Организация социально-культурной работы с детьми и подростками в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть способы организации социально-культурной работы с молодежью в зарубежных странах.
Данная цель может быть достигнута посредствам решения следующих задач:
рассмотреть понятие «досуг»;
изучить добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании за рубежом;
ознакомиться с молодежными формами досуга за рубежом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Сущность и назначение социально-культурной работы….………………....4
2. Социально-культурная работа с молодежью за рубежом…….…………....10
Заключение….…………………………………………………………………....18
Список литературы….……………………………………………………….......19

Файлы: 1 файл

СКР ЗА РУБЕЖОМ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Социальное воспитание (социальная педагогика) за рубежом имеет давние и устойчивые традиции. Речь может  идти как о теоретических концепциях и школах, так и об определенных практических результатах. Термин «социальная педагогика» предложен для употребления немецким педагогом Адольфом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в. В 1911 г. в Санкт-Петербурге вышла книга немецкого ученого Пауля Наторпа «Социальная педагогика». Среди основоположников современной социальной педагогики; Э. Дюркгейм и Э.Шартье (Ален) - Франция, М. Монтессори - Италия и др.) Безусловно, к достижениям зарубежной педагогики следует отнести концепции педагогики сотрудничества и сотворчества, теорию непрерывного образования и воспитания. Заслуживает одобрения поисково-экспериментальная деятельность зарубежной школы. Здесь и обращение к опыту экспериментальных школ 20 - 30-х гг. XX столетия, и поиск совершенно новых направлений в школьном образовании и воспитании (нетрадиционные и открытые школы). В последние годы «педагогика среды», как еще часто называют социальное воспитание, все теснее соприкасается с другими направлениями социокультурной деятельности. Связано это, с одной стороны, с тем, что в ряде случаев зарубежная школа при организации учебно-воспитательного процесса стремится выйти за пределы школьного учреждения и превратить в учебные классы и лаборатории все окружающее пространство. Так, в последней четверти XX столетия в ряде стран осуществлялись учебно-воспитательные программы (проекты) под названием «Город как школа». С другой стороны, связь всех направлений социокультурной деятельности объясняется единым объектом воздействия и единой сферой обитания детей и подростков. Замечено, что объединение усилий социальных работников, социальных педагогов и организаторов культурно-досутовой деятельности дает наивысший социо-культурный эффект.

Определился в зарубежной теории и практике и своеобразный центр, вокруг которого организуется и координируется социально-воспитательная работа. Это школа, влияние которой распространяется на всю среду обитания детей и подростков. Более того, ставится задача, чтобы это влияние распространялось и на взрослое население.

Просматриваются основные направления и формы социального  воспитания. Прежде всего, необходимо назвать различного рода добровольные объединения волонтерского характера, целью которых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. Здесь как нигде сливаются в единое целое цели и задачи всех основных направлений социально-культурной деятельности.

В большинстве стран Запада центром социального воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, т.к. школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. Это, с одной стороны. А с другой, в передовых странах школа способна координировать деятельность и других социо-культурных учреждений, расположенных в зоне ее действия, и распространять свое влияние на все слои населения. Особенно велика роль школы на периферии. Политика «общинного воспитания» в США предусматривает два основных подхода:

  • школа выступает поставщиком педагогических идей и услуг, увеличивается время пребывания детей в учебных заведениях, они остаются там и после учебных занятий; проводится педагогическое консультирование; организуются виды досуговой деятельности и т.п.;
  • школа становится координирующим центром усилий общественных и государственных учреждений округи по воспитанию школьников, что позволяет создать некую местную «педагогическую экологическую среду». К внешкольной воспитательной и образовательной работе подключаются местные библиотеки, музеи, университеты, предлагающие школьникам разнообразные образовательные программы. Члены ассоциации «Добровольцы в помощь школе», насчитывающей более одного миллиона человек, работают в качестве руководителей детских кружков, репетиторов, помощников учителей и т. п.7

Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами. Прежде всего, речь идет о скаутском движении. Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки). Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов человек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части современной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды. Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях. Так, школьные кооперативы во Франции, в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ, не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях.

Интересен опыт клубных объединений университетов США. Именно клубные объединения в силу ряда создают наиболее благоприятную среду социализации студентов, общения, проявления творческой активности и, тем самым, способствуют «мягкому» вхождению молодого человека в социум – как вузовский, так и макро-социум. В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности. По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом: академические, религиозные, национально-культурные, политические, средства массовой информации, группы по социальным интересам, объединения социальной направленности, спортивные и рекреационные, клубы искусств и др. Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.

В качестве основных направлений  волонтерской деятельности выделяются следующие:

  • сбор пожертвований;
  • обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых;
  • наставничество в местных школах;
  • обучение английскому языку эмигрантов;
  • уборка прилегающих к университету городских микрорайонов;
  • помощь фермерам;
  • ликвидация неграмотности;
  • помощь трудным подросткам.

Волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтерские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем, как самого студенчества, так и общества в целом. Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным воспитанием.

Во Франции существует так называемая «молодежная культура», которая не ограничивается потреблением культурных товаров и услуг, молодежь принимает активное участие в занятиях спортом, но и проявляется в особом отношении к культурно-художественному предложению: молодые любят кино и рок, слушают одни и те же молодежные радиостанции, все больше увлекаются видеоиграми, проявляют заметный интерес к театру и национальному наследию, к классической музыке и танцу. Для молодежи характерна общая потребность в досуге вне дома, в том числе культурном. Уровень активности молодежи намного выше уровня взрослых. Расхождения со взрослыми иногда настолько отчетливы, что некоторые виды культурных посещений представляются только сугубо молодежными: кино, дискотека или выступление рок-группы. Тяга молодых к внедомашнему отдыху и вообще к коллективному времяпрепровождению наглядно отражается в их ответах на вопрос о культурно-досуговых расходах: на это уходит большая часть средств, с явным предпочтением кинематографа. Анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений позволяет распределить их на три группы. Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке: кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений, концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли. Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех: театр, музеи и памятники.8

Разумеется, интерес к  тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев – возраста, пола, места проживания (город или село) и т.п. Так, например, посещаемость танцевальных спектаклей, как классических, так и современных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины. Среди самых популярных видов досуга – посещение кино и рок-концертов. 74% молодых людей ставят кино на первое место среди любимых занятий, 81% молодых французов хотели бы чаще посещать рок-концерты. Существуют три основных категории причин, препятствующих практике посещения тех или иных культурных мероприятий: слишком высокая цена, недостаточное предложение (в количестве или качестве) и отсутствие информации. Но, конечно, не только эти причины препятствуют приобщению молодежи к культуре.

В марте 1998 г. Министерство культуры и средств массовой информации Франции подписало соглашение с Федерацией экомузеев и государственных музеев о создании в течение последующих 3-х лет 150 рабочих мест для молодых специалистов, которые должны были работать по линии связей с общественностью и заниматься развитием новых технологий информационных систем.

Инициатива Министерства культуры Франции направлена на решение  двух взаимосвязанных задач: социальной – смягчение проблемы безработицы среди молодых людей и культурологической – подготовка кадров, способных решать сложные социо-культурные задачи. Свидетельством непрерывного поиска в досуговой среде является появление в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Франция) новой профессии – социо-культурный аниматор. Одно из значений этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направленности. Досуг рассматривается не только как средство развлечения и релаксации, но и как средство духовного и физического развития. Ярким примером социо-культурного аниматорства является деятельность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а переходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будущего спектакля или после его показа организуется серия культурно-просветительских мероприятий – беседы, обсуждения, выставки и т.п., что несколько напоминает недавний опыт работы советских учреждений культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес, сценариев, театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могут познакомиться с театральной техникой и т.п. Все это дает возможность нс только лучше подготовиться к восприятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из создателей спектакля.

Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное – социальный эффект.

Коммерциализация сферы  культуры, стремление получить максимальную прибыль приводит к однобокости зарубежного досуга – развлекательному уклону. Еще больший вред досуговой и воспитательной сферам приносит бытующий на Западе принцип «двойного стандарта» в оценке социо-политических, экономических и культурных явлений. Действие этого принципа можно считать главной причиной проникновения негативных явлений и в сферу досуга, и в сферу социального воспитания. Распространители «культурных» услуг часто действуют исходя не из общественной пользы «товара», а в зависимости от личной выгоды, получаемой в процессе его реализации. Так, например, распространение наркотиков на молодежных дискотеках и рок-фестивалях приносит громадные деньги наркоторговцам. И в то же время наносит громадный вред потребителям этого зелья и обществу в целом. Культ насилия, пропагандируемый в произведениях искусства, особенно в кино и на телевидении, базируется на низменных инстинктах человека. Но в результате этот культ становится нормой жизни для определенной части представителей западного общества, прежде всего, молодежи. Выход здесь один – нравственное совершенствование и самосовершенствование западного общества. А процесс этот очень длительный.

Перенимая многое из современного зарубежного опыта в сфере  досуга и социального воспитания, необходимо помнить об этой особенности, «слабинке» западного образа жизни.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенности социально-культурной работы с детьми и подростками зарубежных стран, необходимо отметить, прежде всего, высокий уровень ее организации и ярко выраженный социальный характер. Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности.

Но, давая в целом  высокую оценку деятельности зарубежных социо-культурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве критериев ее эффективности взять социальные показатели непрекращающийся рост преступности, распространение наркомании и других общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности – от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п. Невысок и уровень культуры значительной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер – от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы. Взаимный обмен опытом, как в данном направлении, так и в других, был бы полезен обеим сторонам. Решению молодежных проблем мешает и неудовлетворительная в ряде случаев работа средств массовой информации. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, погоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информации как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже приходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы.

Информация о работе Организация социально-культурной работы с детьми и подростками в зарубежных странах