Организация коррекционно–педагогической помощи детям с нарушениями функции опорно–двигательного аппарата в учреждениях здравоохран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

В период приоритета гуманистических подходов к образованию особую актуальность приобрела проблема создания адекватных условий образования и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид.

Файлы: 1 файл

Реферат ОДА.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Цель профориентации: подготовка к  будущей профессии дет с церебральным параличом в соответствии с психофизиологическими возможностями, интересами воспитанников.

Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу и другим специальностям.

Профессиональное образование, льготное поступление. В профессионально-технические  училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения  и социального развития РФ. Проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве  инвалидов строго следуют рекомендациям  врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).

Специальное обучение детей с нарушением опорно – двигательного аппарата

Необходимость реабилитирующей  функции образования по отношению  к лицам с инвалидностью обязательна. Получение детьми-инвалидами качественного  образования может решать не только задачи развития личности, но и защитные функции. Дети с ОДА испытывают определённые трудности в обучении, связанные с наличием физических недостатков, а также с отсутствием научно обоснованных специальных образовательных стандартов.Вопросы специального обучения детей с нарушениями ОДА освещены недостаточно, в большей степени это работы медиков, психологов, в которых отражены вопросы клиники,  реабилитации; психологических особенностей; вопросы коррекционной работы. Однако, вопросы содержания обучения детей с ОДА в условиях специальной (коррекционной) школы в перечисленных работах раскрываются фрагментарно. Глубокое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и форм у дефективного и нормального ребёнка - вот наиболее схематическая форма социальной обусловленности этого процесса» Важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (ДЦП) - 89% У детей с ОДА двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Специальное обучение детей с ОДА - глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объём, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (или отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма. Практика обучения учащихся с ОДА показала, что отсутствие утверждённого Министерством образования РФ Государственного стандарта общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; отсутствие учителей-дефектологов, психологов в школе; адаптированных учебных программ, учебников - всё это затрудняет обучение детей с ОДА. Таким образом, тенденции к гуманизации системы специального обучения, необходимость социализации детей-инвалидов с ОДА в процессе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы, с одной стороны, и недостаточное научное обоснование требований к специальным условиям обучения, направленным на преодоление трудностей в учебном процессе и реабилитацию этих детей, - с другой, составляют основное противоречие современного образовательного процесса. Эффективность образовательного процесса в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VI вида может быть существенно повышена, если будут созданы научно обоснованные и практически целесообразные организационно-педагогические условия, направленные на преодоление трудностей в образовательном процессе у учащихся с ОДА, которые будут включать в себя:                                                                                                                             - механизм реализации оценочно-прогностического подхода для изучения особенностей психофизического развития учащихся, прогнозирования, учёта и планирования коррекционно-развивающей работы в учебно- воспитательном процессе специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида;                                                                              - организацию комплексной помощи каждому ребёнку путём интеграции усилий, средств и мастерства всех работников специального учреждения (педагогов, психологов, медицинских, социальных работников и специалистов), а также родителей учеников;                                                            - создание «базбарьерной» среды для совместного обучения и деятельности детей с разными образовательными способностями и психофизическими возможностями в специальной (коррекционной) школе VI вида.

Заключение

 

Исследования подтверждают значение общеобразовательного и воспитательного  обучения в коррекции недостатков  ребёнка с нарушениями опорно-двигательного  аппарата, ведущую роль в обеспечении  развития и подготовки их к жизни, труду.

Конкретные методические пути использования процесса обучения и воспитания могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методы обучения и воспитания работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой и двигательной сферы учащихся на том или ином этапе.

Вместе с разнообразием  конкретных методических путей существуют психолого-педагогические принципы:

введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают  восполнение пробелов предшествующего  развития, формирование готовности к  восприятию наиболее сложного программного материала;

использование методов и приёмов обучения и воспитания с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

коррекционная направленность учебно–воспитательного процесса, обеспечивающего  решение задач общего развития, воспитания, преодоление индивидуальных недостатков развития;

определение оптимального содержания учебного материала и  его отбор в соответствии с  поставленными задачами.

 

Список литературы

  1. Леднёв В.С. Содержание образования. – Москва, 20079, с. 47.
  2. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 2007г. - №4 – с.43.
  1. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: «Академия» 2001г.

  1. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И.Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.- М., 2004г.
  2. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т.А.Власовой. - М., 1985г.

 


Информация о работе Организация коррекционно–педагогической помощи детям с нарушениями функции опорно–двигательного аппарата в учреждениях здравоохран