Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 23:25, контрольная работа
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.
2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников……………………………………………………………
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности……………...
1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников…………………………………………...
1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников………………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников……………………..
2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований…..
2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЯ.………………………………………………………
Министерство Просвещения Республики Молдова
Комратский Государственный Университет
Факультет Национальной Культуры
Кафедра педагогики
Контрольная работа
По дисциплине: «Методология научного педагогического исследования».
Организация исследовательской деятельности младшего школьника
Работу выполнила:
студентка группы
ЗНО – 11/1
Работу проверила:
ст. преподаватель,
доктор
Комрат 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследовательской
деятельности младших школьников……………………………………………………
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности……………...
1.2 Психолого-педагогические
1.3 Педагогические условия организации
исследования младших школьников……………………………………………………
ГЛАВА 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников……………………..
2.1 Содержание подготовительной
работы к выполнению
2.2 Анализ результатов исследовательской
деятельности младших школьников……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ.……………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация исследовательской деятельности младших школьников».
Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Ознакомление младших
2. Формирование у учащихся
3. Формирование умений
4. Развитие творческих способност
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.
2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.
3. Обосновать педагогические
Теоретико-методологическая основа исследования: методи-ческие и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах российских педагогов: В. П. Вахтерова, Н. И. Новикова, Б. Е. Райкова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и зарубежных: Дж. Бруннер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци, С. Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым, М. Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Элькониным, И. С. Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В. И. Андреев, И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А. Н. Поддьяковым, А. И. Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л. А. Казанцевой, Г. В. Макотровой, А. В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А. Г. Иодко, О. И. Митрош,
В. П. Ушачевым.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;
- сравнение, изучение документации;
- организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;
- теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: теоретический лицей с. Конгаз. В эксперименте участвовали учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – постановочный (01.02.12 – 01.03.12) – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап – собственно-исследовательский (02.03.12 – 02.04.12) – разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап – интерпретационно-
Научная новизна исследования состоит в том, что исследовательская деятельность младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверены педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты данной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 19 наименований, приложений.
Общий объем работы … страниц компьютерного текста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
В результате исследования нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности, проанализированы психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации исследования младших школьников.
В ходе исследования установлено, что проблема формирования исследовательских умений в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Учебно-исследовательская деятельность направлена на формирование разных групп исследовательских умений. В работе описаны пять групп исследовательских умений учащихся начальной школы, которые соответствуют содержанию и этапам учебно-исследовательской деятельности: умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, осуществлять учебное исследование, оформлять и представлять результат исследования, анализировать и оценивать учебно-исследовательскую деятельность.
Разработаны и представлены критерии оценки сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальной школы (практическая готовность, мотивация к ведению исследования, проявление креативности, самостоятельности) и определены на их основе уровни сформированности умений исследовательской деятельности учащихся начальных классов (исходный, начальный, продуктивный, креативный).
Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования исследовательских умений младших школьников: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у учащихся умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля и развитие творческих способностей и инициативы учащихся. При этом были учтены возрастные особенности при организации обучения исследовательской деятельности; мотивированность исследовательской деятельности школьников; позиция и деятельность педагога-организатора учебно-исследовательской деятельности по обеспечению систематичности и целенаправленности исследовательской деятельности учащихся начальных классов путем реализации технологии организации исследовательской деятельности.
Разработана и апробирована в практике обучения технология формирования исследовательских умений младших школьников, включающая организацию коллективных, групповых, индивидуальных учебных исследований, алгоритмизацию исследовательских этапов, преобладание игровых, проблемных, эвристических и исследовательских методов. Данная технология реализовывалась через специальные занятия по курсу «Исследовательская деятельность в начальной школе» и его учебно-методическое обеспечение.
Описанные выше условия способствуют эффективному формированию у учащихся младших классов умений осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результат (продукт) своей исследовательской работы, анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу одноклассников. Это доказывают полученные нами данные: учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты сформированности умений исследовательской деятельности (…% учащихся достигли креативного уровня, …% -продуктивного уровня) по сравнению с контрольной группой: … % - креативного уровня, … % -продуктивного.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Информация о работе Организация исследовательской деятельности младшего школьника