Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:28, реферат
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1. Понятие педагогической технологии.
2. Основные качества современных педагогических технологий.
3. Классификация педагогических технологий.
4. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
5. Технология саморазвития (М.Монтессори).
6. Список литературы.
По характеру содержания
и структуры называются технологии:
обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные
и профессионально-
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
• По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько - дидактических систем):
классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
система «малых групп* (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
система «репетитор* (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
- традиционная классичесая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
а) Авторитарные технологии, в которых
педагог является единоличным субъектом
учебно-воспитательного
б) Высокой степенью невнимания к
личности ребенка отличаются дидактоцентрические
технологии, в которых также господствуют
субъект-объектные отношения
в) Личностно-ориентированные
Таким образом, личностно-ориентированные
технологии характеризуются
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
ж) Эзотерические технологии основаны
на учении об эзотерическом («неосознаваемом»,
подсознательном) знании - Истине и
путях, ведущих к ней. Педагогический
процесс - это не сообщение, не общение,
а приобщение к Истине. В эзотерической
парадигме сам человек (
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
По категории обучающихся
массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
технологии компенсирующего
- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
- технологии работы с
• И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Монодидактические технологии
применяются очень редко. Обычно
учебный процесс строится так, что
конструируется некоторая полидидактическая
технология, которая объединяет, интегрирует
ряд элементов различных
Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.
4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Валъдорф-Астория», при которой была организована школа.
Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение - антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.
Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.
Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: антропософская.
По основному фактору развития: биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.
По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления: система «репетитор» + система малых групп
По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные + групповые, дифференциация.
По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога.
По преобладающему методу: игра + диалог + творчество.
По категории обучаемых: все категории, без селекции.
Целевые ориентации
Воспитание призвано сформировать целостную личность:
стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);
открытую для восприятия нового опыта;
способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН + ЗУН + СДП).
Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).
Концептуальные положения
Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.
Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.
Свобода как средство воспитания.
Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.
Ребенок в процессе обучения
сам проходит, постигает все этапы развития
человечества. Поэтому не надо усекать
«детство», интеллектуализировать развитие
раньше времени.
Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.
Экология здоровья, культ здоровья.
Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.
Подражание как средство обучения.
Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.
Единство развития ума, сердца и руки.
Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).
Школа для всех.
Единая жизнь педагогов и учеников.
Особенности содержания
• Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования.
• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).
• Межпредметные связи.
• Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).
• Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности содержания по классам — обучение «по эпохам»: Дошкольный период: ходить, говорите; мыслить;
I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;
II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;
III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;
IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;
V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;
Информация о работе Основные качества современных педагогических технологий