Организация коррекционно–педагогической помощи детям с нарушениями функции опорно–двигательного аппарата в учреждениях здравоохран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

В период приоритета гуманистических подходов к образованию особую актуальность приобрела проблема создания адекватных условий образования и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид.

Файлы: 1 файл

Реферат ОДА.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство  по Образованию ГОУ ВПО

 

Новосибирский Государственный  Педагогический Университет

 

 

Факультет педагогики и  психологии детства

 

Кафедра специальной  педагогики и психологии детства

 

 

 

Реферат на тему:

 

Организация коррекционно – педагогической помощи детям с

 

нарушениями функции  опорно – двигательного аппарата в 

 

учреждениях здравоохранения  и образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                               

Студентка 33 гр. ФППД                                          Лыричкина. М. А

 

 

Проверила:                                                                 

Преподаватель                                                           Лисиченко

 

 

Новосибирск 2010 г. 

Оглавление

 

 

Введение

В период приоритета гуманистических  подходов к образованию особую актуальность приобрела проблема создания адекватных условий образования и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья, который был предложен в конце 70-х годов английскими специалистами. В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, незрячие, слабовидящие, лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы, лица с нарушением интеллекта, дети с задержкой психического развития, лица с тяжёлыми нарушениями речи, лица со сложными недостатками развития. Исходя из этого, создана и сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений.  В настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном обучении. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (120, с. 22). В Свердловской области - в 80 образовательных учреждениях (88, с. 4).  В зарубежной и отечественной специальной литературе достаточно широко освещены вопросы специального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья соответствующего типа образовательного учреждения, имеется также некоторый опыт накопления в обучении детей с нарушениями опорно –двигательного аппарата. Проблемы изучения, обучения и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в течение длительного времени являются достаточно актуальными, о чём говорят многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов (Е.Ф. Архипова, Л.О. Бадалян, С.А. Бортфельд, Т.А. Власова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, К.А. Семёнова, Л.М. Шипицына, Финк Аннетте). Однако многие годы в определении основных направлений реабилитации лиц с НОДА превалировал медицинский подход, что не в последнюю очередь обусловливалось тенденциями роста количества таких детей в общей популяции детского населения, социокультурными обстоятельствами и недостаточной изученностью социально-педагогических аспектов самого понятия «реабилитация» (М.Н. Никитина, М.Н. Гончарова, К.А. Семёнова и др.). Наряду с этим, в последние десятилетия на систему реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают влияние аксиологические тенденции, (В. Дильтей, В.В. Коркунов, Н.Н. Малофеев, Н.Н. Назарова, Т. Парсонсн и др.). Аксиологический подход в философии и педагогике, признание уникальности и самоценности человеческой личности привели к разработке педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, к поиску путей развития и социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в системе образования с использованием педагогических средств.

Социально – педагогическая реабилитация детей с нарушением ОДА

    При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений           опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).  

Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. На сегодняшний день в нашей стране существует и успешно развивается система социально - педагогической реабилитации лиц с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в которой приоритетным является использование педагогического подхода. Модель данной системы представлена на примере детей с ДЦП (детским церебральным параличом). Система предусматривает использование потенциала индивидуального развития, стимулирующего преодоление ребенком своих ограниченных возможностей. Система социально - педагогической реабилитации сложилась и получила признание как кондуктивная педагогика в Венгерской Республике. Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия стимулирующие его жизнедеятельность, и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. В ходе чего, коррекция двигательных нарушений у ребенка происходит с помощью педагогического воздействия на него, а каждодневные реабилитационные мероприятия развивают адаптационные способности, прививают навыки удовлетворять свои потребности с минимальной помощью окружающих. Для достижения этого на начальном этапе у ребенка необходимо сформировать подсознательное построение двигательного стереотипа. Затем организованный двигательный акт переходит в сферу сознания и в конечном итоге автоматизируется, таким образом, человек из дисфункциональной личности становится личностью ортофункциональной. Ход всего реабилитационного процесса осуществляется в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей, имеющих схожую форму церебрального паралича. Управление процессом осуществляется педагогом - кондуктором (от лат. conductor - сопровождающий, проводник). Педагог - кондуктор - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. В комплекс упражнений с различными предметами и спортивными снарядами входят упражнения с мячом, на лестнице, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, а также данный комплекс дополняется ходьбой с усложненными заданиями и упражнения у шведской стенки. Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Нацеленная в первую очередь на личность программа позволяет ребенку проявить свою инициативу, показать себя самостоятельной личностью, в ходе чего ребенка никто не подгоняет, не проявляет к нему нетерпения. Для становления ортофункциональной личности применяются программы, связанные с конкретными нуждами детей. Эффективность участия ребенка в реабилитационном процессе в значительной степени зависит от его мотивации. Для стимуляции двигательной активности и достижения спонтанности в действиях ребенка с нарушениями опорно - двигательного аппарата всегда необходимо знать цель и причину действия для начала его осуществления. Одним из основополагающих компонентов кондуктивной педагогики является выбор активной жизненной позиции у ребенка.. Таким образом рассмотрены основные теоретические положения, характеризирующие кондуктивную педагогику. Знакомство с венгерским опытом позволяет понять сущность и особенности системы социально - педагогической реабилитации детей с ДЦП, а также ее отличие от превалирующего в нашей стране медицинского подхода.

Обучение в интернате

         Практика обучения этих детей с ДЦП в массовой школе показала, что особенности психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой общеобразовательной школы.

Обучение детей с  нарушениями опорно-двигательного  аппарата проводится в специальном  типе школ – школах-интернатах (школах) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. В эти школы принимаются дети дошкольного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего возраста. Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы[2].

Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные  спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в  таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль[4].

Для получения образования  детьми с нарушениями опорно-двигательного  аппарата (ОДА) необходимо обеспечить специальные условия.

  1. Специально организованная среда:

специально приспособленное  здание (лифты, пандусы и др.),

ортопедическая обувь и ортопедические приспособления,

специальная мебель, приборы  для обучения; компьютерные классы.

  1. Наполняемость классов:

подготовительный класс  - не более 8 человек,

в начальной, основной, средней  школе – до 10 человек.

          3. Продолжительность уроков:

в подготовительном классе – 30 минут,

в 1 классе – 35-40 минут,

во 2 и далее – 45 минут.

На каждом уроке после 20 минут занятий проводится 5-минутная физкультпауза с включением лечебно-коррекционных  мероприятий.

  1. Обучение учащихся этой категории осуществляют специально подготовленные педагоги, знающие психофизические особенности детей с нарушениями ОДА. Коррекционные  занятия проводят учителя, логопеды, методисты ЛФК, психологи.
  2. Школа для детей с нарушениями функций ОДА имеет специальные логопедические кабинеты, кабинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопедическую мастерскую.
  3. Обучение детей с нарушением функции ОДА осуществляется на фоне лечебно-восстановительной работы. Лечебно-воспитательная работа ведется в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний.
  4. Комплекс восстановительного лечения представлен ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-, бальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д. Медицинский блок должен включать помещения для этих мероприятий.

Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи: психоневрологи(невропатологи), ортопеды, врачи ЛФК, физиотерапевты, а также средний и младший медицинский персонал.

Использование сенсорной комнаты  в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного  аппарата

Наряду с технологиями коррекции нарушенных двигательных функций реализуются методы, направленные на восстановление сенсорной сферы, развитие познавательной деятельности. Введение новых технологий в коррекционную работу позволило не только соединить разные виды коррекции, но и дополнить их психологическими методами. Созданы условия для эмоционального комфорта как в группах, так и в сенсорной комнате, где используются игровые упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, для активизации психических процессов. У нас проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Независимо от восстановления двигательных функций, проводятся занятия педагогами-психологами, направленные на восстановление сенсорной сферы, развитие познавательной деятельности. Введение новых технологий в коррекционную работу позволило не только соединить разные виды коррекции, но и дополнить их психологическими методами. Любая коррекционная работа проходит не стихийно, а целенаправленно. Все современные технологии могут быть разделены на 2 группы: методы, используемые для индивидуальной коррекции, а также методы для подгрупповой работы. Но есть методики, которые могут быть использованы и в том, и в другом виде. Одни из современных технологий для коррекционно-педагогической работы требуют специально оборудованных комнат, другие можно проводить в игровой комнате и в кабинете психолога.    Самым сильным воздействием на ребенка обладает сенсорная комната. Работа проводится в этой комнате как с подгруппой детей, так и индивидуально. Она используется в следующих целях: коррекция познавательной деятельности, развитие произвольного внимания, эмоций. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты уменьшает у детей чувство страха при падении. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

Методика коррекционной  работы в сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных  ощущений. Начинать занятия в сенсорной  комнате следует с тактильных и кинестетических ощущений, поскольку кожно-кинестетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. В дальнейшем к тактильным ощущениям прибавляем слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые. На занятиях в сенсорной комнате учат детей использовать общепринятые жесты, проводятся упражнения на развитие мимических движений. Перечисленные методы вместе с традиционными дают хороший результат в развитии ребенка.

 

Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

 

Для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата в нашей стране (в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных  городах) имеется сеть специализированных учреждены размоведомственного подчинения;

• поликлиники;

• неврологические отделения и психоневрологические больницы;

• специализированные санатории;

• ясли-сады;

• школы-интернаты;

• реабилитационные центры.

1 Дети, проживающие в маленьких  городах или сельской местности,  к сожалению, не имеют возможности обучаться в специализированных учреждениях.

2. В специализированных детских  садах осуществляется:

• коррекционное обучение, воспитание;

• подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Цель воспитания — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

3. Специализированные школы-интернаты:

60—70% детей с церебральным  параличом обучаются в учреждениях.

Задачи специализированного образовательного процесса:

сочетание обучения и воспитания с лечебной работой;

трудовая подготовка;

профессиональная ориентация.

Содержание коррекционно-педагогической работы:

последовательное развитие познавательной деятельности;

коррекция нарушений познавательной деятельности;

коррекция высших корковых функций;

воспитание устойчивых форм поведения  и деятельности Задачи подготовительного  класса:

выявление состояния интеллекта;

подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

4. Как отмечает Л.И. Аксенова, надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет мне недостатков.

сокращенная общеобразовательная  программа;

нерегулярность домашних уроков;

изоляция ученика от общества сверстников;

отсутствие возможности профориентации.

5. Трудовое воспитание осуществляется:

• в процессе повседневной жизни;

• на специальных занятиях по трудотерапии.

Профориентация проводится а течение  всего образовательного процесса.

Информация о работе Организация коррекционно–педагогической помощи детям с нарушениями функции опорно–двигательного аппарата в учреждениях здравоохран