Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:58, реферат
Объектом воздействия социального педагога и социального работника
могут быть ребенок: в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как
коллектив.
Деятельность специалиста с семьей включает три основных
составляющих социально-педагогической помощи: образовательную,
психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих
семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
Объектом воздействия социального педагога и социального работника
могут быть ребенок: в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как
коллектив.
Деятельность специалиста с семьей включает три основных
составляющих социально-педагогической помощи: образовательную,
психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих
семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное
представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых
требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к
ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на
образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического
такта во взаимоотношениях с детьми, применение физических наказаний и др.
Образовательная предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
Ø педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к
воспитанию будущих детей;
Ø роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
Ø значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей,
атрибуты роля отца и матери, отношений между детьми;
Ø взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
Ø воспитание детей в семье с учетом пола и возраста,
Ø социально-психологические проблемы воспитания "трудных* подростков,
проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на
психику ребенка;
Ø сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве
процессом самовоспитания детей и подростков,
Ø поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
Ø наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
Ø особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом
развитии;
Ø трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;
Ø организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
Ø подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
Ø нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
Ø развитие представлений об общении в детском возрасте;
Ø причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании,
проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья
детей с асоциальными пристрастиями их родителей.
Помощь в воспитании проводится специалистами, в первую очередь, с
родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством
создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи
своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного
использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется
воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и
интереса.
Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах
лишает семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование
на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс,
лишает его полноты и целостности.
Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их
органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой
позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.
Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то
следовательно, в семье наблюдаются неадекватные методы воспитания.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи
включает в себя 2 компонента; социально-психологическую поддержку и
коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в
семье в период кратковременного кризиса.
Психологическую поддержку семьям, испытывающим различные виды
стресса, специалист может осуществлять, если у него есть дополнительное
психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять
психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь
семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему,
анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье,
отношения семьи с
обществом; психолог
и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи,
которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит
лечение.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в
семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к
нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего
времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду
насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и
достоинства, нарушение доверия.
Специалист должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все
необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в
семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении
человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах
ребенка.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает
в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга,
включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей,
благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных
праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, "клубов
знакомств", летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных
ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и
положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи
информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме
консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного,
трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин,
инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СЕМЬИ.
Работу с семьёй социальный педагог начинает с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Это помогает представить положение ребёнка в семье.
Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.
Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов .
В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи). Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.
Чтобы получить сведения о семье, можно провести анкетирование детей и родителей. Обработав результаты, социальный педагог составляет социальный паспорт семьи, где даётся характеристика каждому члену семьи, дата рождения, знаменательные даты или традиции в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия, выясняется образовательный уровень родителей и их трудовая деятельность, взаимоотношения родителей и детей, интересы ребёнка, его домашние обязанности.
Должны быть изучены условия воспитания ребёнка, как и сколько родители проводят времени с ребёнком, есть ли у них общие дела, интересы, какая форма общения, беседуют ли отец с сыном и т.д.
Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребёнок интересуется, о чём мечтает, с кем дружит.
Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья, заботы, проблемы, здоровье.
Для семейной диагностики, кроме анкетирования, педагог может выбрать методы работы, как:
- Беседы с родителями и детьми;
- Творческие работы детей;
- Наблюдение за
- Тестирование и т.д.
На основе полученной информации
осуществляется дифференциация семей,
позволяющая разработать
3.МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-
Из существующего множества типологий семьи (психологические,
педагогические, социологические) задачам деятельности социального педагога и социального работника отвечает следующая комплексная типология, которая
предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями,
практически не нуждаются в поддержке социального педагога, и социального
работника так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на
материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро
адаптируются к нуждам своего ребенка, успешно решают задачи его
воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно
разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого
отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные,
например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего
адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания
ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу и
социальному работнику необходимо наблюдать за состоянием семьи,
имеющимися в ней
они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае
необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо
из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с
возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно
снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими
трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи
необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны
социального педагога и социального работника. В зависимости от характера
проблем специалист оказывает таким семьям образовательную,
психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм
работы.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает
наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В
семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где
жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не
занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в
развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и
других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога и
социального зработника с этими семьями должна вестись в тесном контакте с
Информация о работе Основные функции социально - педагогической деятельности с семьей