Организация и методика
руководства дидактическими играми в
группе раннего возраста
План
Особенности игровой деятельности детей
раннего возраста
Условия организации дидактических игр
Роль воспитателя в руководстве дидактическими
играми детей
Методика руководства дидактическими
играми в группе раннего дошкольного возраста
1.Особенности игровой
деятельности детей раннего возраста
Все здоровые дети с 1,5 – 2 месяцев проводят
бодрствование в манеже (размером 275 –
130 см). В нем могут находиться 6 – 8 малышей,
близких по возрасту, например дети до
6 – 7 месяцев, не умеющие ползать. С 7,5 –
8 месяцев, если в комнате тепло, детей
спускают на отгороженную часть пола.
Здесь устанавливают горку со скатом и
лесенкой. Диванчики, специальные столы
для игры детей. Мебель расставляют так,
чтобы дети могли переходить с места на
место, придерживаясь рукой за крупные,
устойчивые предметы. На полу должна быть
теплая подстилка, обшитая клеенкой, в
манеже игрушки 1 – 2 не ребенка. Для детей
2,5 – 6 месяцев нужно обязательно иметь
несколько ярких, красочных, звучащих
игрушек, способствующих развитию зрительно
и слухового восприятия. Большое внимание
следует обращать на подбор игрушек, действие
с которыми, способствует развитию движении
руки (кольца с цветными шариками, деревянные
человечки из цветных бус). Эти игрушки
подвешивают на высоте выпрямленных рук
ребенка. Когда он учится их брать, ему
подвешивают предметы, более трудные для
захватывания, типа ускользающей из рук
рыбки, Нужно также иметь погремушки с
удобной ручкой. Их не подвешивают, а дают
в руки ребенку, побуждая удерживать. Детям
от 5 – 6 месяцев до года игрушки кладут
в манеж или размещают на столиках, диванчиках,
орки. Необходимы игрушки, способствующие
знакомству детей с разнообразными свойствами
предмета и формирование начатков предметной
деятельности: разной величины и материала,
шарики, колечки, палочки и кольца к ним,
мисочки, маленькие ведра, бидон, средний
строительный материал (немного кубиков
и кирпичиков). Маленькие пирамиды - башни,
целлулоидные и резиновые игрушки. Для
развития движений обычно используют
мячи разнообразных размеров, большие,
но легкие предметы для переноса, мешочки,
набитые опилками, ящички с прорезью для
руки, большие корзины, куда дети охотно
влезают и т.д.
2. Условия организации
дидактических игр
В повседневной жизни на прогулке, вовремя
еды, игровой и самостоятельной деятельности
ребенок многое узнает. Однако важной
задачей всестороннего развития малыша
решается на специально организованных
занятиях, которые имеют свою специфику
и отличаются от самостоятельной игровой
деятельности ребенка. На таком занятии
инициатива принадлежит взрослому. Выбор
темы, планирование, организация занятий,
использование соответствующих методов
в ходе его проявления. Здесь ребенок подчиняется
требованию воспитателя. На занятиях у
детей формируют новые знания, умение
наблюдать за окружающим миром, слушать
воспитателя, подрожать его действиям.
Развивает память, внимание, умение самостоятельно
решать поставленные перед ним задачи,
проявлять творческую инициативу, любознательность.
В результате совместной деятельности,
во время занятия детей формируются положительные
взаимоотношения. Все эти умения необходимы
им для дальнейшего обучения, как в детском
саду, так и в школе. В раннем возрасте
внимание малыша в основном не произвольное,
поэтому обучение на занятиях проводится
в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей
интерес поставленной взрослыми задачей
положительными эмоциями. При организации
занятий с детьми второго года жизни важен
тщательный учет взрослых особенностей
детей, а также соответствующей возрасту
объем занятий. На втором году жизни устойчивость
внимания детей постепенно возрастает,
но чем младше ребенок, те меньше выносливость
его нервных клеток, способность сосредотачиваться,
отсюда и неустойчивое внимание. Оно во
многом зависит также от заинтересованности
ребенка в том материале, который используется
на занятиях. Так, занятия, где требуются
разнообразные движения, менее утомительны
для малыша, а речевые занятия для него
более сложны, требуют напряжения и поэтому
должны быть короткими. Когда формируется
новые умения по развитию ориентировки
в цвете и т.д. Так, дается рассказ без показа,
занятия так же должны быть короткими.
Количество детей на занятии зависит от
их возраста и материала, над которым будут
работать, объединения детей на занятии
в небольшие группы возможно лишь в том
случае если каждый ребенок готов к обучению,
умеет смотреть слушать действовать по
показу взрослого. С детьми, вновь пришедшими
в дошкольное заведение, следует провести
индивидуальное занятие, чтобы познакомиться
с их возможностями. Занятия, на которых
дается новый материал, проводят индивидуально
(формирование, умение ориентироваться
в цвете, форме и т.д.)
Детям от 1,3 месяца дидактические игры
проводятся 2 – 3 занятия в неделю. Детям
от 1,6 месяца дидактические игры проводятся
4 – 6занятия в неделю. Детям до 2 лет дидактические
игры проводятся 6 -8 занятия в неделю.
Занятия с матрешками
Первый этап: 1. Занятие с 2 матрешками (от
1года1 месяца до 1года 3 месяцев).
Цель занятия: Развивать умение ориентироваться
в контрастных величинах формировать
целенаправленные действия детей второго
года жизни с матрешкой (открывать, закрывать,
вынимать, вкладывать).
Материал: Матрешка с одним нераскрывающимся
вклалышам контрастной величины с разницей
примерно 3 см).
Второй этап
Занятие с тремя матрешками (от 1года
6 месяцев до 1 года 9 месяцев)
Цель занятия: Ориентировка в контрастных
величинах предмета с разницей примерно
в 3 см; целенаправленные действия с матрешкой.
Материал: Матрешка с 2–мя вкладышами
из них один раскрывается, другая нет.
3.Роль воспитателя в
руководстве дидактическими играми
Раннее детство от 1 года до 3 лел – это
период энергичного освоения детьми различных
общественно – выработанных действий.
Занятия с дидактическими играми по развитию
предметной деятельности решают следующие
задачи:
- сенсорное развитие (различие
формы, величины предмета, их окраска,
пространственного расположения);
- развитие способности обобщения
и элементарного конструктивного
мышления;
- развитие речи (умение понимать
и самому называть предметы, качества,
действия);
- развивать умения учиться у
взрослого: воспринимать наглядно
– действенный показ взрослого
и следовать ему;
- развитие сосредоточенности, целенаправленности,
активности, бережного пользования
игрушками, аккуратности.
Основная цель занятий и организационных
персоналом игр – воспитывать у детей
с помощью взрослого качества, которые
не могут быть сформированы в процессе
самостоятельной игры. А.П. Усова, говоря
о специфике обучения детей дошкольного
возраста, подчеркивала, что оно осуществляется
на основе дидактических принципов, учитывающих
возрастные особенности детей. В возрасте
полутора лети старше, когда ребенок начинает
понимать речь взрослого и говорить, он
по–новому воспринимает материал на занятиях:
учиться слушать, отвечать, более совершенным
становится подражание, у него формируется
умение следить за действием воспитателя.
Дети второго года жизни не всегда могут
достаточно активно воспринимать и с пользой
для развития перерабатывать впечатления
окружающей жизни. Нужны обучающие воздействия
взрослого. Многое дети получают в процессе
индивидуального общения и обучения в
быту, игре и т.д. Однако при групповом
воспитании только путем индивидуального
общения в обычной жизни трудно обеспечить
нужные темпы физического и психического
развития ребенка. Учитывая уровень развития
речи и подражания, на занятиях можно объединить
небольшие группки детей. Эта форма не
только экономична, но и эффективна. Воспитатель
проводит занятие, ребенок не замечает,
что его обучают: обучение сочетается
с игровой деятельностью детей.
4. Методика руководства
дидактическими играми в группе
раннего дошкольного возраста
Игры-занятия с дидактическими играми
на первом году жизни проводятся с целью
развития зрительного и слухового восприятия,
движения руки и основных подготовительных
этапов развития речи. Они направлены
на формирование умений, с которыми в процессе
самостоятельных упражнений дети еще
овладеть не могут. Совершенствуются каждое
умение уже в процессе самостоятельной
деятельности ребенка. Игры – занятия
с дидактическими – играми планируются
с учетом ведущих линий развития, которые
были определенны при рассмотрении каждого
возрастного периода. В конце календарного
месяца ребенку назначается индивидуальное
занятие. В такой форме осуществляется
большинство игр–занятий в первом полугодии
жизни. В дидактические игры постепенно
вводят более сложные правила. Разнообразные
способы использование игрушек, с начало
обращается внимание детей на общий вид
предмета. В дальнейшем в играх с предметами
обихода, или с дидактическими игрушками
выделяется отдельные признаки предмета,
цвет, форма, величина. Затем у детей формируют
разнообразные пространственные ориентировки:
высоко, низко, далеко, ближе, ниже, вперед,
назад. В дидактических играх, как и на
занятиях используются приемы наглядно
– действенного обучения в частности
показ, объяснение способов использования
материалов и игрушек, включение речевых
и двигательных поручений. Дети достают
и называют игрушки «Чудесного мешочка»,
разыскивают их в комнате, отгадывают
предметы на ощупь. Велика активность
детей в разнообразных играх с куклами
(выкупаем куклу, уложим куклу спать, угостим
куклу). Эти игры не только развивают речь
детей. Активность детей поддерживается
с помощью разнообразных вопросов детей
и поручений. Вместе с тем между занятиями
и дидактическими играми имеется существенное
различия. Во-первых, они различаются по
структуре в игре кроме дидактических
есть еще и игровые задачи, игровые действия,
правила игры. Познавательные задачи дидактической
игры решается не прямо. Они связываются
с занимательным началом, игровыми действиями.
В младших группах в дидактических играх
используют интерес детей к неожиданному
появлению и исчезновения предметов к
смене действий к поиску предметов, отгадыванию.
Развернутого действия во многих играх
еще нет, и они проводятся по форе поручения,
часто вводятся передвижения детей в комнате
на участке, например игра «паровозик»,
или «поезд». Игры и упражнения с дидактическими
игрушками незаменимы, когда в дополнении
к занятиям необходимо потренировать
детей в разнообразных действиях. Однако
самостоятельная деятельность детям предоставляются
только те игрушки, которыми они научились
действовать во время занятий. Поэтому
храниться они должны в определенном месте.
Существенный вклад в разработку дидактических
игр и включение их в систему обучения
дошкольников внесли Т.В. Васильева, Т.А.
Мусейбова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева,
Е.И. Удальцова, М. Монтессори, Ф. Фребель
и др.
Литература
1.Бондаренко А.К. Дидактические
игры в детском саду. – м.: Просвещение
1991.
2. Воспитание детей раннего возраста
Пособие для работников ясли–сада.
Под ред. Г.М. Ляминой.М.; «Просвещение»,1974.
3. Воспитание и развитие детей
раннего возраста: Пособие для
воспитателей дет.сада. /В.В. Гербова,
Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др.; Под ред.
Г.М. Ляминой. – М: «Просевщение,1981.
4.Дидактические игры и занятия
с детьми раннего возраста: Пособие
для воспитателей детского сада/
Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова
и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. –
4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение,
1985.
5.Печарова К.Л.и др. Дети раннего
возраста в дошкольных учареждениях:
Книга для воспитателя дет. сада/ К.Л. Печора,
Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. –М.: «Просвещение»,1986.
Введение
1 Роль взрослых в развитии
игровой деятельности детей
2 Педагогические условия
эффективного руководства игровой
деятельностью старших дошкольников
3 Руководство игровой
деятельностью старших дошкольников.
Методы и подходы в руководстве
различными играми
3.1 Ошибки в руководстве
детской игрой
Опытно-экспериментальная часть
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Развитие организма ребёнка
- это условие развития интеллекта. Пиаже
понимал под интеллектом прогрессивную
адаптацию организма к окружающей среде.
Эта адаптация является постоянным процессом.
Инструментом интеллекта является мышление.
Развитие мышления определяется развитием
речи. Речь является выражением сознательной
мысли.
Организм взаимодействует с
действительностью. И когда человек растет,
организм развивается и взаимодействует
со средой. В процессе этого взаимодействия
развиваются социальные отношения. Социальные
отношения являются фундаментом в развитии
мышления, интеллекта и речи. Слово и деятельность
способствуют развитию мышления.
Так как в дошкольном возрасте
ведущей деятельностью является игра,
в своей работе с детьми руководитель
детским коллективам должен делать основной
акцент именно на игру. Так как игра основана
на сенсомоторной деятельности в раннем
периоде, а затем более на вербальном мышлении
и общении в старшем детстве, коротко остановлюсь
на условии успешности человека в действенно
- умственной и психомоторной деятельности.
Условие успешности любой деятельности
человека, его развития, является энергия
и энергопотенциал. От количества и качества
энергии зависит его производительность,
работоспособность, степень его развития.
Для лучшего понимания данного
вопроса следует раскрыть параметры, составляющие
личность:
1. Сфера отношений.
2. Индивидуально - психологические
свойства: темперамент, характер, способности.
3. Индивидуальная сфера
:ощущения, восприятие, мышление, речь,
память, внимание, воображение.
4. Сфера деятельности: трудовая,
игровая, учебная, предметная.
5. Самосознание и мотивация.
6.Эмоционально волевая
сфера: эмоции, чувства, воля.
Для того чтобы ребёнок успешно
развивался по всем этим параметрам, необходимы
определённые благоприятные условия,
способствующие накоплению положительной
энергии.
Мало энергии - ребёнок, взрослый
человек вялый, болезненный. Если оптимальный
энергопотенциал - не болеет, энергичен,
работает с удовольствием, успешно развивается
по всем параметрам, составляющим личность.
Повышенный уровень энергопотенциала
даёт возможность к творческим порывам.
Энергия прибывает к нам непроизвольно
при контакте с гармоничными предметами
(людьми, мнениями, звуками, красками и
др.), ведь они передают нам свою энергию
и информацию - нам приятно. Сталкиваясь
с дисгармоничными предметами (людьми,
мнениями, звуками, красками и др.), мы энергию
«сжигаем», и поэтому страдаем. Это происходит
потому, что в гармоничных предметах, созданных
природой или руками и разумом человека,
как в аккумуляторе содержится огромное
количество энергии и информации. Каждый
человек может ими пользоваться, но взять
их он может
ровно столько, насколько развиты
чувства и механизм мышления. А так как
и чувства и мышление у детей в дошкольном
возрасте развиваются непосредственно
в игре, игра создаёт зону ближайшего развития
ребёнка, является ведущей деятельностью
в дошкольном возрасте. Однако никогда
не надо принуждать детей к игре. Игра
будет успешной только тогда, когда у ребёнка
возникнет к ней желание. «Надо организовать
это желание, пробудить его, создать условия
для его возникновения»
«В отечественной педагогике
и психологии четко определены развивающие
функции игры:
1) развитие мотивационно
- потребностной сферы ребёнка (Д.Б. Эльконин);
2) развитие воображения, образного
мышления (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн);
3) морально нравственное
развитие ребёнка, овладение нормами
и правилами взаимоотношений
между людьми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая,
П.А. Маркова)»
Для того чтобы не расходовать
энергопотенциал ребёнка в повседневной
жизни в его ведущей деятельности - игре,
для создания личностных, внутренних условий,
для всестороннего развития детей необходимо
создавать определенные условия эффективного
руководства игровой деятельностью, придерживаться
определённых правил взаимодействия педагога
и ребёнка, чтобы она приносила ему радость,
повышала его энергопотенциал.
Любая деятельность детей в
дошкольном учреждении происходит под