Организация научной деятельности в Украине в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Анализ отечественного и зарубежного опыта в исторической ретроспективе показывает, что одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения в вузе двух видов деятельности - научной и образовательной.
В настоящее время происходит ассимиляция научных знаний в обществе – научные достижения вошли в повседневную и обыденную жизнь, развивается экспансия науки в профессии – наука и научные методы породили не только принципиально новые области профессиональной деятельности, но и стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Научная деятельность в Украине……………………………………...4
Организация научной деятельности…………………………………..6
Национальная академия наук Украины……………………………….7
Научная деятельность студентов……………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….14

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 1.76 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

КУЛЬТУРЫ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Основы научных исследований»

на тему: «Организация научной деятельности в Украине в современных условиях»

 

 

 

студентки III курса

специальности УП и ЭТ

группы 0505 А

Далгатовой  Марины

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Научная деятельность в Украине……………………………………...4
  2. Организация научной деятельности…………………………………..6
  3. Национальная академия наук Украины……………………………….7
  4. Научная деятельность студентов……………………………………..10

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Анализ отечественного и зарубежного опыта в исторической ретроспективе показывает, что одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения в вузе двух видов деятельности - научной и образовательной.

В настоящее время  происходит ассимиляция научных знаний в обществе – научные достижения вошли в повседневную и обыденную жизнь, развивается экспансия науки в профессии – наука и научные методы породили не только принципиально новые области профессиональной деятельности, но и стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей.

Следовательно, овладение  опытом научной деятельности для современного специалиста означает развитие способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь.

Опыт научной деятельности востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам а, сталкиваясь с новыми условиями, принимать нестандартные решения и прогнозировать их последствия.

Научная деятельность не только помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт, но и содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности.

 

 

 

 

 

 

Научная деятельность в Украине

Развитие науки и  техники является определяющим фактором прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального  возрастания. Этим обусловлена необходимость  приоритетной государственной поддержки развития науки как источника экономического возрастания и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создание условий для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научной и научно-технической деятельности, целенаправленной политики в обеспечении использования достижений отечественной и мировой науки и техники для удовлетворения социальных, экономических, культурных и других потребностей.

«Государство, — говорится  в ст. 54 Конституции Украины, — оказывает содействие развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом».

Наука является ведущим  фактором научно-технического прогресса. Эта роль науки определилась в  ходе ее развития, в результате которого она получила приоритет относительно техники.

Наука как один из элементов  общественной деятельности является объектом организации и управления. В современных  условиях управление ее развитием приобретает  все большее значение. Создание независимого Украинского государства поставило  качественно новые задачи перед управлением наукой. Возникла потребность усовершенствования системы и структуры государственных и общественных органов управления ею, планомерной организации научных исследований и разработок в масштабе страны, ускорения процесса преобразования науки в производительную силу (в частности, путем ускоренного внедрения достижений науки в производство), повышения эффективности научных исследований.

С принятием 13 декабря 1991 г. Закона Украины «Об основах  государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» в Украине начался процесс создания правовых основ государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности, базирующийся на «Декларации о государственном суверенитете Украины» и Акте провозглашения независимости Украины.

Закон Украины «О научной  и научно-технической деятельности»  определил основные полномочия субъектов  государственного регулирования и  управления в сфере научной и  научно-технической деятельности.

Так, Верховная Рада Украины:

— осуществляет государственное регулирование в сфере научной и научно-технической деятельности;

— определяет основные начала и направления государственной  политики в сфере научной и  научно-технической деятельности;

— утверждает приоритетные направления развития науки и техники и общегосударственные (национальные) программы научно-технического развития Украины;

— осуществляет другие полномочия, которые согласно Конституции Украины  относятся к ее ведению.

Верховная Рада определяет приоритетные направления в сфере развития науки и техники. В 2010 году Парламент принял закон «О приоритетных направлениях развития науки и техники» на период до 2020 года.

К соответствующим направлениям Рада отнесла: фундаментальные научные  исследования по наиболее важным проблемам  развития научно-технического, социально-экономического, общественно-политического, человеческого потенциала для обеспечения конкурентоспособности Украины в мире; информационные и коммуникационные технологии; энергетику и энергоэффективность; рациональное природопользование.

 

 

 

 

Организация научной деятельности

 Организацией науки в Украине  занимается Государственный комитет  по делам науки и технологий  Украины, который определяет совместно  с научными учреждениями направление  развития научных исследований  и использования в народном хозяйстве.  Государственный комитет представляет планы развития науки Правительства или Верховной Раде Украины для утверждения и обеспечения финансирования из государственного бюджета или других источников.

 Государственная система организации и управления научными исследованиями в Украине дает возможность концентрировать и ориентировать науку на выполнение наиболее важных задач.  Управление научной деятельностью строится по территориально-отраслевому принципу.  Сегодня научно-исследовательскую работу ведут:

- Научно-исследовательские  и проектные учреждения и центры  Академии наук Украины (НАНУ)

- Научно-производственные, научно-исследовательские, проектные  учреждения, системы отраслевых  академии;

- Научно-исследовательские,  проектные учреждения и центры министерств и ведомств;

- Научно-исследовательские  учреждения и кафедры высших  учебных заведений; 

- Научно-производственные, проектные учреждения и центры  при промышленных предприятиях, объединениях;

- Иерархическую вершину этой совокупности учреждений, центров, предприятий завершает Государственный комитет Украины по вопросам науки и технологий, который обеспечивает единую государственную политику в области науки и ее использования в практике.

в Украине функционируют отраслевые академии, например, Академия педагогических наук Украины, Украинская академия аграрных наук, в составе которой НДИ экономики; Академия медицинских наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусств Украины. 

Академия педагогических  наук Украины функционирует в соответствии следующих направлений деятельности:  научные исследовании, массовые научно-практические мероприятия, экспериментальная деятельность, подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров, образовательная деятельность, издательская деятельность, международное научное сотрудничество.

Украинская академия аграрных наук является государственной  самоуправляющейся научной организацией. Самоуправление ее состоит в том, что она самостоятельно определяет тематику исследований, свою структуру, решает научно – организационные, хозяйственные, кадровые вопросы, осуществляет международные связи.

 Субъектами научной деятельности являются научные, ученые и научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.

Национальная  академия наук Украины

Национальная академия наук Украины — высшая государственная научная организация Украины, в состав которой входят действительные члены, члены- корреспонденты и иностранные члены. Она объединяет всех научных сотрудников ее учреждений и проводит исследования в различных отраслях знаний, создает научные основы технологического, социально-экономического и культурного развития страны. Академия пользуется правами самоуправления в решении вопросов внутренней жизни в соответствии со своим Статутом.

В Национальной академии наук действуют  три секции, объединяющие 14 отделений наук: математики; информатики; механики; физики и астрономии; наук о Земле; физико -технических проблем материаловедения; физико-технических проблем энергетики; ядерной физики и энергетики; химии; биохимии, физиологии и молекулярной биологии; общей биологии; экономики; истории, философии и права; литературы, языка и искусствоведения. В Академии действуют 6 региональных научных центров, подчиненных также Министерству образования и науки Украины. Их деятельность направлена на развитие научно-технического потенциала соответствующих регионов Украины, объединение усилий ученых для решения актуальных региональных проблем. Основным звеном структуры НАН Украины являются научно-исследовательские институты и приравненные к ним другие научные учреждения. Они действуют на основании собственных статутов, которые утверждаются и регистрируются в НАН Украины.

Академия имеет опытно-производственную и конструкторскую базу, к которой относятся предприятия, конструкторско-технологические организации, инженерные центры, направленные на практическое использование результатов научных исследований. При учреждениях НАН Украины функционируют также малые и совместные предприятия, способствующие коммерциализации разработок ученых.

Рис 1. Публикация научных результатов за 2010 год (монографии)

Рис. 2 Публикация научных результатов за 2010 год (статьи)

2010 год для НАНУ  отмечался достаточно высоким уровнем издательской деятельности. Было издано более 870 научных книг, в том числе 650 монографий. Из них 55 научных монографий выпущены зарубежными издателями, и это самый высокий показатель за последние 15 лет.

 

Рис. 3 Публикация научных  изданий за 2010 год (периодические  издания)

 

По итогам научного поиска опубликовано почти 26 тысяч статей в профессиональных научных журналах, из них 5 тысяч – в зарубежных. Увидели свет первые издания новых проектов НАН Украины: «Украинская научная книга на иностранном языке» и «Научная книга. Молодые ученые». Расширилось присутствие академических научных журналов в ведущих международных базах данных. Всего текущие работы ученых публиковались в 86 научных, 1 научно_популярном журналах и 41 сборнике НАН Украины. 19 журналов Академии выходили в свет на английском языке (рис. 1-4).

 

Рис. 4 Публикация научных  изданий за 2010 год

 

 

Научная деятельность студентов

 

Научная деятельность студентов - это неотъемлемая составляющая учебного процесса в высших учебных заведениях Украины, которая способствует интеграции усилий научной, образовательной и производственной деятельности в подготовке специалистов, то есть реализует одну из основ Болонского процесса, а именно: единство образования и научных исследований.

Создание в вузе необходимых  условий для развития у студентов творческих способностей, воспитание влечения к саморазвитию как во время обучения в высшей школе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности - является приоритетным направлением развития образования.

Значительный потенциал в решении обозначенных задач принадлежит научно-исследовательской работе, которая может рассматриваться как

одно из средств развития творческого потенциала личности студента, что будет способствовать качественному  развитию украинского общества.

Сегодня научно-исследовательская  работа рассматривается как отдельность  от других направлений деятельности студентов. Именно поэтому, в отличие  от учебной работы, она охватывает лишь часть тех, кто учится в вузах. Несмотря на потенциал научно-исследовательской работы в формировании в лице будущего специалиста в соответствии с требованиями современного рынка труда повседневным устремлениям должно стать распространение влияния научно-исследовательской работы как механизма развития и

Информация о работе Организация научной деятельности в Украине в современных условиях