Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:43, реферат
Анализ отечественного и зарубежного опыта в исторической ретроспективе показывает, что одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения в вузе двух видов деятельности - научной и образовательной.
В настоящее время происходит ассимиляция научных знаний в обществе – научные достижения вошли в повседневную и обыденную жизнь, развивается экспансия науки в профессии – наука и научные методы породили не только принципиально новые области профессиональной деятельности, но и стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей.
Введение…………………………………………………………………….3
Научная деятельность в Украине……………………………………...4
Организация научной деятельности…………………………………..6
Национальная академия наук Украины……………………………….7
Научная деятельность студентов……………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Основы научных исследований»
на тему: «Организация научной деятельности в Украине в современных условиях»
студентки III курса
специальности УП и ЭТ
группы 0505 А
Далгатовой Марины
Донецк – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Анализ отечественного
и зарубежного опыта в
В настоящее время происходит ассимиляция научных знаний в обществе – научные достижения вошли в повседневную и обыденную жизнь, развивается экспансия науки в профессии – наука и научные методы породили не только принципиально новые области профессиональной деятельности, но и стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей.
Следовательно, овладение опытом научной деятельности для современного специалиста означает развитие способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь.
Опыт научной деятельности востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам а, сталкиваясь с новыми условиями, принимать нестандартные решения и прогнозировать их последствия.
Научная деятельность не только помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт, но и содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности.
Научная деятельность в Украине
Развитие науки и техники является определяющим фактором прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального возрастания. Этим обусловлена необходимость приоритетной государственной поддержки развития науки как источника экономического возрастания и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создание условий для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научной и научно-технической деятельности, целенаправленной политики в обеспечении использования достижений отечественной и мировой науки и техники для удовлетворения социальных, экономических, культурных и других потребностей.
«Государство, — говорится в ст. 54 Конституции Украины, — оказывает содействие развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом».
Наука является ведущим фактором научно-технического прогресса. Эта роль науки определилась в ходе ее развития, в результате которого она получила приоритет относительно техники.
Наука как один из элементов
общественной деятельности является объектом
организации и управления. В современных
условиях управление ее развитием приобретает
все большее значение. Создание независимого
Украинского государства
С принятием 13 декабря 1991 г. Закона Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» в Украине начался процесс создания правовых основ государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности, базирующийся на «Декларации о государственном суверенитете Украины» и Акте провозглашения независимости Украины.
Закон Украины «О научной
и научно-технической
Так, Верховная Рада Украины:
— осуществляет государственное регулирование в сфере научной и научно-технической деятельности;
— определяет основные начала
и направления государственной
политики в сфере научной и
научно-технической
— утверждает приоритетные направления развития науки и техники и общегосударственные (национальные) программы научно-технического развития Украины;
— осуществляет другие полномочия, которые согласно Конституции Украины относятся к ее ведению.
Верховная Рада определяет приоритетные направления в сфере развития науки и техники. В 2010 году Парламент принял закон «О приоритетных направлениях развития науки и техники» на период до 2020 года.
К соответствующим направлениям Рада отнесла: фундаментальные научные исследования по наиболее важным проблемам развития научно-технического, социально-экономического, общественно-политического, человеческого потенциала для обеспечения конкурентоспособности Украины в мире; информационные и коммуникационные технологии; энергетику и энергоэффективность; рациональное природопользование.
Организация научной деятельности
Организацией науки в Украине
занимается Государственный
Государственная система организации и управления научными исследованиями в Украине дает возможность концентрировать и ориентировать науку на выполнение наиболее важных задач. Управление научной деятельностью строится по территориально-отраслевому принципу. Сегодня научно-исследовательскую работу ведут:
- Научно-исследовательские
и проектные учреждения и
- Научно-производственные,
научно-исследовательские,
- Научно-исследовательские, проектные учреждения и центры министерств и ведомств;
- Научно-исследовательские учреждения и кафедры высших учебных заведений;
- Научно-производственные, проектные учреждения и центры при промышленных предприятиях, объединениях;
- Иерархическую вершину этой совокупности учреждений, центров, предприятий завершает Государственный комитет Украины по вопросам науки и технологий, который обеспечивает единую государственную политику в области науки и ее использования в практике.
в Украине функционируют
Академия педагогических наук Украины функционирует в соответствии следующих направлений деятельности: научные исследовании, массовые научно-практические мероприятия, экспериментальная деятельность, подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров, образовательная деятельность, издательская деятельность, международное научное сотрудничество.
Украинская академия
аграрных наук является государственной
самоуправляющейся научной
Субъектами научной деятельности являются научные, ученые и научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.
Национальная академия наук Украины
Национальная академия наук Украины — высшая государственная научная организация Украины, в состав которой входят действительные члены, члены- корреспонденты и иностранные члены. Она объединяет всех научных сотрудников ее учреждений и проводит исследования в различных отраслях знаний, создает научные основы технологического, социально-экономического и культурного развития страны. Академия пользуется правами самоуправления в решении вопросов внутренней жизни в соответствии со своим Статутом.
В Национальной академии наук действуют три секции, объединяющие 14 отделений наук: математики; информатики; механики; физики и астрономии; наук о Земле; физико -технических проблем материаловедения; физико-технических проблем энергетики; ядерной физики и энергетики; химии; биохимии, физиологии и молекулярной биологии; общей биологии; экономики; истории, философии и права; литературы, языка и искусствоведения. В Академии действуют 6 региональных научных центров, подчиненных также Министерству образования и науки Украины. Их деятельность направлена на развитие научно-технического потенциала соответствующих регионов Украины, объединение усилий ученых для решения актуальных региональных проблем. Основным звеном структуры НАН Украины являются научно-исследовательские институты и приравненные к ним другие научные учреждения. Они действуют на основании собственных статутов, которые утверждаются и регистрируются в НАН Украины.
Академия имеет опытно-
Рис 1. Публикация научных результатов за 2010 год (монографии)
Рис. 2 Публикация научных результатов за 2010 год (статьи)
2010 год для НАНУ отмечался достаточно высоким уровнем издательской деятельности. Было издано более 870 научных книг, в том числе 650 монографий. Из них 55 научных монографий выпущены зарубежными издателями, и это самый высокий показатель за последние 15 лет.
Рис. 3 Публикация научных изданий за 2010 год (периодические издания)
По итогам научного поиска опубликовано почти 26 тысяч статей в профессиональных научных журналах, из них 5 тысяч – в зарубежных. Увидели свет первые издания новых проектов НАН Украины: «Украинская научная книга на иностранном языке» и «Научная книга. Молодые ученые». Расширилось присутствие академических научных журналов в ведущих международных базах данных. Всего текущие работы ученых публиковались в 86 научных, 1 научно_популярном журналах и 41 сборнике НАН Украины. 19 журналов Академии выходили в свет на английском языке (рис. 1-4).
Рис. 4 Публикация научных изданий за 2010 год
Научная деятельность студентов
Научная деятельность студентов - это неотъемлемая составляющая учебного процесса в высших учебных заведениях Украины, которая способствует интеграции усилий научной, образовательной и производственной деятельности в подготовке специалистов, то есть реализует одну из основ Болонского процесса, а именно: единство образования и научных исследований.
Создание в вузе необходимых условий для развития у студентов творческих способностей, воспитание влечения к саморазвитию как во время обучения в высшей школе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности - является приоритетным направлением развития образования.
Значительный потенциал в решении обозначенных задач принадлежит научно-исследовательской работе, которая может рассматриваться как
одно из средств развития творческого потенциала личности студента, что будет способствовать качественному развитию украинского общества.
Сегодня научно-исследовательская
работа рассматривается как
Информация о работе Организация научной деятельности в Украине в современных условиях