Цель профориентации: подготовка к
будущей профессии дет с церебральным
параличом в соответствии с психофизиологическими
возможностями, интересами воспитанников.
Детей обучают делопроизводству, машинописи,
фотоделу и другим специальностям.
Профессиональное образование, льготное
поступление. В профессионально-технические
училища, техникумы, высшие учебные заведения.
Функционирует сеть специализированных
профтехучилищ Министерства здравоохранения
и социального развития РФ. Проводится
экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве
инвалидов строго следуют рекомендациям
врачебно-трудовой экспертной комиссии
(ВТЭК).
Специальное обучение детей с нарушением
опорно – двигательного аппарата
Необходимость реабилитирующей
функции образования по отношению
к лицам с инвалидностью обязательна.
Получение детьми-инвалидами качественного
образования может решать не только задачи
развития личности, но и защитные функции.
Дети с ОДА испытывают определённые трудности
в обучении, связанные с наличием физических
недостатков, а также с отсутствием научно
обоснованных специальных образовательных
стандартов.Вопросы специального обучения
детей с нарушениями ОДА освещены недостаточно,
в большей степени это работы медиков,
психологов, в которых отражены вопросы
клиники, реабилитации; психологических
особенностей; вопросы коррекционной
работы. Однако, вопросы содержания обучения
детей с ОДА в условиях специальной (коррекционной)
школы в перечисленных работах раскрываются
фрагментарно. Глубокое своеобразие пути
и способа развития при общности конечных
целей и форм у дефективного и нормального
ребёнка - вот наиболее схематическая
форма социальной обусловленности этого
процесса» Важнейшими задачами являются
предупреждение возникновения вторичных
отклонений в развитии, их коррекция и
компенсация средствами образования.
У детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата ведущим является двигательный
дефект (недоразвитие, нарушение или утрата
двигательных функций). Основную массу
среди них составляют дети с церебральным
параличом (ДЦП) - 89% У детей с ОДА двигательные
расстройства сочетаются с психическими
и речевыми нарушениями, поэтому большинство
из них нуждается не только в лечебной
и социальной помощи, но и в психолого-педагогической
и логопедической коррекции. Специальное
обучение детей с ОДА - глубоко индивидуальный
и специфичный процесс, объём, качество
и конечные результаты которого определяются
характером отклонения (или отклонений)
в развитии, сохранностью анализаторов,
функций и систем организма. Практика
обучения учащихся с ОДА показала, что
отсутствие утверждённого Министерством
образования РФ Государственного стандарта
общего образования обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата; отсутствие
учителей-дефектологов, психологов в школе;
адаптированных учебных программ, учебников
- всё это затрудняет обучение детей с
ОДА. Таким образом, тенденции к гуманизации
системы специального обучения, необходимость
социализации детей-инвалидов с ОДА в
процессе учебно-воспитательной работы
специальной (коррекционной) школы, с одной
стороны, и недостаточное научное обоснование
требований к специальным условиям обучения,
направленным на преодоление трудностей
в учебном процессе и реабилитацию этих
детей, - с другой, составляют основное
противоречие современного образовательного
процесса. Эффективность образовательного
процесса в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе VI вида может
быть существенно повышена, если будут
созданы научно обоснованные и практически
целесообразные организационно-педагогические
условия, направленные на преодоление
трудностей в образовательном процессе
у учащихся с ОДА, которые будут включать
в себя:
- механизм реализации оценочно-прогностического
подхода для изучения особенностей психофизического
развития учащихся, прогнозирования, учёта
и планирования коррекционно-развивающей
работы в учебно- воспитательном процессе
специального (коррекционного) образовательного
учреждения VI вида;
- организацию комплексной помощи каждому
ребёнку путём интеграции усилий, средств
и мастерства всех работников специального
учреждения (педагогов, психологов, медицинских,
социальных работников и специалистов),
а также родителей учеников;
- создание «базбарьерной» среды для совместного
обучения и деятельности детей с разными
образовательными способностями и психофизическими
возможностями в специальной (коррекционной)
школе VI вида.
Заключение
Исследования подтверждают
значение общеобразовательного и воспитательного
обучения в коррекции недостатков
ребёнка с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, ведущую роль в обеспечении
развития и подготовки их к жизни,
труду.
Конкретные методические
пути использования процесса обучения
и воспитания могут быть весьма разнообразными.
Они зависят от объективного содержания
учебного материала, от большей или меньшей
возможности использования практических
работ в учебном процессе и способов сочетания
практических и словесных средств обучения.
Конкретные методы обучения и воспитания
работы избираются с учётом особенностей
интеллектуальной и эмоционально – волевой
и двигательной сферы учащихся на том
или ином этапе.
Вместе с разнообразием
конкретных методических путей существуют психолого-педагогические
принципы:
введение в содержание
обучения разделов, которые предусматривают
восполнение пробелов предшествующего
развития, формирование готовности к
восприятию наиболее сложного программного
материала;
использование методов и приёмов обучения и
воспитания с ориентацией на «зону ближайшего
развития» ребёнка, создание оптимальных
условий для реализации его потенциальных
возможностей;
коррекционная направленность
учебно–воспитательного процесса, обеспечивающего
решение задач общего развития, воспитания,
преодоление индивидуальных недостатков
развития;
определение оптимального
содержания учебного материала и
его отбор в соответствии с
поставленными задачами.
Список литературы
- Леднёв В.С. Содержание образования. – Москва, 20079, с. 47.
- Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 2007г. - №4 – с.43.
И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: «Академия» 2001г.
- Шипицына Л.М., Мамайчук И.И.Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.- М., 2004г.
- Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т.А.Власовой. - М., 1985г.