Организация исследовательской деятельности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 23:25, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников……………………………………………………………
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности……………...
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………...
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников………………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников……………………..
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований…..
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ.………………………………………………………

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство Просвещения Республики Молдова

Комратский Государственный Университет

Факультет Национальной Культуры

Кафедра педагогики

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Методология научного педагогического исследования».

 

Организация исследовательской деятельности младшего школьника

 

Работу выполнила:

студентка группы

ЗНО – 11/1

 

 

Работу проверила:

ст. преподаватель,

доктор

 

 

 

 

Комрат 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников……………………………………………………………

1.1  Сущность и содержание исследовательской деятельности……………...

1.2 Психолого-педагогические основы  и содержание исследовательской  деятельности младших школьников…………………………………………...

1.3 Педагогические условия организации исследования   младших школьников………………………………………………………………………

ГЛАВА 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников……………………..

2.1 Содержание подготовительной  работы к выполнению исследований…..

2.2 Анализ  результатов  исследовательской  деятельности   младших школьников………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЯ.……………………………………………………………....

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация исследовательской деятельности младших школьников».

Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Ознакомление младших школьников  с содержанием и техникой выполнения  исследований.

2. Формирование у учащихся умений  самостоятельной работы.

3. Формирование умений самоконтроля.

4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1.   Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.

2. Определить психолого-педагогические  способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.

3. Обосновать педагогические условия  организации исследовательской  деятельности младших школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования: методи-ческие и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах российских педагогов: В. П. Вахтерова, Н. И. Новикова, Б. Е. Райкова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и зарубежных: Дж. Бруннер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, С. Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные   знания,   дано Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Элькониным, И. С. Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали   В. И. Андреев,   И. А. Зимняя,  А. М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л. А. Казанцевой, Г. В. Макотровой, А. В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, О. И. Митрош,

В. П. Ушачевым.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;

-   сравнение, изучение документации;

- организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;

- теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: теоретический лицей с. Конгаз. В эксперименте участвовали учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – постановочный (01.02.12 – 01.03.12) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.12 – 02.04.12) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап – интерпретационно-оформительский (03.04.12 – 03.05.12) – проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования состоит в том, что исследовательская деятельность младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверены педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты данной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 19 наименований, приложений.

Общий объем работы … страниц компьютерного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

В результате исследования нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности, проанализированы психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации исследования младших школьников.

В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование разных групп исследовательских умений. В работе описаны пять групп исследовательских умений учащихся начальной школы, которые соответствуют содержанию и этапам учебно-исследовательской деятельности: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.

Разработаны и представлены критерии оценки сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы (практическая готовность, мотивация к ведению исследования, проявление креативности, самостоятельности) и определены на их основе уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальных классов (исходный, начальный, продуктивный, креативный).

Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены возрастные особенности при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности школьников; позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов путем реализации технологии организации исследовательской деятельности.

Разработана и апробирована в практике обучения технология формирования исследовательских умений младших школьников, включающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований, алгоритмизацию исследовательских этапов, преобладание игровых, проблемных, эвристических и исследовательских методов. Данная технология реализовывалась через специальные занятия по курсу «Исследовательская деятельность в начальной школе» и его учебно-методическое обеспечение.

Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов умений осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников. Это доказывают полученные нами данные: учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты сформированности умений исследовательской деятельности (…% учащихся достигли креативного уровня, …% -продуктивного уровня) по сравнению с контрольной группой: … % - креативного уровня, … % -продуктивного.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены,  цель исследования достигнута,  гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Организация исследовательской деятельности младшего школьника