Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Особенности игровой деятельности детей раннего возраста
Условия организации дидактических игр
Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми детей
Методика руководства дидактическими играми в группе раннего дошкольного возраста

Файлы: 1 файл

контрол 19.docx

— 59.67 Кб (Скачать файл)

4. Еще одним проявлением  ошибки в отношении руководства  играми является непродуманная  раздача игрушек, когда детям  навязываются игры, для них совсем  неинтересные. В результате ребенок  не может реализовать свои  интересы.

Опытно-экспериментальная часть.

Итак, игра является необходимым и важным моментом в жизнедеятельности детей. Она влияет на развитие всех психических и социальных функций ребенка. «Необходимо максимально использовать игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка».

В младшем возрасте, когда развитие игровой деятельности детей полностью зависит от взрослого, применяют в основном прямые методы руководства игрой - показ игровых действий воспитателем, участие воспитателя в игре, совместная игра с ребенком, положительная оценка каждого ребенка.

Ясельная группа.

Игровая ситуация:

Денис и Давид строят из стульчиков автобус. Яна катает коляску с куклой. К ней подходит Света. Света предпринимает попытку отобрать коляску. Яна не хочет отдавать игрушку.

Чтобы предотвратить конфликт, воспитатель подходит к девочкам.

- Яна, как зовут твою  дочку?

- Маша.

- Ты очень ее любишь?

- Да.

- Света, а где твоя дочка? Хочешь поехать с нею в цирк? Янина девочка очень мала, ей  нельзя ехать в цирк, а ты  скорее одевай свою дочку понаряднее и садись с нею в автобус.

Света переключила свое внимание на куклу. Воспитатель помогла выбрать наряд для куклы, по ходу одевания задавая вопросы, что и в какой последовательности она одевает кукле, стимулируя тем самым развитие речи.

После манипулирования с куклой Света подошла к мальчикам.

- Отвезите меня в цирк.

Денис:

- Садись.

Воспитатель похвалила мальчиков за красивую постройку, за желание играть вместе.

В данной ситуации своевременным вмешательством в игру воспитатель предотвратил конфликт между девочками. Вопросы и беседа воспитателя переключили внимание Светы на куклу и обозначили дальнейшую линию поведения. После совместной деятельности с педагогом Света стала играть рядом с мальчиками.

В ясельном возрасте обучение строится на подражании. Большое значение в этом возрасте имеет эмоциональное реагирование детей на какую - либо ситуацию или предмет. Важно создать положительный эмоциональный заряд. Слово педагога имеет очень большое значение для малышей.

Главное в обучении ребенка игре - научить его отображать жизненные ситуации, а для этого необходимо поэтапно обучать детей различным действиям, разъяснять назначение предметов.

Ясли.

Игра «поезд».

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встали друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда встал воспитатель - «паровоз». Дети с воспитателем изображают действиями и звуками ход поезда. Гудок паровоза - «у-у-у», «ш-ш-ш» - выпускают пар, поехал быстро - «чу-чу-чу».

Денис и Ира не хотят играть, стоят в стороне. Воспитатель подходит к детям. Он обращает внимание на то, как хорошо играют другие дети. Затем воспитатель наблюдает с ними за игрой, репликами подбадривая играющих детей. У Дениса и Тани появился интерес играть вместе со всеми.

В данной игре воспитатель применил такие методические приемы как показ игровых действий, сопряженные игровые действия с привлечением детей, Отраженные игровые действия.

Своим участием, задором воспитатель вызвал у дошкольников интерес и положительное отношение к игре, побудил детей к речевым и подражательным действиям.

Помимо обучения действием, необходимо воспитывать у детей эмоциональный отклик на игрушку или ситуацию в целом.

Это достигается благодаря показу, образца речевого общения, обыгрыванию игрушек.

1 мл. гр.

игровая ситуация:

У Дианы в руках кукла, она кормит ее, укладывает спать, но не выражает эмоционального отношения как к дочке.

Воспитатель включается в игру, чтобы показать поведение мамы, ее разговор с дочкой - куклой. Берет куклу и говорит:

« У меня тоже доченька. Моя доченька уже выспалась, сейчас я буду ее поднимать, уже пора».

Обращается непосредственно к кукле:

- Вставай, моя доченька, вставай, моя хорошая! Как ты спала? Давай  я тебя за ручки подниму. Как  хорошо ты встала и т.д.…

Воспитание коллективизма, дружбы, доброжелательных отношений - одна из главных задач сюжетных игр. В младших играх воспитатель еще направляет действия детей в этом направлении, показывает возможный выбор альтернативы.

2 мл. гр. Ира “дочки матери”.

Оля - дочка, Саша - мама, Антон - папа дружно играют в игру. К детям подошел Максим, стоит рядом и смотрит.

Саша, (обращаясь к максиму)

- А ты с нами не  играешь, не стой здесь.

Максим

- не уйду, хочу с вами  играть.

Саша

- нет, не будешь.

Воспитатель предлагает детям:

- ребята, давайте вы примете  его в игру. Представьте, что к  вам в гости приехал друг. Как  нужно принимать гостей? (пригласить  выпить чаю) и т.д.

Дети согласились, предложили Максиму пройти сесть выпить вкусного чаю.

Воспитатель своим вмешательством в игру направил игровые действия в новое русло, связанное с появлением в игре нового персонажа, создал доброжелательное отношение к сверстнику, обогатил игру новым сюжетом.

Как было сказано в предыдущей главе, первостепенное значение в игре имеет распределение ролей. Иногда из за неумения договорится самостоятельно, кто какую роль себе возьмет, кто с какой игрушкой будет играть, замысел игры так и не воплощается в жизнь. В таком случае взрослый берёт на себя функцию распределения ролей.

Сан. группа.

Игровая ситуация:

Алеша берет большую грузоподъемную машину с клетками. С этой же машиной хотят играть Саша и Павел и начинают из - за нее ссориться. Воспитатель обращает внимание детей на гараж, в котором стоит много разных машин. Она предлагает мальчикам организовать строительство зоопарка. Паше предлагается привезти на самосвале цемент, Саше на грузовой машине строительный материал, Алеше подъемным краном помочь в строительстве, а затем привезти в клетках зверей для зоопарка.

В данном случае воспитатель взяла инициативу по построению сюжета в свои руки. Хотя конфликт был урегулирован, можно было приобщить детей к замыслу игры косвенным методом вопросов.

Старшая группа № 1.

Игровая ситуация:

Девочки играют в дочки - матери.

Надя:

-Я буду мамой!

Вика:

-Я буду твоей доченькой!

-Хорошо.

Алеша :

-А я - это папа!

Подходит Лиза:

- А я буду твоей доченькой!

Надя:

-Уходи! Мы будем играть  сами!

Вика:

-Мы с тобой не будем  играть!

Лиза опустила головку и стоит грустная и обиженная.

В конфликт вмешался воспитатель:

- Послушайте, пожалуйста, девочки, что я вам скажу. Во всех  семьях есть дети: у кого-то  один ребенок, но это мало и  грустно ему, а хорошо, когда двое, трое детей, им тогда веселее  и интереснее жить, есть с кем  поиграть. И Лиза вам как раз  нужна.

Дети приглашают Лизу к себе и рассказывают, как будут играть и что будут делать.

Воспитатель своим рассказом направила мысли детей на изменение сюжета, дала возможность детям самостоятельно составить словесную инструкцию, способствовала налаживанию дружеских отношений в данной группе.

Старшая группа №1. Игра «Магазин» (см. приложение № ).

Игровая деятельность. Блок 4 (см. приложения)

Анализ условий проведения игры (схема 4.1 см. приложение № ).

При анализе условий проведения игры «Магазин» выявилось следующее:

1. Правильное соблюдение  режима.

2. Наличие оборудованной  игровой площадки.

3. Расположение и хранение  игрушек соответствует норме.

4. Некоторые дети использовали  игрушки не по назначению.

5. Подбор игрушек и других  материалов соответствует тематике  игры.

6. В игре использовались  знания детей, полученные на занятиях  по математике и ознакомления  с окружающим.

7. Некоторые дети только  после напоминания клали игрушки  на места.

Анализ руководства воспитателем играми детей (схема 4.2, см. приложение № ) показал следующее:

В руководстве игрой воспитатель применял прямые и косвенные приемы воздействия.

Следует особо отметить рассказ, совет, показ, помощь.

Воспитатель применял такие приемы, направленные на целеустремленность и активность детей, как похвала, одобрение, в некоторых случаях брала на себя роль покупателя, что давало возможность руководить поведением детей и создавать положительные эмоции.

Что касается поведения и знаний детей в игре (схема 4.3, см. приложение

№ ), то здесь можно отметить следующее:

1. Игра содержит элемент  новизны.

2. Содержание игры вводит  ребенка в условную ситуацию.

3. В игре присутствует  информация, которая связана с  содержанием отображаемой жизненной  ситуации.

4. В процессе игры частично  меняется игровая среда.

5. В некоторых случаях  дети по - разному воспроизводят действительность.

6. Три человека из группы  пожелали заняться дидактическими  играми.

7. Дети умеют распределять  роли.

8. Воспитатель умело использует  проблемные ситуации для выявления  знаний детей.

9. Косвенными методами  воздействия воспитатель побуждает  детей добиваться воображаемого  результата.

10. Нравственная сторона  в игре отображена доброжелательностью  детей друг к другу, вежливостью, честностью, отзывчивость, справедливость.

11. Частично присутствовали  такие отрицательные качества, как  споры.

12. Дети умеют решать  коллективные задачи.

Проанализировав руководство игрой «Магазин» (схема 4.4, см. приложение № ) можно сделать вывод, что воспитатель руководил игрой на высоком уровне.

В своем руководстве игрой воспитатель в основном применял косвенные методы. Перед тем как развернуть сюжетно - ролевую игру, было проведено занятие по ознакомлению с окружающим, на котором обсуждались профессии родителей. Особенно большое внимание педагог уделила профессиям работников магазина: заведующей, продавца, грузчика, шофера. Обратила внимание детей на то, что в магазине работники и покупатели должны быть взаимовежливы. Очень подробно обсуждались с детьми функции каждого работника.

Что касается пункта 2 - воспитатель упустила руководство математическими действиями. В результате в подсчетах оплаты «продавцом» допускались неточности.

Уровень развития игровой деятельности у детей данной группы высокий. Поэтому с задачами, которые поставил педагог перед воспитанниками, были выполнены.

В игре детей были обыграны события, которые полно раскрыли содержание игры, дети вели себя вежливо, тактично по отношению друг к другу. Игра была доиграна до конца.

Игрушки в игре соответствовали своему назначению.

При обсуждении игры, мало уделилено внимания оценке выполнения ролей.

Что касается оснащения игры - необходимо отметить недостаточное количество игрового материала, Что несколько обедняло действия детей.

Игровой материал доступен для использования.

Анализ развития нравственных качеств через игру (схема 4.5, см. приложение № ) показал следующее:

1. Иногда во время игры  рождаются новые варианты некоторых  событий.

2. Дети умеют применять  свои знания на практике (однако  допускались неточности в подсчете  «продавцом» ).

3. Во время игры у  детей наблюдались такие эстетические  качества, как доброжелательность, вежливость, честность, отзывчивость, взаимопомощь, справедливость.

4. В игре детьми полно  отражаются знания о профессиях  взрослых.

5. Для побуждения детей  к игре воспитатель использовал  следующие приемы:

беседа о профессиях работников магазина;

вопрос о желании детей поиграть в игру «Магазин»;

совместное обсуждение плана игры;

подготовка оборудования к игре.

6. Ролевая игра формирует  способности управлять своим  поведением

7. Дети частично изменяют  предметно - игровую среду.

Анализируя игровую деятельность детей (схема 4.6, см. приложение №), выявилось следующее:

1. Дети умеют ориентироваться  в игровой задаче.

2.

3. Умеют отражать реальные  факты и события, знания о профессиях  работников магазина.

4. Не все дети умеют  регулировать свои желания в  процессе игры.

5. Не все дети умеют  анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы, умозаключения.

6.

7. Во время игры некоторые  дети творчески находили средства  для осуществления поставленных  перед собой задач, для преодоления  трудностей.

8.Дети показали большую  ответственность в выполнении  своих ролей.

9. Во время игры дети  предлагают новые варианты сюжета.

10. (См. схема 4.5 №3).

11. Используют пространственную  среду для развертывания игры.

12. (См. схему 4.5 №6).

13. (См. схему 4.5 №7).

Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников(схема 4.7, см. приложение № ) следующая:

1. Воспитатель наблюдал  игру, дал анализ игры, учитывая  уровень развития игровой деятельности  детей.

2. Спроектировал развитие  игровой деятельности, осуществил  планирование приемов, направленных  на ее развитие.

3. Обогатил впечатления  детей с целью развития игры.

4. Организовал начало игры, побуждая детей к игре.

5. Игра «Магазин» была  спроектирована воспитателем.

6. Воспитатель использовал  прямые и косвенные приемы  руководства игрой.

7. Имело место включения  воспитателя в игру на второстепенной  роли.

8. Воспитатель выражала  свои чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.

9.

10. Регулировала взаимоотношения  детей, назревающие конфликты, споры.

11. В игре были задействованы  застенчивые, неуверенные дети.

12. Обсуждение игры прошло  не достаточно полно - не было  достаточно полно обсуждения  ролей. Была дана оценка игры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Руководство игровой деятельностью дошкольника - сложный и многогранный процесс. От него зависит эффективность решения многих задач, поставленных перед педагогом.

Информация о работе Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста