Основные функции социально - педагогической деятельности с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Объектом воздействия социального педагога и социального работника
могут быть ребенок: в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как
коллектив.
Деятельность специалиста с семьей включает три основных
составляющих социально-педагогической помощи: образовательную,
психологическую, посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления
деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих
семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ1 ПЕД ОСНОВЫ 1-4.docx

— 28.93 Кб (Скачать файл)

правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

 

 

 

 

 

 

4. МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАЖА И НАДЗОРА

 

Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4 — 9 месяцев. Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный педагог поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семьей .

А.К. Железнова предлагает выделить следующие этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа.

1-й этап. Знакомство. Договор с семьей,

Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным  учреждением в лице социального  педагога. Договор не имеет юридической  силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга  взаимных обязательств и прав, а  также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения  для достижения общей цели

2-й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.

Социальный педагог должен помочь сначала оформить имеющийся  позитивный потенциал семьи в  планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.

3-й этап. Сбор информации о семье:

  • применение широкого диапазона методов сбора информации;
  • сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
  • сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
  • тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
  • сопоставление информации из различных источников. Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной,

полной, достоверной, объективной  информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Ему необходимо знать:

  • состав семьи; 
  • характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
  • нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
  • способности и возможности членов семьи;
  • уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
  • состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.

Для сбора информации социальный педагог пользуется большим набором  методов. Прежде всего это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения. Можно использовать такие разновидности беседы, как  конструктивное интервью или беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон

4-й этап. Анализ информации о семье.

Анализ информации о семье  социальный педагог осуществляет с  целью найти оптимальные подходы  к решению проблем семьи и  наиболее эффективные способы взаимодействия с ней. При этом он не только предоставляет  имеющуюся у него информацию, но и постоянно черпает важную для него информацию о возможных теоретических и практических подходах к решению тех или иных проблем семьи.

5-й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей.

Цели, задачи и перспективы  работы социального педагога и семьи  находят свое выражение в контракте. Контракт составляется социальным педагогом  на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем  в краткой форме излагаются намерения  сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи  из кризиса, указываются сроки этой работы.

Содержание работы с семьей определяется имеющимися у неё проблемами. Социальный педагог организует сеть взаимодействия для решения проблем  семьи из лиц, работающих в различных  государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций  с тем, чтобы воздействие на семью  было согласованным, своевременным  и нужной интенсивности, соответствовало  потребностям ее развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь

6-й этап. Выход из семьи.

По окончании интенсивного периода работы социальный педагог  представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа  и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Он продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия .

В деятельности социального  педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор — это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста .

 

 

 


Информация о работе Основные функции социально - педагогической деятельности с семьей