Организация логопедической помощи детям в условиях ДОУ компенсирующего и общеразвивающего вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста с нарушениями речи может осуществляться в следующих специальных учреждениях:
ясли-сад для детей с нарушениями речи; детскийсад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении-логопедические);
группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида);
государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи;
так называемые логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

Содержание работы

Введение
Специфика работы логопеда в ДОУ компенсирующего вида
Принципы отбора детей и комплектование групп
Содержание обучения и воспитания дошкольников в условиях логопедических групп
1.3. Логопедическая документация ДОУ для детей с нарушениями речи
2. Организация работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида
2.1. Принципы отбора детей и комплектование групп
2.2. Содержание обучения и воспитания дошкольников в условиях логопункта

Файлы: 1 файл

Логогруппа.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

Организация логопедической помощи детям в условиях ДОУ компенсирующего  и общеразвивающего вида

Введение

  1. Специфика работы логопеда в ДОУ компенсирующего вида
    1. Принципы отбора детей и комплектование групп
    2. Содержание обучения и воспитания дошкольников в условиях логопедических групп

1.3. Логопедическая документация  ДОУ для детей с нарушениями  речи

2. Организация работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида

2.1. Принципы отбора детей и комплектование групп

2.2. Содержание обучения и воспитания  дошкольников в условиях логопункта

 

Введение

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста с нарушениями речи может осуществляться в следующих специальных учреждениях:

  • ясли-сад для детей с нарушениями речи; детскийсад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении-логопедические);
  • группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида);
  • государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи;
  • так называемые логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида. 
  1. Специфика работы логопеда в ДОУ компенсирующего вида

Основными задачами работы с  детьми в логопедических группах  дошкольных учреждений являются: коррекция  речевого нарушения; подготовка к обучению в общеобразовательной школе; а детей с тяжелыми нарушениями речи — в специальной школе.

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга задач: образовательных; воспитательных; коррекционных и развивающих, решение которых осуществляется  логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в ДОУ (в течение всего дня).

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами и методическими материалами  и строится с учетом возраста детей, профиля группы, индивидуальных проявлений речевого дефекта. 

Создание специальных  логопедических групп, организация  и проведение логопедической работы в них осуществляется в несколько  этапов:

  1. Отбор и комплектование групп.
  2. Комплексное обследование детей
  3. Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы
  4. Основной этап, связанный с реализацией планов  занятий
  5. Контроль - обеспечение промежуточного и итогового контроля
  6. Результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.

Помимо непосредственной работы с аномальными детьми в  ДЕ логопеда входит:

    • консультативно-педагогическая работа с родителями;
    • ведение текущей документации;
    • оказание консультативно-методической помощи воспитателям.

 

    1. Принципы отбора детей и комплектование групп

Отбор детей  с ОНР, с дизартрией, ринолалией в Специальные ясли-сады, ДОУ и отдельные группы при массовых ДОУ и комплектование групп в них производится на заседаниях ПМПк. Отбор и комплектование детей с нарушениями речи осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:

  1. Отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими аномалиями (ДОУ принимаются дети с нарушениями речи  только в том случае, если они имеют слух – N и первично сохранный интеллект).
  2. В ДОУ, ясли-сады и отдельные группы при массовых ДОУ принимаются дети с нарушением речи в возрасте от 2-7 лет, причем в группу -  только одинакового возраста (младшая гр.- 2-3 г., 2ая младшая – 3-4, средняя – 4-5, старшую – 5-6, подготовительную – 6-7).
  3. В настоящее время в ДОУ ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольник, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.

Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают с 4-х лет на 3 года обучения. Но утвержденных программ для таких логопедических групп пока нет.

Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную группы, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А.Каше, а для старшей - Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А.Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А.Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно-практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование. 

    1. Содержание обучения и воспитания дошкольников в условиях логопедических групп

Содержание обучения и  воспитания дошкольников с нарушениями  речи в специальных детских садах  включает традиционные для дошкольного

воспитания  разделы: игра; труд; физическое и музыкальное воспитание; развитие элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром; изобразительная деятельность и конструирование. 

Развитие речи - специальный  раздел, посвященный содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:

- структурные — осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

- функциональные — формируются навыки владения речью в общении

(обмен информацией  и переживаниями);

- когнитивные — формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально-речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата. 

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной

коррекции и  формировании. Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:

- принцип взаимосвязи  сенсорного, умственного и речевого  развития детей; 

- формирование речи с  учетом закономерностей ее развития  в онтогенезе;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:

- от речевого навыка  к речевому умению и речевым  высказываниям, подчиненным задачам  общения;

- принцип формирования  элементарного осознания языковых  явлений.

- принцип обеспечения  активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей  с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи; выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является

коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий:

- взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, 

- ситуативно-тематическую организацию языкового материала, 

- концентричность в подаче и закреплении речевого материала, 

- опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы, 

- подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Традиционно используются модификации  словесных, наглядных и игровых  методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные  приемы: речевой образец, повторное  проговаривание, объяснение, оценка детской  речи, вопрос.

Основными особенностями  познавательной сферы детей с  речевыми 
нарушениями являются: недостаточная сформированность и 
дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные 
трудности; Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия  и осуществляться параллельно с  реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных  упражнений в виде игры, беседы или  зарядки.

Опыт многолетней работы специальных логопедических групп  доказал их высокую эффективность: около 80% выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20% — в специальных учебных заведениях).

 
1.3. Логопедическая  документация ДОУ для детей  с нарушениями речи

По итогам комплексной  логопедической  диагностики  заполняется  речевая карта ( желательно протокол обследования). Закончив обследование логопед должен посвятить воспитателя в итоги диагностики:

  • основные дефекты речевого развития каждого ребенка;
  • очень подробно говорит о содержании коррекционного обучения;
  • логопед предъявляет требования, которые будут предъявляться к речи отдельных детей на разных этапах.

Каждый воспитатель должен иметь представления и хорошо понимать  в чем состоит дефектное произношение звуков, аграмматизм в речи, картину речевого нарушения, динамику речевого развития, какие звуки находятся на этапе – постановки, закрепления, дифференциации. Это очень хорошо для четкого контроля за дальнейшим речевым развитием.

В течение учебного года логопед разрабатывает:

  • перспективный план работы ( проведение бесед и консультаций с воспитателем; проверку логопедом речи детей старшей и подготовительной групп; проведение открытых логопедических занятий для логопедов , воспитателей массовых и коррекционных групп; консультативное обследование детей с тяжелыми речевыми нарушениями с привлечением др. специалистов – психоневролога, воспитателя, музыкального работника; участие в педсоветах, конференциях, семинарах, МО и др.; связь с родителями ( индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок, проведение собраний и т.д.).
  • планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  • Индивидуальная тетрадь для занятий (где еженедельно логопед планирует коррекционную работу, ежедневно воспитателем фиксируется выполнение ребенком заданий во 2-ой половине дня). Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели и родители (по заданию - наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы). На выходные дни тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели работают по ним воспитатели.
  • Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя. Логопед записывает туда задания для воспитателя для логопедической работы с отдельными детьми ( 3-6 чел. Это могут быть: арт. упражнения, разбор сюжетных  и предметных картинок, повторение текстов и стихотворений, отобранных логопедом ранее. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель должен отметить, как усвоен материал детьми, у кого и в связи, с чем возникли трудности.
  • Отчет логопеда (в конце учебного года). Включаются следующие данные:
    1. Дата комплектования.
    2. Кол-во детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам).
    3. кол-во выпущенных детей, из них: а) с хорошей речью, б) со значительным улучшением, в) без значительного улучшения.
    4. Рекомендовано направить: а) в массовую школу, б) в речевую школу, в) во вспомогательную, г) в массовый ДОУ.
    5. Кол-во детей, оставшихся на повторный коррекционный курс и распределение по диагнозам.
    6. Кол-во детей выбывших в течение года.
    7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план.

В «Графе» примечание указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс.

Информация о работе Организация логопедической помощи детям в условиях ДОУ компенсирующего и общеразвивающего вида