Основные этапы развития педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнения. В современном мировом сообществе и в частности в России, проблемы воспитания и образования на данный момент стоят особенно остро.
Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике.

Файлы: 1 файл

общие основы педагогики1.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы - цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя - свои знания умения и навыки.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем - детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся - музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, В.А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова.

3.Соотнесите понятия  и их характеристики.

а) социализация –усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе.

Пример: поступая в Вуз, будущие студенты, попадают в определённую группу (группу студентов), тем самым они проходят социализацию. В этой группе формируется определённый стиль поведения, появляется лидер группы и т.д. Получив определённые знания, и поступив на практику, студент вновь попадает в определённую группу людей и социализацию уже будет проходить в трудовом коллективе.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к роли монарха многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

б) образование – процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умений и навыков, творческого опыта, эмоционально – ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса.

Пример: среднее образование, полученное выпускниками учебных учреждений различных видов: школ, лицеев, гимназий, позволяет учащимся овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками. Они позволяют в дальнейшем определить направление последующего образования среднего специального или высшего.

В последнее время говорят о компетентностном подходе в образовании. Это предполагает формирование у учащихся в процессе образования коммуникативной, проблемной, культурологической и других компетентностей.

Заключение

Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Каковы основные исторические этапы развития педагогической науки?

 

 

 
       Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа. 
       I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений. 
      На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и городские школы, системы иезуитского и христианско-като-лического обучения. 
      На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека — не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость. 
     II. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др.,создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей. 
       Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи). 
     В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. 
      III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. Основные исторические этапы развития педагогической науки в таблице 1.

 

 

Таблица 1- Основные исторические этапы развития педагогической науки

 

 

Этап

Характеристика

I. Эмпирический этап

Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений

II. Этап формирования педагогики  как науки

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен

III. Этап развития педагогики  в XX в.

В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля


 

 
         Раньше педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов); педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики. 
       В настоящее время в современной России педагогика нацелена на обслуживание процесса обучения в многочисленных учебных заведениях страны, профессиональное совершенствование деятельности специалистов различного профиля, подготовку кадров работников социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы развития педагогики и образования

ПЛАН

Введение

Педагогика - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих процессы воспитания, обучения и развития личности.

Термин происходит от греческих слов «pais» («paidos») - ребенок и «ago» - веду, воспитываю, то есть «дитоводиння», «дитоводство». В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии «пайдагогос» чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалом, педагоги. В Древнем Риме эту работу поручали государственным чиновникам, которые хорошо овладели науками, много путешествовали, знали языки, культуру и обычаи разных народов.

В средние века педагогической деятельностью занимались преимущественно священники, монахи, однако в городских школах и университетах - все чаще люди со специальным образованием.

В своем развитии педагогика прошла следующие стадии: народная педагогика - духовная педагогика - светская педагогика.

Педагогика в своем развитии опирается на следующие источники:

1. Педагогическую наследие прошлого. Многие положения вышеупомянутых выдающихся педагогов прошлого и ныне злободневными.

2. Современные педагогические  исследования. Они обогащают педагогическую  мысль новыми идеями.

3. Передовой педагогический  опыт. Разностороннее изучение и  обобщение педагогического опыта  позволяет установить определенные  закономерности, законы, питающих новые теории, концепции, прогнозы. Итак, добытое в процессе изучения педагогического опыта знание становится источником существования и развития педагогических наук.

1. Народная педагогика

Народная педагогика - отрасль педагогических знаний и опыта народа, проявляется в доминирующих у него взглядах на цели, задачи, средства и методы воспитания и обучения.

Этот термин впервые употребил А. Духнович в учебнике «Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельских».

В 60-х годах XX в. в педагогическую науку введен термин «этнопедагогика» (Г. Волков). Если понятие «народная педагогика» охватывает эмпирические педагогические знания без принадлежности к конкретной этнической общности, то понятие «этнопедагогика» связано с конкретной этнической принадлежности педагогических традиций. Она исследует возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной научно-педагогической практике, способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической наукой, анализирует педагогическое значение явлений народной жизни и определяет их соответствие современным задачам воспитания.

Украинская народная педагогика - составная народоведения (украиноведения) и одновременно одно из средств его реализации на практике, то есть основой педагогики народоведения.

Педагогика народоведения - направление современной педагогики, школьной практики, который обеспечивает практическое усвоение учащимися (при продлении творческих традиций, обычаев и обрядов, в деятельности, поведении) культурно-исторических, художественных достижений отцов, дедов и прадедов.

Народоведение в узком смысле (этнография) - наука о культуре, быте народа, его происхождение и расселение, национальные традиции, обычаи, обряды. В широком смысле - это совокупность современных наук о народе, его духовность, национальную культуру, историю, а также достижения народного и профессионального искусства, отражающие многогранность жизни народа, нации.

Семейная педагогика - составная часть народной педагогики, в которой сосредоточено знания и опыт по созданию и сохранению семьи, семейных традиций (трудовых, нравственных, художественных). Это способствует формированию у детей любви к матери и отцу, бабушке и дедушке, уважения к памяти умерших и др..

Педагогическая деонтология - народное учение о воспитательные обязанности родителей перед детьми, учителей - перед учениками, воспитателей - перед воспитанниками, выработанные народом нравственные нормы, необходимые для выполнения возложенных на них педагогических функций.

Педагогика народного календаря предполагает воспитание детей и молодежи последовательным вовлечением их к сезонным работам, обычаев, праздников и обрядов.

Казацкая педагогика - часть народной педагогики, направленная на формирование казака-рыцаря, мужественного гражданина с ярко выраженной украинской национальной сознанием, твердой волей и характером.

2. Духовная педагогика

Духовная педагогика - отрасль педагогических знаний и опыта по воспитанию и обучению личности средствами религии.

Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья, когда церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Педагогическая мысль, которая до этого развивалась на почве философии, стала составным элементом теологии. В церковных и монастырских школах на Западе, в мусульманских мектебах, в школах брахманов в Индии воспитание носило ярко выраженный теологический характер. Значительный вклад в развитие педагогики того времени внесли известные деятели церкви, философы Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (160-222) - христианский теолог и писатель. Резко выступал против всей античной философии, но с симпатией относился к стоиков, в частности к Семени. Он обосновал своеобразный мистицизм: душа и даже Бог - тела особые. Если бы душа была бесплотной, она бы, по его мнению, не могла влиять на тело. Мир не вечен, созданный из ничего.

Августин Блаженный Аврелий (354-430) - христианский теолог и церковный деятель. Глубоким психологическим анализом обозначена его автобиографическая Исповедь; отражающая становление личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII в.

Аквинат (Фома Аквинский) (1225-1274) - философ и теолог. Сформулировал пять доказательств существования Бога как первопричины, конечной цели сущего. Признавая самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере. Самые известные его произведения: «Сумма теологии," Сумма против язычников: Учение Аквината положено в основу томизма и неотомизма.

Информация о работе Основные этапы развития педагогики