опытом творческой, исследовательской
деятельности. Самостоятельная работа
студентов способствует развитию самостоятельности,
ответственности и организованности,
творческого подхода к решению
проблем учебного и профессионального
уровня.
Задачами
СРС являются:
- систематизация
и закрепление полученных теоретических
знаний и практических умений студентов;
- углубление
и расширение теоретических знаний;
- формирование
умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную
литературу;
- развитие
познавательных способностей и активности
студентов: творческой инициативы, самостоятельности,
ответственности и организованности;
- формирование
самостоятельности мышления, способностей
к саморазвитию, самосовершенствованию
и самореализации;
- развитие
исследовательских умений;
- использование
материала, собранного и полученного в
ходе самостоятельных занятий на семинарах,
на практических и лабораторных занятиях,
при написании курсовых и выпускной квалификационной
работ, для эффективной подготовки к итоговым
зачетам и экзаменам.
Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе
высшего профессионального образовательного
учреждения выделяется два вида самостоятельной
работы – аудиторная, под руководством
преподавателя, и внеаудиторная. Тесная
взаимосвязь этих видов работ предусматривает
дифференциацию и эффективность результатов
ее выполнения и зависит от организации,
содержания, логики учебного процесса
(межпредметных связей, перспективных
знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная
работа по дисциплине выполняется на
учебных занятиях под непосредственным
руководством преподавателя и по
его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная
работа выполняется студентом по
заданию преподавателя, но без его
непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной
работы студентов без участия
преподавателей являются:
- формирование
и усвоение содержания конспекта лекций
на базе рекомендованной лектором учебной
литературы, включая информационные образовательные
ресурсы (электронные учебники, электронные
библиотеки и др.);
- написание
рефератов;
- подготовка
к семинарам и лабораторным работам, их
оформление;
- составление
аннотированного списка статей из соответствующих
журналов по отраслям знаний (педагогических,
психологических, методических и др.);
- подготовка
рецензий на статью, пособие;
- выполнение
микроисследований;
- подготовка
практических разработок;
- выполнение
домашних заданий в виде решения отдельных
задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных
и индивидуальных работ по отдельным разделам
содержания дисциплин и т.д.;
- компьютерный
текущий самоконтроль и контроль успеваемости
на базе электронных обучающих и аттестующих
тестов.
(В
зависимости от особенностей
факультета перечисленные виды
работ могут быть расширены,
заменены на специфические).
Основными
видами самостоятельной работы студентов
с участием преподавателей являются:
- текущие
консультации;
- коллоквиум
как форма контроля освоения теоретического
содержания дисциплин: (в часы консультаций,
предусмотренных учебным планом);
- прием
и разбор домашних заданий (в часы практических
занятий);
- прием
и защита лабораторных работ (во время
проведения л/р);
- выполнение
курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин
(руководство, консультирование и защита
курсовых работ (в часы, предусмотренные
учебным планом);
- выполнение
учебно-исследовательской работы (руководство,
консультирование и защита УИРС);
- прохождение
и оформление результатов практик (руководство
и оценка уровня сформированности профессиональных
умений и навыков);
- выполнение
выпускной квалификационной работы (руководство,
консультирование и защита выпускных
квалификационных работ) и др.
Организация СРС
Методика
организации самостоятельной работы
студентов зависит от структуры,
характера и особенностей изучаемой
дисциплины, объема часов на ее изучение,
вида заданий для самостоятельной
работы студентов, индивидуальных качеств
студентов и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной
работы студентов включает в
себя следующие этапы:
- подготовительный
(определение целей, составление программы,
подготовка методического обеспечения,
подготовка оборудования);
- основной
(реализация программы, использование
приемов поиска информации, усвоения,
переработки, применения, передачи знаний,
фиксирование результатов, самоорганизация
процесса работы);
- заключительный
(оценка значимости и анализ результатов,
их систематизация, оценка эффективности
программы и приемов работы, выводы о направлениях
оптимизации труда).
Организацию самостоятельной работы
студентов обеспечивают: факультет,
кафедра, учебный и методический
отделы, преподаватель, библиотека,
ТСО, ИВТ, издательство и др.
Деятельность студентов по формированию
и развитию навыков учебной самостоятельной
работы.
В процессе самостоятельной
работы студент приобретает навыки
самоорганизации, самоконтроля, самоуправления,
саморефлексии и становится активным
самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Выполняя самостоятельную работу
под контролем преподавателя
студент
должен:
- освоить минимум содержания,
выносимый на самостоятельную работу
студентов и предложенный преподавателем
в соответствии с Государственными образовательными
стандартами высшего профессионального
образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной
дисциплине.
- планировать самостоятельную
работу в соответствии с графиком самостоятельной
работы, предложенным преподавателем.
- самостоятельную работу студент
должен осуществлять в организационных
формах, предусмотренных учебным планом
и рабочей программой преподавателя.
- выполнять самостоятельную
работу и отчитываться по ее результатам
в соответствии с графиком представления
результатов, видами и сроками отчетности
по самостоятельной работе студентов.
студент может:
сверх предложенного преподавателем
(при обосновании и согласовании
с ним) и минимума обязательного
содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС
СПО по данной дисциплине:
- самостоятельно определять
уровень (глубину) проработки содержания
материала;
- предлагать дополнительные
темы и вопросы для самостоятельной проработки;
- в рамках общего графика выполнения
самостоятельной работы предлагать
обоснованный индивидуальный график выполнения
и отчетности по результатам самостоятельной
работы;
- предлагать свои варианты
организационных форм самостоятельной
работы;
- использовать для самостоятельной
работы методические пособия, учебные
пособия, разработки сверх предложенного
преподавателем перечня;
- использовать не только контроль,
но и самоконтроль результатов самостоятельной
работы в соответствии с методами самоконтроля,
предложенными преподавателем или выбранными
самостоятельно.
Самостоятельная
работа студентов должна оказывать
важное влияние на формирование личности
будущего специалиста, она планируется
студентом самостоятельно. Каждый студент
самостоятельно определяет режим своей
работы и меру труда, затрачиваемого
на овладение учебным содержанием
по каждой дисциплине. Он выполняет
внеаудиторную работу по личному
индивидуальному плану, в зависимости
от его подготовки, времени и других
условий.
Общие
рекомендации по организации самостоятельной
работы
Основной формой самостоятельной
работы студента является изучение конспекта
лекций, их дополнение, рекомендованной
литературы, активное участие на практических
и семинарских занятиях. Но для
успешной учебной деятельности, ее
интенсификации, необходимо учитывать
следующие субъективные факторы:
1. Знание школьного программного
материала, наличие прочной системы
зияний, необходимой для усвоения
основных вузовских курсов. Это
особенно важно для математических
дисциплин. Необходимо отличать
пробелы в знаниях, затрудняющие
усвоение нового материала, от
малых способностей. Затратив силы
на преодоление этих пробелов,
студент обеспечит себе нормальную
успеваемость и поверит в свои
способности.
2. Наличие умений, навыков
умственного труда:
а) умение конспектировать
на лекции и при работе с книгой;