Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:40, контрольная работа
«Когда говорят, - писал психолог С. Г. Рубинштейн, - что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые человечеством знания…, то это, собственно, значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя он все же должен их открыть, пусть «переоткрыть». Человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом».
Стадии научного исследования………………………………………………3
Усвоение теоретического материала……………………………….4
Организация упражнений по применению знаний на практике и формированию умений и навыков…………………………………11
Повторение, обобщение и систематизация изучаемого материала с целью углубления знаний и совершенствования практических умений и навыков…………………………………………………...13
Используемые источники……………………………………………………15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский государственный университет
Факультет естественных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050102 БИОЛОГИЯ (ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН)
ГРУППА: ЕЗ-3439
ДИСЦИПЛИНА: ПЕДАГОГИКА
Студент:
Преподаватель:
Курган 2012
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно - деятельностный компонент обучения)
План:
Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно - деятельностный компонент обучения)
В структуре учебного процесса
это едва ли не самый главный компонент.
Для его организации
Стадии научного исследования
«Когда говорят, - писал психолог С. Г. Рубинштейн, - что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые человечеством знания…, то это, собственно, значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя он все же должен их открыть, пусть «переоткрыть». Человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом».
В этом смысле учение определенного «распредмечивания знаний», или «воссоздания», но только в более свернутом виде, тех мыслительных и практических операций (действий), которые когда-то совершались в процессе научного исследования (познания) тех или иных явлений или предметов. С этой точки зрения, как показано в педагогике, процесс этот включает в себя три взаимосвязанные стадии (этапы).
На первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.
На второй стадии осуществляется выработка умений и навыков по применению этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.
Третья стадия связана с дальнейшим повторением и углублением знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков. Иначе говоря, чтобы учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо осуществить полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении усвоенной теории и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений и навыков.
Как же происходит процесс усвоения изучаемого материала на каждой из названных выше стадий? В чем заключается сущность каждого из перечисленных познавательных действий?
а ) Усвоение теоретического материала. Процесс этот начинается с восприятия изучаемого материала. Сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, слуxa, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Четко раскрыл сущность ощущений и восприятии И. П. Павлов: «Ощущение – это простейшее субъективное переживание, данное каким – то внешним агентом (раздражителем) органам чувств, а восприятие – это есть то, что у меня получается в мозге, когда его раздражение оказывается связанным с другими раздражителями и со следами прежних».
Когда, например, человек ощущает с помощью слуха звуки, то он воспринимает характер этих звуков (низкий, высокий, металлический, шум льющейся воды и т.д.). С помощью зрения воспринимается цвет (светлый, голубой, красный, яркий, блеклый), форма предметов и т.д. Осязательные ощущения позволяют воспринимать такие свойства тел, как их твердость или мягкость, газоподобность и т.д. Следовательно, восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств u признаков познаваемых предметов и явлений.
Результатом восприятия является формирование представлений как низшей формы знаний. Представление есть не что иное, как сохранение в сознании человека внешних образов (признаков, свойств) воспринятых предметов и явлений. Низшей формой знаний они являются потому, что в них фиксируются только внешние свойства предметов и явлений, но не раскрывается их сущность. Приведем несколько примеров.
Учитель русского языка при объяснении правила написания безударных гласных в корне слов пишет на доске: вода, волны. Учащиеся видят это ,и у них формируется первое представление: слово вода и волны пишутся с буквами о. Затем учитель читает эти слова и обращает внимание на ту разницу, которая существует между их написаниями и произношением. Ученики слышат, что эти слова произносятся со звуком а в корне. Это уже другое, слуховое представление. Потом учитель изменяет эти слова так, что гласные звуки в корне ставятся под ударение и отчетлив ослышатся звуки о. Это уже третье представление.
Учащиеся изучают по математике тему: ''Доли. Обыкновенные дроби'' Учитель демонстрирует разрезанное на пять частей яблоко. Учащиеся в первом случае с помощью зрительных ощущений воспринимают яблоко целое, а в другом – состоящее из пяти равных частей. Таким образом у них формируется два представления. Потом в процессе демонстрации они видят, что можно из целого яблока взять его пятую часть, две пятых и т.д. Это уже третье представление.
Как видим, и в первом, и во втором случае в представлениях фиксируются только внешние свойства (образы изучаемых предметов). Но как в научном познании, так и в обучении необходимо раскрывать сущность предметов и явлений. Еще Аристотель отмечал, что научное знание существенным образом отличается от восприятия и мнения: от восприятия тем, что его предметом является всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное, а от мнения - тем, что его суждение - всегда истинно. Постигнуть же это всеобщее, необходимое и истинное можно только с помощью мышления, осмысления.
Что же такое осмысление как познавательное действие? В словаре русского языка говорится, что осмыслить что-либо - значит открыть его смысл, значение, понять. Следовательно, в общем плане осмысление как познавательное действие есть мысленное постижение причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, раскрытие (уяснение) сущности последних и формирование на этой основе различных теоретических обобщений (правил, выводов, закономерностей и т.д.). Осмысление в общем плане есть такая мыслительная деятельность человека, в процессе которой он раскрывает сущность познаваемых (изучаемых) предметов и явлений и формирует научные понятия.
Осмысление - это всегда работа мысли. Процесс этот включает в себя следующие мыслительные операции (действия):
анализ воспринятых внешних свойств и признаков изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях;
логическую группировку
признаков и свойств изучаемых
предметов и явлений и
"мысленное" постижение
сущности (причин и следствий)
изучаемых предметов и явлений
и формулирование
проверку обоснованности и истинности сделанных теоретических выводов.
Учитель приводит новые примеры, и ученики догадываются, что в безударном слоге корня слова пишется буква, обозначающая звук, который слышится под ударением. Осмысливая все это, многие учащиеся самостоятельно могут сформулировать грамматическое правило.
Такие же мыслительные операции осуществляют учащиеся и при осмыслении темы о нахождении части от целого и приходят к выводу, что всякое целое можно представить себе в виде единицы, частей же в ней может быть множество. Чтобы найти часть от целого, используется действие умножения целого на обыкновенную дробь.
В конечном итоге получается, что учитель не "вкладывает" знания в головы учащихся, не "передает" их, а только организует их деятельность по осмыслению материала и помогает им самим "открывать" для себя новые теоретические правила, законы и т.д. и познавать сущность изучаемых предметов и явлений. В этой связи необходимо обратить внимание на те трудности, которые испытывают учащиеся при осмыслении изучаемого материала и о которых необходимо знать учителю. Исследованиями установлено, что для учащихся гораздо труднее выделять общие признаки, которые характерны для многих подобных явлений и предметов, чем их различия. И это понятно. Различия обычно выражены более рельефно, они более очевидны и в этом смысле находятся как бы па поверхности изучаемых явлений и предметов. Общие же, существенные признаки чаще всего скрыты за внешней видимостью их, как это мы наблюдали при восприятии учащимися написания букв в корнях слов в зависимости от того, как они слышатся под ударением.
По этой причине учащиеся
иной раз воспринимают свойства, и
важные, но вовсе не необходимые
для познания сущности Мучаемых предметов
и явлений. Например, при изучении
истории Древнего мира они встречаются
с понятием "раб", которое ассоциируется
с тем, что рабы не обладали собственностью
и выполняли тяжелую работу. Но
это правильно только отчасти. Главной
же характеристикой раба была его
зависимость от рабовладельца, который
имел над ним неограниченную власть.
На все эти трудности при
Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий. Если в представлениях, как уже отмечено выше, отражаются единичные, внешние свойства и признаки изучаемых предметов и явлений, то в понятиях выражается их глубинная сущность, заключенные в них внутренние причины и следствия. Вот почему понятие обычно определяется как форма научного знания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений. К месту скажем, что слово понятие происходит от славянского паяти, что означает "взять", "поймать" существенное в изучаемых предметах и явлениях и указывает на необходимость активного самостоятельного мышления учащегося.
В педагогике, однако, выделяется два вида осмысления - первичное и последующее. Конечно, если изучаемый материал бывает сравнительно легким и не содержит сложных понятий, то достаточно одного первичного восприятия и осмысления, чтобы его хорошо попять. Но в большинстве случаев, особенно по математике, физике, химии и другим предметам, изучаемый материал отличается достаточной сложностью, и его первичное восприятие и осмысление позволяет добиваться, лишь понимания, которое зачастую бывает поверхностным, неполным и не всегда точным. Вот почему при изучении подобного материала необходимо, чтобы учащиеся осуществляли последующее его более глубокое осмысление.
Это наглядно видно, когда
учитель на уроке иной раз объяснит
новый, достаточно сложный материал
и сразу переходит к опросу
Однако овладение изучаемым
“Не следует забывать следующего положения, - писал А.Дистервег – мы хорошо знаем лишь столько, сколько можем сказать; мы хорошо знаем лишь то, что способны выразить словами”
Отсюда следует, что органической
частью учебно-воспитательной
Для процесса запоминания существенное значение имеет вопрос о том, что означает: знать, усвоить изучаемый материал. В драме В. Гете - "Фауст" Мефистофель восклицает: “Что значит знать? Вот в чем затрудненье!” Попробуем ответить на этот вопрос.
Знать изучаемый материал - значит уметь: