Организация логопедической помощи детям в условиях ДОУ компенсирующего и общеразвивающего вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста с нарушениями речи может осуществляться в следующих специальных учреждениях:
ясли-сад для детей с нарушениями речи; детскийсад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении-логопедические);
группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида);
государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи;
так называемые логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

Содержание работы

Введение
Специфика работы логопеда в ДОУ компенсирующего вида
Принципы отбора детей и комплектование групп
Содержание обучения и воспитания дошкольников в условиях логопедических групп
1.3. Логопедическая документация ДОУ для детей с нарушениями речи
2. Организация работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида
2.1. Принципы отбора детей и комплектование групп
2.2. Содержание обучения и воспитания дошкольников в условиях логопункта

Файлы: 1 файл

Логогруппа.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

2. Организация работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида

В последнее время возросло количество дошкольных логопунктов при ДОУ общеразвивающего вида (массовый д/с). При их создании пользуются инструктивным письмом «Правила о порядке организации деятельности логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - приложение 3 к приказу Министра образования и науки РК от 3 сентября 2004 года.. Формулировка названия письма дает возможность полагать, что оно относится и к деятельности логопеда общеразвивающего ДОУ, так как детские сады являются тоже образовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

2.1. Принципы отбора детей и комплектование групп

Логопедический пункт  создается в муниципальном дошкольном образовательном учреждении при  наличии не менее 25 детей, имеющих  нарушения речи.

В логопедический пункт муниципального дошкольного образовательного учреждения зачисляются дети с 5-летнего возраста, имеющие нарушения в развитии речи на русском языке:

- нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР);

- фонетико-фонематическое  недоразвитие речи (ФФНР);

- фонематическое недоразвитие  речи (ФНР);

- фонетические дефекты  - недостатки произношения отдельных  звуков (НПОЗ);

- заикание;

- дефекты речи, обусловленные  нарушением строения и подвижности  речевого аппарата (ринолалия, стёртая дизартрия).

Зачисление в логопедический пункт муниципального дошкольного  образовательного учреждения осуществляется на основании обследования речи детей, которое проводит учитель-логопед  данного образовательного учреждения с 15 по 30 мая и с 01 по 15 сентября.

Обследованные дети, имеющие  нарушения в развитии речи, регистрируются в журнале.

Зачисление в логопедический пункт детей, из числа обследованных  и зарегистрированных производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

На каждого ребенка, зачисленного в логопедический пункт, логопед  заполняет речевую карту, отмечает результаты коррекционной работы (1 раз в 2 месяца).

2.2. Содержание обучения и воспитания  дошкольников в условиях логопункта  

Основной формой организации  коррекционно-развивающей работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Предельная наполняемость подгрупп устанавливается в зависимости  от характера нарушения в развитии речи. В подгруппы подбираются  дети с однородными нарушениями  речевого развития. 

В логопедическом пункте комплектуются  подгруппы детей с первичной  речевой патологией, со следующей  наполняемостью:

- с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) – 4 – 5 детей;

- с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи (ФФНР) – 5 –  6 детей;

- с фонематическим недоразвитием  речи (ФНР) – 5 – 6 детей;

- с недостатками произношения  отдельных звуков (НПОЗ) – 6 –  7 детей;

- заикающихся детей –  3 – 4. 

Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных  сеткой занятий муниципального дошкольного  образовательного учреждения, с учетом режима работы данного образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.  

Коррекция произношения у  детей, имеющих фонетические нарушения, может осуществляться во время занятий  воспитателя (кроме занятий по развитию элементарных математических представлений, музыке и физической культуре). 

Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется степенью нарушения звукопроизношения.  

Индивидуальные занятия  проводятся:

- с детьми, имеющими не резко выраженное общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи - не менее двух-трех раз в неделю;

- с детьми, имеющими дефекты  речи, обусловленные нарушением  строения и подвижности органов  речевого аппарата (стертая дизартрия,  ринолалия) - не менее двух-трех раз в неделю;

- с детьми, имеющими фонетические  дефекты - не менее одного-двух  раз в неделю.  

По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с  ними проводятся в подгруппе. 

Подгрупповые занятия  проводятся:

- с детьми, имеющими не резко выраженное общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю;

- с детьми, имеющими фонетические  дефекты не менее одного-двух  раз в неделю;

- с подгруппой заикающихся  детей – от трех до пяти  раз неделю. 

Продолжительность занятия  с подгруппой детей составляет 20 минут, продолжительность индивидуального  занятия – 15 минут с каждым ребенком. Между занятиями допускаются перерывы в  5-10 минут. 

Темы подгрупповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость детей  фиксируются в журнале (тетради) учета посещаемости логопедических занятий, в котором на каждого  ребенка  или группу отводится соответствующее количество страниц. 

Срок коррекционно-развивающего обучения детей в логопедическом пункте муниципального дошкольного  образовательного учреждения составляет:

- для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи – 1 год;

- для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи до 9-ти месяцев;

- для детей с нарушением  произношения отдельных звуков  от 3-х до 6-ти месяцев;

- для заикающихся детей  – 1 год.

Выпуск из логопедического  пункта муниципального дошкольного  образовательного учреждения производится в течение всего учебного года после устранения у детей нарушений  речи.

По мере выпуска производится зачисление детей из числа обследованных. В случаях необходимости уточнения диагноза дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития образования». 

Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедическом пункте несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель группы и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением. 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация логопедической помощи детям в условиях ДОУ компенсирующего и общеразвивающего вида