ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ
САДУ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ
И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ
САДУ
С ПРИОРИТЕТОМ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Моделируя
методическую работу в детском саду
по художественно — эстетическому
развитию и воспитанию детей, была определена
перспектива развития учреждения с
учетом социального заказа общества
и четко сформулирована цель художественно
— творческой деятельности в дошкольном
учреждении.
Работа
по данному направлению строится
с учетом позитивных изменений в
организации воспитательно-образовательного
процесса:
- пересмотрены особенности управления
воспитательно-образовательным процессом
в соответствии с потребностями педагогов,
родителей и воспитанников, определены
возможности использования их потенциала;
- изучены концептуальные основы используемых
программ и технологий;
- проведен анализ материально-технической,
методической базы и предметно-развивающей
среды дошкольного учреждения, изучен
психологический климат в коллективе,
способности педагогов к развитию и саморазвитию,
внедрению инноваций;
- анкетирование педагогов и родителей
на предмет удовлетворенности деятельностью
дошкольного учреждения.
На
основе диагностических исследований
были выявлены: профессиональный рост,
мастерство и педагогическая культура
педагогов, что позволило выявить
проблемы художественно-эстетического
образования.
Используя
концептуальные основы программ и авторские
разработки, изучается уровень сформированности
умений и навыков детей в сфере
художественно-эстетического развития,
анализируются продукты детской
деятельности в рисовании, лепке, аппликации,
выявляются характерные особенности
художественной стороны личности ребенка
дошкольника.
Модель
управления качеством воспитательно-образовательного
процесса составлена с учетом приоритета
художественно-эстетического развития
детей.
Организационная
деятельность направлена на формирование
творческих микро- групп по обновлению
содержания, форм и методов работы
с детьми и их родителями. Определены
перспективные направления работы
с коллективом, изучены концептуальные
основы программ «Детство» (В.И. Логинова),
«Театр, творчество, дети» (под.ред. Н.Ф.Сорокиной,
Н.Г. Миланович), «Гармония» Т.Рубан, «Маленькие
россияне» Т.И. Оверчук и анализ
содержания, форм, методов работы по
взаимосвязи художественно-эстетического,
- социально- нравственного и общекультурного
направления работы.
С
целью повышения профессионального
мастерства и самообразования в
области эмоционально-художественного
и художественно-эстетического развития
и воспитания детей дошкольного
возраста изучается опыт работы дошкольных
образовательных учреждений с приоритетом
художественно эстетического развития.
В
методическом кабинете создана база
данных о методиках, оценивающих
уровень эмоционально-эстетического,
познавательно-эстетического и художественно-эстетического
развития дошкольников; разработана
система занятий и досугов, нацеленных
на художественно-эстетическое развитие
детей и приобщение их к родной
культуре. Проводятся смотры-конкурсы
(по созданию предметно-развивающей
среды в группах).
Обобщен
опыт работы педагогов по темам:
- «Развитие творческой личности через
художественный труд» (воспитатель Кумскова
И.В.),
- «Личностное развитие ребенка средствами
музыкально-театрального искусства» (музыкальный
руководитель Цепляева М.В.),
- «Формирование эстетического отношения
к окружающему посредством изоэкологии»
(воспитатель Локтионова Н.Л.)
Стратегия
работы с родителями воспитанников
направлена на изучение запросов родителей
по поводу обогащения содержания художественно-эстетического
развития детей, информации о целях,
задачах, результатах реализации программы
развития и воспитания детей в
контексте художественно-эстетического
приоритета, привлечение к совместной
художественной деятельности с детьми,
к участию в культурных мероприятиях
дошкольного учреждения и города.
На
протяжении всей работы осуществляется
активное взаимодействие с культурно-образовательными
учреждениями микросоциума: историко-краеведческим
музеем, музеем изобразительного искусства,
центром развития детского творчества,
детской школой искусств, библиотеками.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СТРАТЕГИЯ ДОУ
с приоритетным
осуществлением художественно-эстетического
развития
дошкольников
Общеобразовательные
цели
развития ДОУ
|
Общекультурное
направление развития личности ребенка,
развитие художественных и творческих
способностей. |
Поготовка педагогических - кадров |
Научно-методическое
консультирование;
развитие системы
профессионального роста педагогов;
реализация в воспитательно-образовательном
процессе элементов альтернативных
программ «Детство» «Радуга», «Театр
– творчество - дети», организация
и совершенствование содержания
и технологий кружковой работы. |
Средства
решения
приоритетных задач
|
Организация
пространства использование оборудования
в соответствии целями безопасности,
психологического благополучия ребенка,
его развития Создание условий для
максимального удовлетворения образовательных
потребностей детей Разработка системы
мониторинга воспитательно -образовательного
процесса в условиях дошкольного
образовательного учреждения с приоритетным
осуществлением художественно-эстетического
направления. |
Создание психологической службы
с целью обеспечения психолого-педагогического
сопровождения личностного развития
воспитанника. Отслеживание результатов
работы по приоритетному направлению. |
Становление
и развитие системы оказания квалифицированной
помощи и всем субъектам образовательного
пространства.
Повышение психологической
культуры педагогов и родителей.
Проведение плановой диагностики. |
Предполагаемый результат |
Положительная
динамика профессионализма педагогических
кадров, их творческого потенциала;
развитие передового педагогического
опыта динамика развития творческих
и интеллектуальных способностей детей.
Активное включение
родителей в различные формы
совместной работы и организацию
образовательного процесса.
Сформированные запросы
педагогов и родителей на психологические
услуги. |
ЦЕЛЬ Художественно-ЭСТЕТиЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ.
- Воспитание целостной гармонически
развитой личности, для которой характерна
сформированность эстетического сознания,
наличие системы эстетических потребностей
и интересов, способностей к творчеству,
правильное понимание прекрасного
в действительности и искусстве.
- Формирование художественного вкуса,
вырабатывать и совершенствовать в ребенке
способность эстетического осознания
прекрасного в искусстве и в жизни правильно
понимать и оценивать его.
- «Целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное
воздействие, вовлечение детей в разнообразную
художественную творческую деятельность,
развитие их сенсорной сферы, обеспечение
глубокого постижения эстетических явлений,
понимание подлинного искусства, красоты
действительности и прекрасного в человеческой
личности» (Б .Т. Лихачев).
ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ:
- Создание определенного запаса
элементарных и эстетических знаний
и впечатлений, накопление разнообразного
запаса звуковых, цветовых и пластических
впечатлений.
- Формирование на основе полученных знаний
и развитие способностей художественного
и эстётического восприятия таких социально-психологических
качеств человека, которые обеспечивают
ей возможность эмоционально переживать
и оценивать эстетически значимые предметы
и явления, высказывать суждения.
- Формирование у ребенка художественно
— эстетической творческой способности.
ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- личностная позиция ребенка, желание
самовыразиться;
- развитие способностей к творческой
деятельности;
- изменение структуры педагогического
процесса и методов педагогического руководства.
УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
ТВОРЧЕСТВА
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- организация
повседневных наблюдений за явлениями
окружающего мира;
- общение
с искусством, материальное обеспечение;
- учет индивидуальных
особенностей ребенка;
- бережное
отношение к процессу и результату детской
деятельности;
- организация
атмосферы творчества и мотивация задания;
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ:
- Ознакомление детей с творчеством
как с сущностью эстетического
отношения к окружающему миру;
- Доступные возрасту виды художественно-творческой
деятельности, максимально обеспечивающие
свободу выражения, отношения к знаниям
об окружающей действительности;
- Активная
педагогическая деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ.
- Знакомство с произведениями искусства
(живописью, графикой, скульптурой);
- Знакомство с традиционными видами народного
творчества;
- Знакомство с народным русским костюмом;
- Знакомство с произведениями ручного
и художественного труда, с поделками
из природных материалов;
- Знакомство с живописью местных художников.
- Знакомство с народными костюмами.
- Уроки ручного творчества (работа с глиной,
изготовление поделок из природного материала,
бумаги (оригами, аппликации), ткани (куклы,
игрушки), изготовление коллажей);
- Выставки
детских работ;
- Праздники.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЫНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели:
- Приобщить детей к наблюдению за действительностью.
- Развивать важнейшие для художественного
творчества умения видеть мир глазами
творца художника.
- Формировать наблюдательность и внимательность.
- Предоставить свободу в отражении доступными
для ребенка художественными средствами
— своего видения мира.
За дачи:
Сформировать
у детей эмоциональную отзывчивость,
умение сопереживать героям художественных
произведений.
- Научить детей соотносить увиденное
с собственным опытом.
- Дать представление о видах и жанрах
изобразительного искусства.
- Развивать умения и навыки изобразительной
деятельности.
- Учить детей цветом передавать Настроение,
состояние, отношение к изображаемому,
экспериментировать с красками.
- Знакомить с видами искусства: архитектурой,
скульптурой, дизайном, народными промыслами,
декоративным изображением.
- Знакомить с различными стилями разных
художников, графиков, скульпторов.
Планирование по блокам:
- «Красота природы бесценна».
- «Искусство в жизни людей».
- «Путешествие в прекрасное».
- «Творим красоту своими руками».
- «Искусство родного края».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ДЕТСКОМ САДУ
С ПРИОРИТЕТОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ.
На
протяжении ряда лет коллектив детского
сада осуществляет целенаправленную работу
по охране и укреплению здоровья детей,
решая следующие
задачи:
- охрана
и укрепление здоровья;
- полноценное
физическое и психическое развитие;
- приобщение
детей к здоровому образу жизни.
Используются
комплексные и парциальные программы
и здоровьесберегающие технологии:
- «Программа
воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А. Васильевой;
- Программа
«детство», автор В.И. Логинов;
- Программа
«Физическая культура-дошкольникам»,
автор Л.Д. Глазырина;
- Программа
«Старт», авторы Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина;
- Социально
оздоровительная технология «Здоровый
дошкольник» Ю.Ф. Змановского.
В ДОУ большое
внимание уделяется созданию здоровьесберегающей
среды:
- рациональный
режим дня;
- оптимальный
двигательный режим;
- традиционное закаливание;
- обеспечение благоприятной гигиенической
обстановки;
- преобладание положительных эмоций у
детей.
Развивающая
двигательно-оздоровительная среда
ДОУ включает:
- спортивный зал;
- тренажерно — игровую комнату;
- спортивную площадку на улице;
- физкультурные уголки в групповых комнатах;
- спортивное оборудование на участках
детского сада.
В
работе используется как стандартное,
так и нестандартное оборудование.
В ДОУ выполняются принципы рационального
здорового питания детей.
Организация
физкультурно-оздоровительной работы
в детском саду носит целенаправленный
характер, с учетом блочного компонента: