Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:58, реферат
Объектом воздействия социального педагога и социального работника
могут быть ребенок: в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как
коллектив.
Деятельность специалиста с семьей включает три основных
составляющих социально-педагогической помощи: образовательную,
психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих
семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
4. МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАЖА И НАДЗОРА
Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семьей .
А.К. Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа.
1-й этап. Знакомство. Договор с семьей,
Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели
2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
3-й этап. Сбор информации о семье:
полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:
Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором методов. Прежде всего это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон
4-й этап. Анализ информации о семье.
Анализ информации о семье
социальный педагог осуществляет с
целью найти оптимальные
5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.
Цели, задачи и перспективы работы социального педагога и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.
Содержание работы с семьей
определяется имеющимися у неё проблемами.
Социальный педагог организует сеть
взаимодействия для решения проблем
семьи из лиц, работающих в различных
государственных и общественных
организациях, связанных с семьей
по долгу службы, и частных лиц,
связанных с семьей эмоционально.
Он координирует усилия различных организаций
с тем, чтобы воздействие на семью
было согласованным, своевременным
и нужной интенсивности, соответствовало
потребностям ее развития. Социальный
педагог оказывает семье
6-й этап. Выход из семьи.
По окончании интенсивного периода работы социальный педагог представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия .
В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста .
Информация о работе Основные функции социально - педагогической деятельности с семьей