Основные функции социально - педагогической деятельности с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Объектом воздействия социального педагога и социального работника
могут быть ребенок: в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как
коллектив.
Деятельность специалиста с семьей включает три основных
составляющих социально-педагогической помощи: образовательную,
психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих
семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ1 ПЕД ОСНОВЫ 1-4.docx

— 28.93 Кб (Скачать файл)

1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С СЕМЬЕЙ

Объектом воздействия  социального педагога и социального  работника 

могут быть ребенок: в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как 

коллектив.

Деятельность  специалиста  с  семьей  включает  три  основных

составляющих  социально-педагогической  помощи:  образовательную,

психологическую, посредническую.

 Образовательная  составляющая  включает  в себя  два направления

деятельности социального  педагога: помощь в обучении и воспитании. 

Помощь  в  обучении  направлена  на  предотвращение  возникающих

семейных проблем и  формирование педагогической культуры родителей. 

К наиболее типичным ошибкам  в воспитании относятся: недостаточное

представление  о  целях,  методах,  задачах  воспитания;  отсутствие  единых

требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к

ребенку;  чрезмерная  строгость;  перекладывание  забот  о  воспитании  на

образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического 

такта во взаимоотношениях с детьми, применение физических наказаний  и др.

Образовательная предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

Ø  педагогическая  и социально-психологическая подготовка  родителей к

воспитанию будущих детей;

Ø  роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

Ø  значение  личного примера и авторитета  родителей в воспитании  детей,

атрибуты роля отца и матери, отношений между детьми;

Ø  взаимоотношения различных поколений в семье,  методы  педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;

Ø  воспитание детей в семье с учетом пола и возраста,

Ø  социально-психологические проблемы  воспитания  "трудных*  подростков,

проблемы  отрицательного  влияния  безнадзорности  и  беспризорности  на

психику ребенка;

Ø  сущность  самовоспитания  и его организации,  роль  семьи в руководстве

процессом самовоспитания детей  и подростков,

Ø  поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

Ø  наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;

Ø  особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом

развитии;

Ø  трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

Ø  организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

Ø  подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

Ø  нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

Ø  развитие представлений об общении в детском возрасте;

Ø  причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании,

проституции, роль родителей  в имеющейся детской патологии, связь здоровья

детей с асоциальными пристрастиями  их родителей.

 

Помощь в воспитании проводится специалистами, в первую очередь, с

родителями –  путем  их консультирования, а также с  ребенком посредством 

создания  специальных  воспитывающих  ситуаций  для  решения  задачи

 своевременной помощи  семье в целях ее укрепления  и наиболее полного 

использования ее воспитательного  потенциала.

Основными  сферами  семейной  жизни,  в  которых  реализуется 

воспитательная  функция,  являются  сферы  родительского  долга,  любви  и 

интереса.

Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах

лишает семью возможности  эффективного влияния на детей. Акцентирование

на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс,

лишает его полноты  и целостности.

Таким  образом,  развитие  всех  основных  сфер  жизни  семьи  в  их

органическом  взаимопроникновении  и взаимодействии  между собой

позволяют наиболее эффективно осуществлять воспитательную функцию.

Если родители не добиваются позитивного результата в воспитании, то

следовательно,  в  семье  наблюдаются  неадекватные  методы  воспитания.

 

Психологическая  составляющая  социально-педагогической  помощи

включает  в  себя  2  компонента;  социально-психологическую  поддержку  и 

коррекцию. 

Поддержка  направлена  на  создание благоприятного  микроклимата  в

семье в период кратковременного кризиса.

Психологическую поддержку  семьям, испытывающим различные виды

стресса, специалист может  осуществлять, если у него есть дополнительное

психологическое  образование,  кроме  того,  эту  работу  могут  выполнять 

психологи и психотерапевты. Наиболее эффективна эта работа, когда  помощь

семье  оказывается  комплексно:  социальный  педагог  определяет  проблему,

анализируя межличностные  отношения семьи, положение ребенка  в семье,

 отношения семьи с  обществом; психолог посредством  психологических тестов 

и других методик выявляет те психические изменения каждого  члена семьи,

которые  приводят  к конфликту;  психиатр  или психотерапевт проводит

лечение.

Коррекция межличностных  отношений происходит, в основном, когда в

семье  существует  психическое  насилие  над  ребенком,  приводящее  к

нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего 

времени этому явлению  не уделялось должного внимания. К  такому виду

насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его  чести и 

достоинства, нарушение доверия.

Специалист должен так  скорректировать отношения в  семье, чтобы все 

необходимые меры для обеспечения  установленного порядка и дисциплины в

семье  поддерживались  с  помощью  методов,  основанных  на  уважении

человеческого достоинства  ребенка в соответствии с Конвенцией о правах

ребенка.

Посреднический  компонент социально-педагогической помощи включает

в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и  информирование.

Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга,

включающую  в  себя:  организацию  выставок-продаж  поношенных  вещей,

благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных

праздников,  конкурсов,  курсов  по  ведению  домашнего  хозяйства,  "клубов

знакомств", летнего отдыха и др.

Помощь  в  координации  направлена  на  активизацию  различных

ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и 

положения конкретного ребенка  в ней.

Помощь  в  информировании  направлена  на  обеспечение  семьи 

информацией  по  вопросам  социальной  защиты.  Она  проводится  в  форме 

консультирования. Вопросы  могут касаться как жилищного, семейно-брачного,

трудового, гражданского, пенсионного  законодательства, прав детей, женщин,

инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

 

 

 

2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  СЕМЬИ.

Работу с семьёй социальный педагог начинает с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Это помогает представить положение ребёнка в семье.

 Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

 Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность  информации; оперативность получения  сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая  обеспечивается единством избранных  позиций при сборе и анализе  информации; сочетание обобщающих и  дифференцированных оценок и выводов  .

В практике работы социальных педагогов сложился опыт социально-педагогической паспортизации семей. «Паспорт» выступает одной из форм «карты семьи», позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме. В отличие от «карты» он не предполагает регулярного обновления (за исключением каких-либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи). Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

Чтобы получить сведения о  семье, можно провести анкетирование  детей и родителей. Обработав  результаты, социальный педагог составляет социальный паспорт семьи, где даётся характеристика каждому члену семьи, дата рождения, знаменательные даты или  традиции в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия, выясняется образовательный  уровень родителей и их трудовая деятельность, взаимоотношения родителей  и детей, интересы ребёнка, его домашние обязанности.

Должны быть изучены условия  воспитания ребёнка, как и сколько  родители проводят времени с ребёнком, есть ли у них общие дела, интересы, какая форма общения, беседуют ли отец с сыном и т.д.

Важно представлять, что  знают родители о своих детях, чем ребёнок интересуется, о чём  мечтает, с кем дружит.

Следует выяснить и то, что  знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, друзья, заботы, проблемы, здоровье.

Для семейной диагностики, кроме  анкетирования, педагог может выбрать  методы работы, как:

- Беседы с родителями  и детьми;

- Творческие работы детей; 

- Наблюдение за взаимоотношениями  детей и родителей во время  посещения семьи по месту жительства;

- Тестирование и т.д.

На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию  и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи  и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.

 

 

 

 

 

3.МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ  СЕМЕЙ

Из  существующего  множества  типологий  семьи  (психологические,

педагогические, социологические) задачам деятельности социального  педагога и социального работника  отвечает следующая комплексная  типология, которая 

предусматривает выделение  четырех категорий семей, различающихся  по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и  крайне низкому:

благополучные семьи, семьи  группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

Благополучные семьи  успешно справляются со своими функциями,

практически не нуждаются  в поддержке социального  педагога, и социального 

работника так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на

 материальных,  психологических   и  других  внутренних  ресурсах,  быстро 

адаптируются  к  нуждам  своего  ребенка,  успешно  решают  задачи  его 

воспитания  и  развития.  В  случае  возникновения  проблем  им  достаточно

разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей  работы.

Семьи  группы  риска  характеризуются наличием  некоторого

отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные,

например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего

адаптивные способности  этих семей. Они справляются с  задачами воспитания

ребенка с большим напряжением  своих сил, поэтому социальному  педагогу и 

социальному  работнику  необходимо  наблюдать  за  состоянием  семьи,

имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько 

они компенсированы другими  положительными характеристиками, и  в случае

необходимости предложить своевременную  помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо

из сфер жизнедеятельности  или в нескольких одновременно, не справляются с 

возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно 

снижены,  процесс  семейного  воспитания  ребенка  протекает  с  большими

трудностями,  медленно,  малорезультативно.  Для  данного  типа  семьи 

необходима  активная  и  обычно  продолжительная  поддержка  со  стороны 

социального педагога и социального  работника. В зависимости от характера 

проблем  специалист  оказывает  таким  семьям  образовательную,

психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм

работы.

Асоциальные  семьи  – те,  с которыми  взаимодействие  протекает

наиболее трудоемко и  состояние которых нуждается  в коренных изменениях. В 

семьях, где родители ведут  аморальный, противоправный образ жизни  и где 

жилищно-бытовые  условия  не  отвечают  элементарным  санитарно-гигиеническим  требованиям,  а  воспитанием  детей,  как  правило,  никто  не

занимается,  дети  оказываются  безнадзорными,  полуголодными,  отстают  в 

развитии,  становятся  жертвами  насилия  как  со  стороны  родителей,  так  и 

других граждан того же социального слоя. Работа социального  педагога и 

социального зработника с  этими семьями должна вестись  в тесном контакте с 

Информация о работе Основные функции социально - педагогической деятельности с семьей