Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 22:50, контрольная работа
Особенности игровой деятельности детей раннего возраста
Условия организации дидактических игр
Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми детей
Методика руководства дидактическими играми в группе раннего дошкольного возраста
4. Еще одним проявлением
ошибки в отношении
Опытно-экспериментальная часть.
Итак, игра является необходимым и важным моментом в жизнедеятельности детей. Она влияет на развитие всех психических и социальных функций ребенка. «Необходимо максимально использовать игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка».
В младшем возрасте, когда развитие игровой деятельности детей полностью зависит от взрослого, применяют в основном прямые методы руководства игрой - показ игровых действий воспитателем, участие воспитателя в игре, совместная игра с ребенком, положительная оценка каждого ребенка.
Ясельная группа.
Игровая ситуация:
Денис и Давид строят из стульчиков автобус. Яна катает коляску с куклой. К ней подходит Света. Света предпринимает попытку отобрать коляску. Яна не хочет отдавать игрушку.
Чтобы предотвратить конфликт, воспитатель подходит к девочкам.
- Яна, как зовут твою дочку?
- Маша.
- Ты очень ее любишь?
- Да.
- Света, а где твоя дочка?
Хочешь поехать с нею в цирк?
Янина девочка очень мала, ей
нельзя ехать в цирк, а ты
скорее одевай свою дочку
Света переключила свое внимание на куклу. Воспитатель помогла выбрать наряд для куклы, по ходу одевания задавая вопросы, что и в какой последовательности она одевает кукле, стимулируя тем самым развитие речи.
После манипулирования с куклой Света подошла к мальчикам.
- Отвезите меня в цирк.
Денис:
- Садись.
Воспитатель похвалила мальчиков за красивую постройку, за желание играть вместе.
В данной ситуации своевременным вмешательством в игру воспитатель предотвратил конфликт между девочками. Вопросы и беседа воспитателя переключили внимание Светы на куклу и обозначили дальнейшую линию поведения. После совместной деятельности с педагогом Света стала играть рядом с мальчиками.
В ясельном возрасте обучение строится на подражании. Большое значение в этом возрасте имеет эмоциональное реагирование детей на какую - либо ситуацию или предмет. Важно создать положительный эмоциональный заряд. Слово педагога имеет очень большое значение для малышей.
Главное в обучении ребенка игре - научить его отображать жизненные ситуации, а для этого необходимо поэтапно обучать детей различным действиям, разъяснять назначение предметов.
Ясли.
Игра «поезд».
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встали друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда встал воспитатель - «паровоз». Дети с воспитателем изображают действиями и звуками ход поезда. Гудок паровоза - «у-у-у», «ш-ш-ш» - выпускают пар, поехал быстро - «чу-чу-чу».
Денис и Ира не хотят играть, стоят в стороне. Воспитатель подходит к детям. Он обращает внимание на то, как хорошо играют другие дети. Затем воспитатель наблюдает с ними за игрой, репликами подбадривая играющих детей. У Дениса и Тани появился интерес играть вместе со всеми.
В данной игре воспитатель применил такие методические приемы как показ игровых действий, сопряженные игровые действия с привлечением детей, Отраженные игровые действия.
Своим участием, задором воспитатель вызвал у дошкольников интерес и положительное отношение к игре, побудил детей к речевым и подражательным действиям.
Помимо обучения действием, необходимо воспитывать у детей эмоциональный отклик на игрушку или ситуацию в целом.
Это достигается благодаря показу, образца речевого общения, обыгрыванию игрушек.
1 мл. гр.
игровая ситуация:
У Дианы в руках кукла, она кормит ее, укладывает спать, но не выражает эмоционального отношения как к дочке.
Воспитатель включается в игру, чтобы показать поведение мамы, ее разговор с дочкой - куклой. Берет куклу и говорит:
« У меня тоже доченька. Моя доченька уже выспалась, сейчас я буду ее поднимать, уже пора».
Обращается непосредственно к кукле:
- Вставай, моя доченька, вставай, моя хорошая! Как ты спала? Давай я тебя за ручки подниму. Как хорошо ты встала и т.д.…
Воспитание коллективизма, дружбы, доброжелательных отношений - одна из главных задач сюжетных игр. В младших играх воспитатель еще направляет действия детей в этом направлении, показывает возможный выбор альтернативы.
2 мл. гр. Ира “дочки матери”.
Оля - дочка, Саша - мама, Антон - папа дружно играют в игру. К детям подошел Максим, стоит рядом и смотрит.
Саша, (обращаясь к максиму)
- А ты с нами не играешь, не стой здесь.
Максим
- не уйду, хочу с вами играть.
Саша
- нет, не будешь.
Воспитатель предлагает детям:
- ребята, давайте вы примете его в игру. Представьте, что к вам в гости приехал друг. Как нужно принимать гостей? (пригласить выпить чаю) и т.д.
Дети согласились, предложили Максиму пройти сесть выпить вкусного чаю.
Воспитатель своим вмешательством в игру направил игровые действия в новое русло, связанное с появлением в игре нового персонажа, создал доброжелательное отношение к сверстнику, обогатил игру новым сюжетом.
Как было сказано в предыдущей главе, первостепенное значение в игре имеет распределение ролей. Иногда из за неумения договорится самостоятельно, кто какую роль себе возьмет, кто с какой игрушкой будет играть, замысел игры так и не воплощается в жизнь. В таком случае взрослый берёт на себя функцию распределения ролей.
Сан. группа.
Игровая ситуация:
Алеша берет большую грузоподъемную машину с клетками. С этой же машиной хотят играть Саша и Павел и начинают из - за нее ссориться. Воспитатель обращает внимание детей на гараж, в котором стоит много разных машин. Она предлагает мальчикам организовать строительство зоопарка. Паше предлагается привезти на самосвале цемент, Саше на грузовой машине строительный материал, Алеше подъемным краном помочь в строительстве, а затем привезти в клетках зверей для зоопарка.
В данном случае воспитатель взяла инициативу по построению сюжета в свои руки. Хотя конфликт был урегулирован, можно было приобщить детей к замыслу игры косвенным методом вопросов.
Старшая группа № 1.
Игровая ситуация:
Девочки играют в дочки - матери.
Надя:
-Я буду мамой!
Вика:
-Я буду твоей доченькой!
-Хорошо.
Алеша :
-А я - это папа!
Подходит Лиза:
- А я буду твоей доченькой!
Надя:
-Уходи! Мы будем играть сами!
Вика:
-Мы с тобой не будем играть!
Лиза опустила головку и стоит грустная и обиженная.
В конфликт вмешался воспитатель:
- Послушайте, пожалуйста, девочки, что я вам скажу. Во всех семьях есть дети: у кого-то один ребенок, но это мало и грустно ему, а хорошо, когда двое, трое детей, им тогда веселее и интереснее жить, есть с кем поиграть. И Лиза вам как раз нужна.
Дети приглашают Лизу к себе и рассказывают, как будут играть и что будут делать.
Воспитатель своим рассказом направила мысли детей на изменение сюжета, дала возможность детям самостоятельно составить словесную инструкцию, способствовала налаживанию дружеских отношений в данной группе.
Старшая группа №1. Игра «Магазин» (см. приложение № ).
Игровая деятельность. Блок 4 (см. приложения)
Анализ условий проведения игры (схема 4.1 см. приложение № ).
При анализе условий проведения игры «Магазин» выявилось следующее:
1. Правильное соблюдение режима.
2. Наличие оборудованной игровой площадки.
3. Расположение и хранение игрушек соответствует норме.
4. Некоторые дети использовали игрушки не по назначению.
5. Подбор игрушек и других
материалов соответствует
6. В игре использовались знания детей, полученные на занятиях по математике и ознакомления с окружающим.
7. Некоторые дети только
после напоминания клали
Анализ руководства воспитателем играми детей (схема 4.2, см. приложение № ) показал следующее:
В руководстве игрой воспитатель применял прямые и косвенные приемы воздействия.
Следует особо отметить рассказ, совет, показ, помощь.
Воспитатель применял такие приемы, направленные на целеустремленность и активность детей, как похвала, одобрение, в некоторых случаях брала на себя роль покупателя, что давало возможность руководить поведением детей и создавать положительные эмоции.
Что касается поведения и знаний детей в игре (схема 4.3, см. приложение
№ ), то здесь можно отметить следующее:
1. Игра содержит элемент новизны.
2. Содержание игры вводит ребенка в условную ситуацию.
3. В игре присутствует
информация, которая связана с
содержанием отображаемой
4. В процессе игры частично меняется игровая среда.
5. В некоторых случаях дети по - разному воспроизводят действительность.
6. Три человека из группы
пожелали заняться
7. Дети умеют распределять роли.
8. Воспитатель умело использует
проблемные ситуации для
9. Косвенными методами
воздействия воспитатель
10. Нравственная сторона
в игре отображена
11. Частично присутствовали такие отрицательные качества, как споры.
12. Дети умеют решать коллективные задачи.
Проанализировав руководство игрой «Магазин» (схема 4.4, см. приложение № ) можно сделать вывод, что воспитатель руководил игрой на высоком уровне.
В своем руководстве игрой воспитатель в основном применял косвенные методы. Перед тем как развернуть сюжетно - ролевую игру, было проведено занятие по ознакомлению с окружающим, на котором обсуждались профессии родителей. Особенно большое внимание педагог уделила профессиям работников магазина: заведующей, продавца, грузчика, шофера. Обратила внимание детей на то, что в магазине работники и покупатели должны быть взаимовежливы. Очень подробно обсуждались с детьми функции каждого работника.
Что касается пункта 2 - воспитатель упустила руководство математическими действиями. В результате в подсчетах оплаты «продавцом» допускались неточности.
Уровень развития игровой деятельности у детей данной группы высокий. Поэтому с задачами, которые поставил педагог перед воспитанниками, были выполнены.
В игре детей были обыграны события, которые полно раскрыли содержание игры, дети вели себя вежливо, тактично по отношению друг к другу. Игра была доиграна до конца.
Игрушки в игре соответствовали своему назначению.
При обсуждении игры, мало уделилено внимания оценке выполнения ролей.
Что касается оснащения игры - необходимо отметить недостаточное количество игрового материала, Что несколько обедняло действия детей.
Игровой материал доступен для использования.
Анализ развития нравственных качеств через игру (схема 4.5, см. приложение № ) показал следующее:
1. Иногда во время игры
рождаются новые варианты
2. Дети умеют применять
свои знания на практике (однако
допускались неточности в
3. Во время игры у
детей наблюдались такие
4. В игре детьми полно
отражаются знания о
5. Для побуждения детей
к игре воспитатель
беседа о профессиях работников магазина;
вопрос о желании детей поиграть в игру «Магазин»;
совместное обсуждение плана игры;
подготовка оборудования к игре.
6. Ролевая игра формирует способности управлять своим поведением
7. Дети частично изменяют предметно - игровую среду.
Анализируя игровую деятельность детей (схема 4.6, см. приложение №), выявилось следующее:
1. Дети умеют ориентироваться в игровой задаче.
2.
3. Умеют отражать реальные факты и события, знания о профессиях работников магазина.
4. Не все дети умеют регулировать свои желания в процессе игры.
5. Не все дети умеют анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы, умозаключения.
6.
7. Во время игры некоторые
дети творчески находили
8.Дети показали большую ответственность в выполнении своих ролей.
9. Во время игры дети
предлагают новые варианты
10. (См. схема 4.5 №3).
11. Используют пространственную среду для развертывания игры.
12. (См. схему 4.5 №6).
13. (См. схему 4.5 №7).
Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников(схема 4.7, см. приложение № ) следующая:
1. Воспитатель наблюдал
игру, дал анализ игры, учитывая
уровень развития игровой
2. Спроектировал развитие игровой деятельности, осуществил планирование приемов, направленных на ее развитие.
3. Обогатил впечатления детей с целью развития игры.
4. Организовал начало игры, побуждая детей к игре.
5. Игра «Магазин» была спроектирована воспитателем.
6. Воспитатель использовал прямые и косвенные приемы руководства игрой.
7. Имело место включения
воспитателя в игру на
8. Воспитатель выражала свои чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.
9.
10. Регулировала взаимоотношения детей, назревающие конфликты, споры.
11. В игре были задействованы застенчивые, неуверенные дети.
12. Обсуждение игры прошло не достаточно полно - не было достаточно полно обсуждения ролей. Была дана оценка игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Руководство игровой деятельностью дошкольника - сложный и многогранный процесс. От него зависит эффективность решения многих задач, поставленных перед педагогом.