Основные этапы развития педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнения. В современном мировом сообществе и в частности в России, проблемы воспитания и образования на данный момент стоят особенно остро.
Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике.

Файлы: 1 файл

общие основы педагогики1.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

На рубеже XX-XXI вв. важной гранью социальной жизни в Украине является возвращение к основам религии. Такая потребность обусловлена тем, что на протяжении тысячелетий религия является непревзойденной и незаменимой основой жизнедеятельности большинства людей, которые находят в ней универсальный систему защиты от негативных явлений окружающего мира. Требуя от верующего постоянной ответственности за свои мысли и поступки, религия на основе свободы выбора дарит личности истинную свободу.

3. Светская педагогика

Светская педагогика прошла длительный этап становления. Своими корнями она уходит древнего мира. В Китае, Индии, Греции, Риме были сделаны первые попытки обобщить опыт воспитания, сформулировать определенные педагогические положения, идеи. В тогдашних философских трактатах находим первые педагогические обобщения, в частности по проблеме соотношения политики и воспитания, личности и государства, цели, содержания и правил воспитательной деятельности.

Весомый вклад в развитие педагогической мысли сделали греческие философы. Так, Демокрит считал, что человека формирует прежде жизненный опыт. Сократ и Платон отстаивали мнение, что для формирования человека необходимо пробудить в его сознании то, что в ней заложено природой. Ученик Платона Аристотель обосновал зависимость цели и средств воспитания от политических задач государства. Источником познания он признавал материальный мир, не отвергая идею первого толчка, Творца мира. Произведение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана «О воспитании оратора» в течение длительного времени был основным пособием по педагогике, по которому учили во всех риторических школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, педагогика и образование прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении. 
Можно выделить следующие этапы развития образования: 1. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и образования; 2. В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер; 3. Середина XIX — XX вв. — время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего; 4. С середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание; 5. Теоретическое педагогическое сознание в России на рубеже XX в. представлено реформаторской педагогикой. 
Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. 
Современная система образования предлагает новые модели обучения, специфические особенности которых заключаются в смещении приоритетов в пользу деятельностного подхода. Это находит свое выражение в преподавании различных дисциплин: организация деятельности обучающегося определяется как требованиями деятельностного подхода, так и содержанием дисциплины.

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 

 

Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке,она занимает определенное место в системах человекознания игуманитарных наук. 

 

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

1. Общая педагогика, исследует  основные закономерности воспитания  человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества  и развитии личности, процесс  образования и обучения.

2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания  людей на различных этапах  возрастного развития.

3. Специальная педагогика  – дефектология, изучающая особенности  развития, обучения и воспитания  аномальных детей, которая в свою  очередь состоит из ряда отраслей: вопросами воспитания и обучения  глухонемых и глухих детей  занимается сурдопедагогика, слепых  и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи  при нормальном слухе – логопедия;

4. Частная методика, исследующая  специфику применения общих закономерностей  обучения к преподаванию определённого  предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);

5. История педагогики, изучающая  развитие педагогических идей  и практики воспитания в различные  исторические эпохи. 

 

Этапы развития педагогики

Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. (Демокрит, Платон, Аристотель,Сократ)  

 

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения. (Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле)

Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. 

 

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. 

 

Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика»,вышедшем в Амстердаме в 1654 г., этот труд получил мировое признание. Это - одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.

Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм» 

 

Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.  

 

На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики. Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности. 

 

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

1) современная система  образования и воспитания касается  практически всех людей;

2) во многих странах  создана система непрерывного  образования человека;

3) она включает  в себя все звенья — от  дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.  

 

В России с педагогикой связаны такие имена, как В.Г. Белинский , А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

 

На территории России Компания МПРК грас калуга является одним из лидирующих заводов по производству газосиликатных блоков. Отличается от конкурентов своим качеством, стабильной ценой, и оперативностью исполнения заказов.


 

 

 Каковы основные исторические этапы развития педагогической науки?

 

 

 
       Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа. 
       I. Эмпирический этап развития педагогики. Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений. 
      На Западе издавна существовали школы афинского и спартанского воспитания, школы греческой культуры, монастырские, городские, соборные и городские школы, системы иезуитского и христианско-като-лического обучения. 
      На Востоке китайские ученые реализовывали в школьном обучении изучение четырех дисциплин: морали, языка, политики и литературы; впервые выдвинули концепцию идеального человека — не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Арабские же и иранские мыслители всегда стремились повысить всеобщую ценность образования, подчеркивали важность систематического и постоянного учения, необходимость всестороннего физического и духовного развития людей, формирования у них таких качеств, как уважительное отношение к старшим, справедливость, вежливость, смелость. 
     II. Этап формирования педагогики как науки. В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др.,создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей. 
       Научная педагогика зародилась в начале XVII в. Ее основателем считается педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592-1670). Впоследствии основное внимание уделялось разработке теорий элементарного и воспитывающего обучения (И. Гербарт), реализации дидактики развивающего обучения (Ф. Дистерверг), экспериментальной педагогики и педоцентризма (Д. Дьюи). 
     В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с созданным специально Министерством народного просвещения. В основу ее деятельности легли мысли и идеи основоположника отечественной педагогики К. Д. Ушинского, который добивался реализации на практике идеи народности общественного воспитания. 
      III. Этап развития педагогики в XX в. В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля. В окончательном итоге за рубежом сложились предпосылки для превращения педагогики в узкоприкладную область знаний, ориентированную на решение, прежде всего, проблем, относящихся к подготовке педагогов-управленцев. Основные исторические этапы развития педагогической науки в таблице 1.

 

 

Таблица 1- Основные исторические этапы развития педагогической науки

 

 

Этап

Характеристика

I. Эмпирический этап

Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений

II. Этап формирования педагогики  как науки

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен

III. Этап развития педагогики в XX в.

В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля


 

 
         Раньше педагогическая наука решала преимущественно задачи воспитания, повышения эффективности и качества образования, всестороннего развития личности. Ее главными отраслями были: детская педагогика (преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов); педагогика профессионального образования, семейного воспитания, педагогика высшей школы, военная педагогика, дефектология, история педагогики. 
       В настоящее время в современной России педагогика нацелена на обслуживание процесса обучения в многочисленных учебных заведениях страны, профессиональное совершенствование деятельности специалистов различного профиля, подготовку кадров работников социальной сферы.

 


Информация о работе Основные этапы развития педагогики