Организация методической работы по руководству сюжетными играми детей 5-го года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:53, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования: определить особенности методической работы, направленной на оптимизацию руководства воспитателями игровой деятельностью дошкольников.
Задачи исследования:
Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей пятого года жизни.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы организации методической работы по руководству сюжетными играми дошкольников
Психолого-педагогические проблемы развития сюжетной игры у дошкольников
Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей дошкольного возраста в педагогической литературе
Педагогические исследования формирования сюжетной игры у детей пятого года жизни
Основные направления методической работы по организации игровой деятельности
Глава 2 Организация методической работы по формированию игровых умений детей пятого года жизни
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

Московский городской педагогический университет.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

-какое место в режиме дня  воспитатель отводит играм;

-как воспитатель организует  предметно-игровую среду ;

-как воспитатель приобщает детей  к организации среды;

-как воспитатель обогащает опыт  детей с целью развития игры;

-включается ли в игру, берет ли на себя роли;

-какие методы руководства игрой  использует ( прямые и косвенные);

В наблюдаемой нами группе воспитатели  организовывали сюжетные игры во вторую половину дня. Во время проведения дневных  прогулок детям предоставлялось  время для самостоятельных игр. Было отмечено, что воспитатели исследуемой группы жестко регламентировали игровую деятельность детей во вторую половину дня: давали готовую тему игры, связанную с определенной сферой реальной жизни; подбирали сами материал, не приобщая детей к организации среды; распределяли роли; предлагали готовые сюжеты. Приведем выдержки из протоколов наблюдений:

«Воспитатель: - Мальчики, идите сюда, поиграйте в « автобус». Вот  автобус (построенный заранее воспитателем из стульев), Вова будет шофером, а вы пассажиры.

Алеша М.: - Я тоже хочу быть шофером.

Воспитатель: - А ты будешь кондуктором. Садитесь , поедем в зоопарк»…

«Воспитатель: - Настя, возьмите к себе в игру Наташу. Она будет у вас  дочка».

Настя Г. – У нас уже есть дочка (показывает на куклу).

Воспитатель: - Тогда она будет  у вас парикмахером. Вот вам  стульчики, здесь будет парикмахерская. Наташа иди сюда. Вероника, Настя  идите вас Наташа причешет.

Девочки подходят к Наташе. Наташа причесывает Настю. Вероника наблюдает  за воспитателем. Затем Настя встает и уходит играть в «семью». Вероника идет за ней. Наташа кладет расческу , идет рисовать.»

Для выявления представлений воспитателей о специфике руководства сюжетными  играми детей среднего дошкольного  возраста нами была проведена беседа с воспитателями данной группы. Беседа проводилась по следующим вопросам:

  • Какое место должна занимать игра в жизни ребенка, почему?
  • Какое место Вы ей отводите в режиме дня?
  • Как Вы планируете методы и приемы, направленные на развитие игры?
  • Как Вы обогащаете впечатления детей с целью развития игр?
  • Какими приемами пользуетесь при руководстве игровой деятельности?
  • Считаете ли Вы необходимым включаться в игру на главных или второстепенных ролях?
  • Какие условия, на Ваш взгляд, способствуют развитию сюжетных игр?

Анализ бесед позволил установить, что для развития игровых умений воспитатели считают необходимым использование следующих методов: обогащение знаний путем бесед, наблюдений, чтения художественной литературы; создание специальной обстановки (игровых зон на определенные темы, например, «Парикмахерская», «Больница» и т.д.); советы ( какие действия должен выполнять ребенок в «роли», по организации игровой среды, по выбору темы). Анализ ответов показал, что воспитатели не имеют правильных представлений по некоторым аспектам игровой деятельности, таких как:

  • обучение детей ролевому поведению;
  • формирование у детей самостоятельности по выбору темы;
  • по особенностям организации предметно-игровой среды.

Для выявления особенностей методической работы по руководству сюжетными играми детей нами была проанализирована документация старшего воспитателя.

Анализ показал, что в течение  трех лет задачи, касающиеся развития сюжетной игры, перед коллективом  детского сада не ставились. В планах воспитательно-образовательной работы коллектива дошкольного учреждения намечены формы методической работы ( в основном это консультации) по внедрению обучающих игр, но в них не предусматривалось ознакомление воспитателей со значением сюжетных игр для развития детей, не были запланированы формы работы по формирования знаний у воспитателей о видах сюжетных игр и их особенностях, об этапах развития игровой деятельности детей на каждой возрастной ступени , а также о подходах к руководству этими играми со стороны взрослых.

Полученные результаты позволили нам приступить к формирующей части нашего исследования, которое осуществлялось в соответствии с выделенной гипотезой.

 

    1. Формирующий эксперимент.

 

На этапе формирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие задачи:

  • сформировать у воспитателей представления об особенностях руководства сюжетной игрой у детей среднего возраста;
  • совместно с воспитателями разработать методику руководства сюжетными играми детей.

В соответствии с поставленными  задачами были продуманы и разработаны  формы методической работы старшего воспитателя. В его задачу входило: сформировать представления воспитателей о новых подходах к классификации игр, о роли сюжетных игр в развитии личности ребенка; изучить с педагогами этапы развития игровой деятельности, особенности ее развития на каждой возрастной ступени дошкольников; познакомить воспитателей с новыми подходами к руководству сюжетными играми детей и помочь внедрить их в практику работы педагогов дошкольного учреждения.

Работа проводилась как со всеми  воспитателями, так и отдельно с  воспитателями разных групп. В соответствии с целью нашего исследования мы представили работу с воспитателями средней группы.

Со всеми воспитателями дошкольного  учреждения был проведен семинар-практикум. Нами был составлен план семинара ( см. приложение 3), в который были включены следующие вопросы:

  1. Виды сюжетных игр и их значение для всестороннего развития детей.
  2. Режиссерские и сюжетно-ролевые игры, их особенности, этапы развития
  3. Современные подходы к руководству игрой детей дошкольного возраста на всех возрастных этапах.
  4. Создание условий для развития сюжетных игр во всех возрастных группах.

На первом семинарском занятии  вниманию воспитателей была предложена классификация игр, разработанная  С.Л. Новоселовой. В соответствии с  классификацией педагоги рассмотрели специфику сюжетно-отобразительных, сюжетно-ролевых, режиссерских и театрализованных игр; самостоятельно определили, что в основе этих игр лежит сюжет. Для того, чтобы воспитатели усвоили понятия: сюжет и содержание игры, их вниманию были предложены выдержки из работ А.П. Усовой и Д.Б. Эльконина.

С целью ознакомления воспитателей со значением сюжетных игр для  всестороннего развития детей педагогами была изучена психолого-педагогическая литература : книга А.П. Усовой «Роль  игры в воспитании детей», статья Л.А. Венгера «Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка», статья из книги «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой «Всестороннее воспитание детей в игре».

Второе семинарское занятие  было проведено с целью ознакомления воспитателей с особенностями режиссерских и сюжетно-ролевых игр, а также с этапами развития игровой деятельности дошкольников. Внимание воспитателей было акцентировано на положении, отмеченном исследователями детской игры, о том, что для полноценного развития сюжетных игр важен каждый ее этап : от предметно-действенного способа до сюжетосложения.

Для третьего семинарского занятия  мы предложили воспитателям изучить  и проанализировать новые подходы  к руководству игровой деятельности по методической литературе : статьи Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой из книги «Игра дошкольника» и книгу Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой « Организация сюжетной игры в детском саду».

На основе анализа литературы воспитатели  выделили условия, необходимые для  руководства сюжетной игрой дошкольников на разных этапах ее развития. Материал, составленный педагогами, был представлен на семинарском занятии ( см. приложение 4), который был использован для обсуждения данной проблемы.

Повышению знаний также способствовало участие всех педагогов детского сада в составлении подробных аннотаций методической литературы по проблеме развития сюжетной игры у детей на разных возрастных этапах.,

Последнему семинарскому занятию, которое носило практический характер, предшествовали открытые показы воспитателями  приемов руководства сюжетных игр в разных возрастных группах.

На семинарском занятии мы проанализировали увиденное, определили достоинства  и недостатки, просмотренных показов  руководства игровой деятельностью. Затем воспитателям было дано задание - смоделировать ситуации руководства сюжетными играми детей в соответствии с этапами, выделенными Н.Я. Михайленко, а именно: этап формирования игровых умений, этап формирования ролевого поведения и этап сюжетосложения. Воспитатели использовали разные сюжеты, предложенные в методике Н.Я. Михайленко:

-на этапе формирования условных  действий одноперсонажный сюжет  («воспитатель» берет на себя  роль шофера, стул – это машина; педагог играет, проговаривая свои  действия вслух, привлекая к  такой же роли «ребенка»);

-на этапе формирования ролевого поведения многоперсонажный сюжет, (сюжет- «путешествие на корабле»; второстепенная роль у «воспитателя» – пассажир, у «ребенка» - капитан; при этом по ходу игры «воспитательница» поменяла свою роль на другую второстепенную роль - матроса);

- на этапе формирования сюжетосложения воспитателем был развернут «многотемный» сюжет , который был разыгран в игре-придумывании (воспитателям было предложено рассказать свою сказку, по очереди придумывая сюжет; начало давалось им готовое).

Таким образом, на семинарских занятиях педагоги получили теоретические знания и практические умения по проблеме руководства игровой деятельностью детей.

В своей работе мы использовали и  такую эффективную форму методической помощи, как консультации. Учитывая, что для развития самостоятельной сюжетной игры существенное значение приобретает правильная организация предметно-игровой среды, и она создается воспитателями и детьми под руководством взрослых, мы подготовили и провели коллективную консультацию на тему «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении», где использовали материал , предложенный С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой ( см. приложение 5).

Консультации проводили дифференцированно, с учетом опыта работы педагога и возрастной группы, в которой он работает. Так , для воспитателей средней группы нами была подготовлена и проведена консультация по перспективному планированию игровой деятельности, с использованием материала Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой . Это было обосновано тем, что у педагогов были затруднения в планировании своей работы по игровой деятельности.

Воспитателям средней группы было предложено познакомиться и проанализировать перспективные планы по формированию игры, представленные в книге «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой. На основе анализа воспитателям было дано задание составить перспективные планы к сюжетным играм в своей возрастной группе ( см. приложение 6). Затем эти планы были проанализированы с воспитателями и даны рекомендации к использованию этих планов в практике работы по формированию игровых умений у детей пятого года жизни.

Кроме того, для воспитателей экспериментальной  группы была проведена консультация по теме: «Формирование ролевого поведения  дошкольников в сюжетных играх». С целью данной консультации было формирование у воспитателей представлений о том, что ролевое поведение дошкольников формируется успешно при условии, что первоначально воспитатель включается в совместную игру с детьми; воспитатель в игре не руководитель, а партнер; игра должна развертываться так, чтобы у ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями; в игре у ребенка должна быть возможность смены роли для развертывания интересного сюжета; использовать игры, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными ролями, и в игре должно быть больше персонажей, чем участников.

На консультации воспитатели познакомились  со структурами сюжетов, которые  использовали в своих исследованиях  педагоги Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Воспитателям было предложено разработать аналогичные схемы сюжетов для их возрастной группы. Данные схемы представлены нами в приложении (см. приложение 7).

Таким образом, у воспитателей были сформированы представления о методах  и приемах руководства сюжетными играми дошкольников.

Учитывая, что успешное формирование игры в среднем возрасте будет  зависеть от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов  комплексного руководства игрой, на втором этапе формирующего эксперимента мы использовали перспективные планы по формированию и активизации игры детей, разработанные воспитателями и проанализированные на консультации.

По завершению запланированной  работы с воспитателями начала проводиться  целенаправленная работа с детьми.

Работа с детьми проводилась воспитателями под руководством методиста. Работа проводилась по четырем направлениям:

  • обогащение социального опыта детей в повседневной жизни;
  • обогащение игрового опыта детей (здесь мы использовали совместные с воспитателем игры по методике Н.Я. Михайленко);
  • изменение предметно-игровой среды;
  • игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.

Информация о работе Организация методической работы по руководству сюжетными играми детей 5-го года жизни