Организация методической работы по руководству сюжетными играми детей 5-го года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: определить особенности методической работы, направленной на оптимизацию руководства воспитателями игровой деятельностью дошкольников.
Задачи исследования:
Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей пятого года жизни.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы организации методической работы по руководству сюжетными играми дошкольников
Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у дошкольников
Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей дошкольного возраста в педагогической литературе
Педагогические исследования формирования сюжетной игры у детей пятого года жизни
Основные направления методической работы по организации игровой деятельности
Глава 2 Организация методической работы по формированию игровых умений детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Московский городской педагогический университет.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Н.Я. Михайленко и Н.Ф. Короткова указывают на то, что начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. На первой этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый при развитии сюжета последовательно меняет свои роли. Если у ребенка по ходу игры возникают собственные предложения, необходимо их принять и включить в общую схему сюжета. Играя с ребенком, педагог использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.

На следующем этапе воспитатель  учит детей менять первоначально  взятую роль в ходе развертывания  игры. Взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. В процессе игры воспитатель стимулирует  последовательную смену ребенком игровых ролей. Вовлечение детей в игру осуществляется только по желанию детей. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, ибо в этом случае она превращается в занятие.

Исследования Н.Я. Михайленко и  Н.А. Коротковой показали, что игра воспитателя с каждым ребенком и с подгруппами детей пятого года жизни, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дошкольники свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.

 

1.4 Основные направления  методической работы по организации  игровой деятельности в дошкольном учреждении

 

Как уже отмечалось, что сюжетные игры детей формируются под влиянием правильной организации воспитателями. Знания и умения по руководству игровой деятельностью дошкольников воспитатели получают при целенаправленной работе, организованной старшим воспитателем дошкольного учреждения.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, т.к. прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.

Осуществляет методическое руководство  учебно-воспитательной работой детского дошкольного учреждения старший  воспитатель. Деятельность старшего воспитателя  направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной (П.И. Третьяков, К.Ю. Белая).

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования  их профессионального мастерства. В  то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке.

К.Ю. Белая были выделены основные показатели конечных результатов методической работы.

Первый показатель – достижение максимального уровня развития ребенка  за отведенное время, без перегрузок детей.

Второй показатель - рост мастерства воспитателей при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий показатель - улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности  результатами своего труда.

К.Ю. Белая подчеркивает, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Для деятельности старшего воспитателя  детского сада всегда актуален поиск  и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразия форм, методов работы с кадрами.

Методическая работа в дошкольном учреждении – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми. Старший воспитатель знакомит работников дошкольных учреждений с новейшими достижениями педагогической и психологической науки, с новинками методики дошкольного воспитания, оказывает им помощь в самообразовании.

К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся педагогические советы, семинары, практикумы, творческие лаборатории, консультации и др.(А.И. Васильева, К.Ю. Белая).

К.Ю. Белая разделяет эти формы  на групповые ( педагогические советы, семинары, практикумы, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и др.).

Педагогический совет в детском  саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает проблемы дошкольного учреждения.

На педагогическом совете обсуждаются  ведущие вопросы воспитания и  обучения дошкольников, анализируются  имеющиеся недостатки и сложности, принимаются решения для их устранения, вырабатываются единые требования, воспитатели обмениваются опытом педагогического мастерства. Главным на педагогическом совете всегда должен быть вопрос о ребенке с выходом на воспитателя, на коллектив взрослых, окружающих его.

Семинары, семинары-практикумы – очень  распространенная форма методической работы. Эта форма работы позволяет  совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, так как они предполагают активное участие каждого. Семинар  может состоять из 2-3 и более занятий, где сочетаются теория, обсуждение проблемы, знакомство с новинками литературы и передовым опытом по этому вопросу, выполнение практического задания, освоение элементов техники педагогического труда, наблюдение работы своих коллег.

Индивидуальные и групповые  консультации проводятся по основным направлениям работы всего коллектива, актуальным проблемам педагогики и  психологии, по заявкам воспитателей и т.д. Любая консультация требует  от старшего воспитателя тщательной подготовки и профессиональной компетентности. Руководителю важно знать сильные и слабые стороны, затруднения, личностные качества педагогов, а также уметь анализировать ход и результаты деятельности воспитателей, формулировать на основе анализа их деятельности конкретные рекомендации и советы.

В отечественной педагогике и психологии всестороннее развитие ребенка связывается  с возникновением и формированием  разных видов детской деятельности. Основные виды – игра, труд и учеба, которые образуют целостную систему  педагогического процесса дошкольного учреждения. В центре этой системы находится игра.

Хорошее знание старшим воспитателем особенностей игровой деятельности дошкольников позволяет проводить  глубокий анализ состояния этой деятельности в дошкольном учреждении и способствует своевременному оказанию помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игрой дошкольников в конкретной возрастной группе.

Авторы обращают внимание на то, что  при осуществлении контроля за состоянием игровой деятельности и использованием ее в целях всестороннего развития детей необходимо наблюдать и анализировать следующее:

а) обеспечение условий для возникновения  и развития игровой деятельности (достаточное количество времени  для игры, наличие игровой площадки, необходимых игрушек и предметов и правильное расположение их, обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие);

б) методику руководства игровой  деятельностью ( методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; направление детей на игру; удлинение и усложнение игровой деятельности) (Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина).

Прежде чем сделать определенные выводы о состоянии игровой деятельности в группах и планировать методическую работу по данной проблеме, старшему воспитателю необходимо проанализировать руководство воспитателя играми детей на протяжении определенного отрезка времени следующим образом:

  1. Проследить, правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игровой деятельностью.
  2. Насколько полно использует игру в целях всестороннего развития игровой деятельности.
  3. Как учитывается воспитателем уровень развития игровой деятельности.
  4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления, каков характер ролевых и товарищеских отношений между детьми, доиграли ли дети до конца.
  5. Проанализировать работу воспитателя ( на основании плана учебно-воспитательной работы) по обогащению детей знаниями о том явлении, которое они отражают в игре.
  6. Оправдано ли педагогически внесение той или иной игрушки, правильно ли она вносится.
  7. Как часто обсуждается с детьми прошедшая игра.

Исследователи данной проблемы отмечают, что старшему воспитателю следует  помнить, что планированию подлежит педагогическая деятельность воспитателя  по руководству игрой, а не игровая деятельность детей, то есть план предусматривает работу, направленную на развитие содержания игр и обогащение тематики.

Старший воспитатель, оказывая методическую помощь воспитателям, должен научить  их составлять перспективный план, в котором будет учитываться система педагогических воздействий, направленных на поэтапное формирование игры.

Е.В. Зворыгина и Н.Ф. Комарова отмечают преимущество перспективного планирования игровой деятельности, которое заключается, во-первых, в том, что это дает возможность предусмотреть последовательное решение программных задач по разделу «Игра». Во-вторых, имея план, воспитателю при формировании игры легче учитывать и использовать в игре знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях и в повседневной жизни. В-третьих, наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно усложнять и способы игрового воспроизведения действительности. В-четвертых, планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.

Авторы предлагают разрабатывать перспективный план с учетом системы педагогических воздействий, которая включает в себя ознакомление с окружающим в активной деятельности; обогащение игрового опыта; изменение предметно-игровой среды; активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.

Старший воспитатель должен оценить  планирование организации и руководства  игровой деятельностью детей, и, проанализировав наблюдения за игрой  детей, наметить конкретные мероприятия  методической работы по данной проблеме.

Стержень всей деятельности старшего воспитателя – выявить, изучить, обобщить, распространить и внедрить передовой педагогический опыт. Поэтому он сам должен владеть передовым опытом работы. Таким образом, чтобы правильно организовать методическую помощь воспитателям по организации игровой деятельности детей, старший воспитатель должен знать теорию и практику игры: происхождение и сущность игры, значение игры на развитие ребенка, этапы развития игровой деятельности, виды игр и их особенности, подходы к руководству игровой деятельности на разных возрастных этапах.

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать  следующие выводы:

1) теория игры базируется на  положениях об ее историческом  происхождении, социальной природе,  содержании и назначении в  человеческом обществе;

2) по классификации С.Л. Новоселовой  к сюжетным играм относятся:  сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые,  режиссерские, театрализованные;

3) сюжетная игра способствует  всестороннему развитию ребенка;

4) сюжетная игра обладает рядом  особенностей, которые необходимо учитывать при ее руководстве на всех возрастных этапах: основой сюжетной игры является мнимая или воображаемая ситуация; сюжетные игры носят самостоятельный характер; в игре дети воплощают свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывают;

5) сюжетные игры дошкольников  развиваются по определенным  этапам, которые необходимо учитывать  при организации игровой деятельности  взрослыми;

6)у детей пятого года жизни  активно формируется ролевой  способ построения игры;

7) успешность руководства игровой  деятельности детей обусловлена  содержанием и формами работы  старшего воспитателя.

 

 

Глава 2 Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного  возраста в дошкольном учреждении

 

2.1 Констатирующий эксперимент

Информация о работе Организация методической работы по руководству сюжетными играми детей 5-го года жизни