Организация социально-культурной работы с детьми и подростками в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть способы организации социально-культурной работы с молодежью в зарубежных странах.
Данная цель может быть достигнута посредствам решения следующих задач:
рассмотреть понятие «досуг»;
изучить добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании за рубежом;
ознакомиться с молодежными формами досуга за рубежом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Сущность и назначение социально-культурной работы….………………....4
2. Социально-культурная работа с молодежью за рубежом…….…………....10
Заключение….…………………………………………………………………....18
Список литературы….……………………………………………………….......19

Файлы: 1 файл

СКР ЗА РУБЕЖОМ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

дисциплина: «Социально-культурная работа за рубежом»

 

тема: Организация социально-культурной работы с детьми и подростками в зарубежных странах.

 

Студент (ка) VI  курса Паславская Т.Н.

заочного факультета

специальность: Социально-культурная деятельность

 

 

Санкт-Петербург

2013 год     

_______________________________________________________________

 

 

Регистр.№__________________ «_______»_______________________20______г.

дата поступления работы в Университет

 

 

ОЦЕНКА__________________________ «_________»________________________20_____Г.

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ____________________________/_____________________________________

                                             подпись                                         фамилия четко

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

(линия отреза)

Студент (ка) _6 курса__

                                                                                                        

заочного факультета

дисциплина

 тема

Регистр.№__________________ «_______»_______________________20______г.

дата поступления  работы в Университет

 

 

ОЦЕНКА__________________________ «_________»________________________20_____Г.

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ____________________________/_____________________________________

                                             подпись                                         фамилия четко

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Сущность и назначение социально-культурной работы….………………....4

2. Социально-культурная работа с молодежью за рубежом…….…………....10

Заключение….…………………………………………………………………....18

Список литературы….……………………………………………………….......19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  работы. Процесс трансформации сложившейся социальной инфраструктуры обострил проблемы социальной и индивидуальной адаптации детей к быстро меняющимся условиям жизни, эволюции различных форм их обучения, воспитания и развития, подготовки социально успешной личности. Анализ ситуации, сложившейся в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие внимания общества к организации свободного времени детей и подростков ведет к самым негативным последствиям. Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений девиантного поведения достиг таких размеров, что поневоле заставляет задуматься специалистов о будущем.

Цель данной работы: рассмотреть способы организации социально-культурной работы с молодежью в зарубежных странах.

Данная цель может  быть достигнута посредствам решения  следующих задач:

  • рассмотреть понятие «досуг»;
  • изучить добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании за рубежом;
  • ознакомиться с молодежными формами досуга за рубежом.

Структура работы: работа состоит из введении, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность и назначение социально-культурной работы

 

Возникновение социальной работы как вида профессиональной деятельности в зарубежных странах приходится на конец XIX -начало XX вв. Становление социальной работы как нового вида профессии в значительной степени связано с именем Мэри Ричмонд (США). В 1899 г. она подготовила книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», в которой были заложены научно обоснованные методы социальной работы. В своей следующей работе – «Социальные диагнозы» (1917 г.) М. Ричмонд более подробно представила свой метод социальной работы, получивший впоследствии наименование – индивидуальный метод социальной работы. Примерно в это же время (20-е гг. XX столетия) в ряде стран возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников, и эта книга становится важнейшим пособием для соответствующих учебных заведений США и Европы. Ее предшественницей принято считать благотворительную деятельность различного рода религиозно-миссионерских обществ и организаций, но непосредственно как профессия социальная работа оформляется в середине сороковых годов XX столетия, т.е. после окончания второй мировой войны.1

Социальная работа за рубежом – это одно из авторитетных направлений деятельности современного буржуазного общества, имеющее своей целью поддержание социального равновесия между его членами. В то же время, восприняв идеи религиозной благотворительности, идеи прогрессивных социально-экономических учений о социальном равенстве, обращена она непосредственно к человеку. Социальная работа является как бы связующим звеном между индивидом и государством, между индивидом и социумом. Она предназначена для воплощения в жизнь основной идеи западной демократии – каждый член общества имеет право на пользование минимумом благ, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность. Особенно это касается наименее защищенных в социальном отношении групп населения и лиц, оказавшихся временно в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа – это одно из важнейших направлений деятельности государства и общественных организаций по практическому решению социальных, в том числе и социально-культурных проблем, оказанию помощи наименее защищенным в социальном отношении группам населения.

Эффективность социальной работы во многом зависит от уровня жизни общества в целом. Чем богаче общество, тем сильнее социальная защита его граждан, а, следовательно, тем сильнее и эффективнее социальная работа как один из важнейших инструментов осуществления этой защиты. Без мощного экономического фундамента сама по себе социальная работа малоэффективна.

Социальная работа – это производное от общества в целом и, прежде всего, его экономических условий. Но социальная работа – это, конечно же, производная и от передовых социально-экономических и философских учений, как бы их детище.2

Социальная работа зародилась в недрах религиозной благотворительности. Не случайно зачатки социальной работы просматриваются в деятельности религиозных миссионеров конца XIX - начала XX вв. по оказанию помощи беднейшим слоям населения. Связи социальных работников и представителей религиозных организаций крепки и сегодня.

Религиозные идеи (прежде всего христианства) как бы духовно  оплодотворяют деятельность современных  социальных работников. Хотя, конечно, социальная работа и деятельность религиозно-благотворительных  или просто благотворительных обществ  и организаций – это не одно и то же. Имея много общего, они имеют и существенные отличия. Социальная работа – это, прежде всего профессия.

К основным целям социальной работы можно отнести:

  • увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, в которых клиенты могут в максимальной степени проявить свои возможности и получать все, что им положено по закону;
  • адаптация и реадаптация людей в обществе (эмигранты, выздоравливающие больные и др.);
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

И как конечная цель – полное возвращение человека к самостоятельной жизни.

Социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям или их группам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в целях повышения или восстановления их способности к социальному функционированию. В первую очередь помощь оказывается наименее защищенным в социальном отношении категориям населения (малоимущие, инвалиды). Затем идут люди, временно оказавшиеся в трудной ситуации (беженцы, безработные). Сложная или трудная жизненная ситуация – это, как правило, не экстремальная ситуация (пожар, железнодорожная катастрофа, землетрясение и т.п.). В случаях экстремальной ситуации требуются другие, как правило, экстренные виды помощи. А вот после выхода из экстремальной ситуации опять требуется помощь социального работника (для адаптации или реадаптации). Но часто трудная жизненная ситуация для конкретного человека может явиться экстремальной ситуацией (потеря работы, вынужденное переселение и т.п.). Социальная работа – это, прежде всего помощь людям, слабо защищенным в социальном отношении. Но это и социальная гарантия помощи любому гражданину общества в случае, если он попадет в трудную жизненную ситуацию.

Высокий уровень жизни  населения стран Запада, казалось бы, дает основание считать, что на Западе нет тех проблем, с которыми приходится сталкиваться населению других стран с менее развитой экономикой. Однако это не так. Большинство стран Запада сталкивается с теми же проблемами, что и другие страны, естественно, в большей или меньшей степени.

Не последнюю роль играют здесь, просчеты в воспитании и организации культурно-досуговой работы, в неумении части молодежи правильно организовать свой досуг, заполнить его социально значимыми видами деятельности.

Наличие достатка – это еще не панацея от социальных бед. В Японии, несмотря на достигнутое материальное благополучие, комфортность жизни, также отмечается рост преступности, большое число самоубийств, психических расстройств, стрессовых состояний людей, особенно среди молодежи, что рассматривается, как настоящее национальное бедствие. И в этом плане Японию никак нельзя считать вполне благополучной страной в социальном отношении.3

Проблемы досуга стали  выходить на первый план в передовых  странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень  промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. – книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой. Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.

Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф  Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город». Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций. В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг – это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг – явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.4

Юность – период проб и ошибок, период выбора. Каждый  из  нас  вправе выбирать из  всего  многообразия  моральных,  политических,  эстетических  и других ценностей. Это многообразие огромно: множество духовных культур «от Маркса  до  Будды»,  накопленных  человечеством,  даёт  каждому  практически неограниченную  возможность  выбора  духовных   ценностей,   соответствующих вкусам,  способностям,  условиям  жизни.

В индивидуально-психологическом  плане  для  молодёжи  характерны  не всегда осознанное желание  освободиться  от  внешнего  контроля,  повышенная эмоциональность,    возбудимость,    идеализация     некоторых     жизненных представлений, максимализм, а  также  неустойчивость  нравственных  позиций, часто основанная на восприятии негативных явлений общества. Однако, сохранить свою неповторимость, остаться самим  собой  даже  в самых сложных условиях человек может только сохраняя  свою  личность.  Быть личностью – значит  сохранить способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за  свой  выбор,  сохранять своё неповторимое «Я».

Досуг – самая  простая и доступная площадка для конкретных дел. В  нём можно проявить собственную самостоятельность,  умение принимать  решение и руководить, организовывать. Досуг – это не только общение, но  и  своего  рода  социальная  игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит  к  тому,  что  человек  и  в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Социально-культурная работа с молодежью за рубежом

 

Молодежь является предметом особой заботы в любом государстве, будь то демократическое или тоталитарное. Без решения проблем молодежи у общества не может быть ни настоящего, ни будущего. Среди молодежных проблем на первом месте - проблемы образования и обеспечения работой, физическая закалка и организация досуга. Каждая страна по-своему решает проблемы молодежи. И в то же время в решении этих проблем есть много общего. Как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государственном уровне.

Ушли в прошлое времена, когда  в соответствии с рекомендацией  американца Уильяма Джеймса для  достижения социальной зрелости молодых людей следовало направлять «работать в угольные и железные рудники, на товарные поезда, рыболовные суда; для мытья посуды, чистки одежды, мытья окон; для строительства дорог и туннелей, в литейные цеха и кочегарки и для сооружения небоскребов, чтобы молодое поколение прошло хорошую закалку и вернулось в общество с более здравыми ценностями и мыслями». Но рациональное зерно в его рекомендациях осталось. Приобщение молодежи к труду, к общественным видам работы благотворно сказывается на ее нравственном здоровье. Отстранение молодежи от участия в общественно-полезном труде приводит часто к негативным результатам. Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отводится сфере досуга. От того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п.6

Информация о работе Организация социально-культурной работы с детьми и подростками в зарубежных странах