Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 08:48, контрольная работа
Логопедическая помощь детям дошкольного возраста с нарушениями речи может осуществляться в следующих специальных учреждениях:
ясли-сад для детей с нарушениями речи; детскийсад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении-логопедические);
группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида);
государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи;
так называемые логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.
Введение
Специфика работы логопеда в ДОУ компенсирующего вида
Принципы отбора детей и комплектование групп
Содержание обучения и воспитания дошкольников в условиях логопедических групп
1.3. Логопедическая документация ДОУ для детей с нарушениями речи
2. Организация работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида
2.1. Принципы отбора детей и комплектование групп
2.2. Содержание обучения и воспитания дошкольников в условиях логопункта
Организация логопедической помощи детям в условиях ДОУ компенсирующего и общеразвивающего вида
Введение
1.3. Логопедическая документация ДОУ для детей с нарушениями речи
2. Организация работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида
2.1. Принципы отбора детей и комплектование групп
2.2. Содержание обучения и
Введение
Логопедическая помощь детям дошкольного возраста с нарушениями речи может осуществляться в следующих специальных учреждениях:
Основными задачами работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений являются: коррекция речевого нарушения; подготовка к обучению в общеобразовательной школе; а детей с тяжелыми нарушениями речи — в специальной школе.
Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга задач: образовательных; воспитательных; коррекционных и развивающих, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в ДОУ (в течение всего дня).
Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами и методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы, индивидуальных проявлений речевого дефекта.
Создание специальных логопедических групп, организация и проведение логопедической работы в них осуществляется в несколько этапов:
Помимо непосредственной работы с аномальными детьми в ДЕ логопеда входит:
Отбор детей с ОНР, с дизартрией, ринолалией в Специальные ясли-сады, ДОУ и отдельные группы при массовых ДОУ и комплектование групп в них производится на заседаниях ПМПк. Отбор и комплектование детей с нарушениями речи осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:
Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают с 4-х лет на 3 года обучения. Но утвержденных программ для таких логопедических групп пока нет.
Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную группы, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А.Каше, а для старшей - Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Для детей с заиканием открываются специальные
группы, в которые принимаются дети с 2-3-х
лет. Наполняемость групп – 8-10 человек.
Группы комплектуются как разновозрастные.
Логопеды и воспитатели работают по программе
С.А.Мироновой, разработанной на основе
«Программы обучения и воспитания в детском
саду» общего типа и методики преодоления
заикания Н.А.Чевелевой. Эта методика предполагает
сопровождение ребенком своих предметно-практических
действий речью, поэтому логопедическая
работа строится с опорой на лепку, аппликацию,
рисование, конструирование.
Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного
воспитания разделы: игра; труд; физическое и музыкальное воспитание; развитие элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром; изобразительная деятельность и конструирование.
Развитие речи - специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.
Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Н. А. Чевелева, С. А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:
- структурные — осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
- функциональные — формируются навыки владения речью в общении
(обмен информацией и переживаниями);
- когнитивные — формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально-речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.
Характер коррекционного
воздействия и выбор
коррекции и формировании. Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- формирование речи с
учетом закономерностей ее
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:
- от речевого навыка
к речевому умению и речевым
высказываниям, подчиненным
- принцип формирования
элементарного осознания
- принцип обеспечения активной речевой практики.
В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи; выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является
коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий:
- взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности,
- ситуативно-тематическую организацию языкового материала,
- концентричность в подаче и закреплении речевого материала,
- опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы,
- подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.
Основными особенностями
познавательной сферы детей с
речевыми
нарушениями являются: недостаточная
сформированность и
дифференцированность мотивационной
сферы, недостаточная концентрация и устойчивость
внимания, слабость в развитии моторики,
пространственные
трудности; Без направленной коррекционной
работы эти имеющиеся у детей трудности
в дальнейшем могут принять большую выраженность
и привести к отсутствию интереса к обучению,
снижению объема памяти, ошибкам запоминания,
трудностям в овладении письмом (дисграфии),
дислексии, несформированности счетных
операций, слабому овладению грамматикой.
Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.
Упражнения, направленные на
развитие познавательной сферы, должны
быть включены в структуру занятия
и осуществляться параллельно с
реализацией учебных и
Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность: около 80% выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20% — в специальных учебных заведениях).
1.3. Логопедическая
документация ДОУ для детей
с нарушениями речи
По итогам комплексной логопедической диагностики заполняется речевая карта ( желательно протокол обследования). Закончив обследование логопед должен посвятить воспитателя в итоги диагностики:
Каждый воспитатель должен иметь представления и хорошо понимать в чем состоит дефектное произношение звуков, аграмматизм в речи, картину речевого нарушения, динамику речевого развития, какие звуки находятся на этапе – постановки, закрепления, дифференциации. Это очень хорошо для четкого контроля за дальнейшим речевым развитием.
В течение учебного года логопед разрабатывает:
В «Графе» примечание указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс.