Организация нетрадиционного урока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования ? создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.

Файлы: 1 файл

Вы можете скачать его бесплатно.docx

— 23.48 Кб (Скачать файл)

Вы можете скачать его  бесплатно.

 

 Нетрадиционные формы  урока на начальном этапе обучения  как способ достижения эффективной  познавательной деятельности в  условиях внедрения ФГОС 

 

Киселева Елена Федоровна, учитель начальных классов 

 

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 

 

В современных условиях бурного  развития начальной школы, каждый учитель  должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и  увлекательно. Своеобразие и необычность  работы учителя начальных классов  в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного  чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, окружающий мир, труд и другие предметы.

 

Урок-это основная организационная  форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят  свое правильное решение и воплощаются  в жизнь.

 

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение  задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение  определенная часть более крупных  блоков учебного материала.

 

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического  планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных  форм работы с учащимися, которые  более всего отвечают задачам  каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

 

Учебные предметы включают в  себя богатые возможности для  духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и  навыков владения материалом.

 

Говоря об организации  процесса обучения, нельзя забывать также  о нестандартных формах организации  учебно-познавательной деятельности детей  на самом уроке.

 

Как заинтересовать ребят  изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти  вопросы ищут многие педагоги, учителя.

 

Особую актуальность эта  проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок  с малых лет должен понимать, что  все достигается трудом и что  трудиться не просто.

 

При этом учитель должен сделать  так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь  и вновь познавать новое.

 

Как правило, все дети 6-7 лет  с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет  и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.

 

Что должен делать учитель, чтобы  интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

 

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям  деятельностного обучения. Именно нестандартные  формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему  усвоению программного материала.

 

Я считаю, что нестандартные  формы уроков повышают эффективность  и способствуют поддержанию стабильного  интереса к учебной работе и лучшему  усвоению программного материала.

 

Основные задачи каждого  урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.

общекультурное развитие;

личностное развитие;

развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов  учащихся;

формирование умения учиться;

развитие коммуникативной  компетентности.

 

Нестандартный урок – это  импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в  начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано  с возрастными особенностями  младших школьников, игровой основой  данных уроков, оригинальностью их проведения.

 

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в  проведении самих уроков через различные  формы коллективной и групповой  работы.

 

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого  поиска. Задания могут быть самые  разнообразные. Например, по русскому языку:

 

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход  урока, и физминутка. Это зависит  от профессионализма творческого таланта  учителя.

 

Признаки нетрадиционного  урока

Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

Привлекаются для организации  урока люди разных профессий.

Достигается эмоциональный  подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.

Выполняются творческие задания.

Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к  уроку, на уроке и после его  проведения.

Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Планируется урок заранее.

Определять чётко три  дидактические задачи.

 

Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и  соответствуют индивидуальным особенностям учащихся:

 

а) авторские 

 

б) авторизованные

 

в) новаторские 

 

г) традиционные

 

д) использовать нетрадиционные уроки.

 

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких  занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

 

1. Уроки “погружения”

 

2. Уроки-деловые игры

 

3. Уроки - пресс-конференции

 

4. Уроки-соревнования

 

5. Уроки типа КВН

 

6. Театрализованные уроки

 

7. Компьютерные уроки

 

8. Уроки с групповыми  формами работы

 

9. Уроки взаимообучения  учащихся

 

10. Уроки творчества

 

11. Уроки-аукционы

 

12. Уроки, которые ведут  учащиеся

 

13. Уроки-зачеты

 

14. Уроки-сомнения

 

15. Уроки - творческие отсчеты

 

16. Уроки-формулы

 

17. Уроки-конкурсы

 

18. Бинарные уроки

 

19. Уроки-обобщения

 

20. Уроки-фантазии

 

21.Уроки-игры

 

22. Уроки-“суды”

 

23. Уроки поиска истины

 

24. Уроки-лекции “Парадоксы”

 

25. Уроки-концерты

 

26. Уроки-диалоги

 

27. Уроки “Следствие ведут  знатоки”

 

28. Уроки - ролевые игры

 

29. Уроки-конференции

 

30. Интегрированные уроки

 

31. Уроки семинары

 

32.Уроки – “круговая  тренировка”

 

33. Межпредметные уроки

 

34. Уроки-экскурсии

 

35. Уроки-игры “Поле чудес”.

 

Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся  разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший  школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

 

Разумеется, никто не требует  отмены традиционного урока, как  основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в  разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов  активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с  тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала  с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

 

К таким урокам нужно тщательно  готовиться: давать предварительные  задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический  материал. Приведу конкретные примеры.

 

Урок - экскурсия в наше время, когда все шире и шире развиваются  связи между разными странами и народами, знакомство с русской  национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о  самобытности русской культуры и  т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который  позволяет развивать культуру представления  родной страны.

 

Экскурсия, которая проводится по программе природоведения в начальных  классах – это еще один из типов  нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что  процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного  восприятия учениками ее предметов  и явлений.

 

 

 

Уроки-экскурсии имеют  огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения  ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

 

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы  и видимыми взаимосвязями и зависимостями  между ними.

 

Эффективность урока-экскурсии 

заключается в том, что  постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива;

описывает наблюдения, используя  рисунки, пояснения, таблицы и графики.

 

Видеоурок.

 

 

 

 

 

Использование видеофильма  помогает также развитию различных  сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает  атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить  определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает  влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов  поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к  литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет  знание материала, поскольку при  этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного  словаря школьников формируется  так называемый пассивно-потенциальный  словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

 

Урок-сказка.

 

 

 

Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой  сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую  проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе  кульминации, т.е. развития сюжета, где  идёт борьба добра и зла, я ввожу  необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа  урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается  урок – сказка развязкой, победой  добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.

 

Урок-праздник.

 

 

 

Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет  знания учащихся о традициях и  обычаях, существующих, в странах  и развивает у школьников способности  к общению, позволяющих участвовать  в различных ситуациях межкультурной  коммуникации.

 

Урок-интервью.

 

 

 

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого предмета является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком  уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных  клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной  повторяемости обеспечивает прочность  и осмысленность усвоения.

 

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует  учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет  кругозор.

 

Уроки-турниры.

 

 

 

Интересно проходят уроки-турнирыдля учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем  уроке. Остановимся на кроссвордах. Их нужно заготовить на отдельных  листах, чтобы они были хорошо видны  всем учащимся или ксерокопировать  для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в  этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.

 

Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память.

 

Информация о работе Организация нетрадиционного урока