Основные качества современных педагогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:28, реферат

Описание работы

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

Содержание работы

1. Понятие педагогической технологии.
2. Основные качества современных педагогических технологий.
3. Классификация педагогических технологий.
4. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).
5. Технология саморазвития (М.Монтессори).
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Козлов Реферат основ качества сов педаг технолог.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

VI: физика, проценты, геометрия,  строгание; 

VII: пространство и  Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;

VIII: революции, XIX век;  экономика, химия, композиторы,  работа с металлом;

IX: экология, технический  прогресс и нравственность, история  искусств, столярное дело; X: политика, история, общество, физика, драматургия,  керамика;

XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики

Педагогика отношений, а не требований.

Метод погружения, «эпохальная» методика.

Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические  материалы, дополнительная литература).

Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Отсутствие деления  на классную и внеклассную работу.

Ученик подводится к  открытию личностной значимости ЗУН  и на этой мотивационной основе осваивает  содержание предметов (областей).

Коллективное познавательное творчество на уроке.

Обучение самостоятельности, самоконтролю.

Много игры (учеба должна приносить радость).

• Отрицание отметки.

Позиция ученика.

Ребенок в центре педагогической системы.

Право выбора всего: от формы  урока до его плана.

Право ребенка на ошибки.

Свобода выбора.

Право на свободный творческий поиск.

Отношения ответственной  зависимости с коллективом. 
Позиция учителя.

Деятельность учителя  является приоритетом, учитель ведет  детей в течение 8 лет по всем предметам.

Учитель - старший товарищ.

С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

Не знания давать, а  давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.

Ожидание созревания сил, заложенных природой.

Не говорить ребенку  «нет», «нельзя».

Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).

Не ставить плохих отметок.

Не оставлять на второй год.

- Принимать ребенка  таким, какой он есть (все дети  талантливы).

Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне  общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках.

Очень важными сторонами  вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

Примечания, современные  аналоги 

В России создан и действует  «Центр вальдорфской педагогики».

Московская свободная  вальдорфская школа (научный руководитель А.А. Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных  административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается  выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится  на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После  главного урока обязательно преподаются  живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические  для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство  деревянного домика (на уровне большой  модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

Школа Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

воспитание, как умышленное формирование людей по известным  образцам, неплодотворно, незаконно, невозможно;

воспитание портит, а  не исправляет людей;

чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.

В последний период жизни  Л.Н. Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму  с религиозным оттенком.

Л.Н. Толстой довел  свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.

В настоящее время  в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого.

5. Технология саморазвития (М. Монтессори)

Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы - поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору  развития: биогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: СУМ + СУД + СДП.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + «консультант» + «репетитор».

По организационным  формам: альтернативная, клубная, индивидуальная + групповая.

По подходу к ребенку: антропоцентрическая.

По преобладающему методу: игровая + творческая.

По направлению модернизации: природосообразная.

По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

Всестороннее развитие.

Воспитание самостоятельности.

Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения

Обучение должно проходить  совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.

Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому* - девиз педагогики Монтессори.

Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости  и самостоятельности.

Учет сензитивности  и спонтанности развития.

Единство индивидуального и социального развития.

В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.

Отказ от миссии обучать  детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры.

Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень.

Сознание ребенка является «впитывающим», поэтому приоритет  дидактики - организовать окружающую среду  для такого «впитывания».

Особенности содержания

Идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды. Силы развития заложены в ребенке, но они могут  не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается, прежде всего, сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Монтессори—материал есть часть педагогической подготовительной среды, которая побуждает ребенка  проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую  его индивидуальности, и отвечает стремлению ребенка к движению.

Монтессори-материалы  представляют, по Выготскому, психологические  орудия, инструменты опосредованного  восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, медитирует, смотрит внутрь себя; манипулируя им, незаметно приобретает умения.

До 5 лет ребенок - строитель  самого себя из чего бы то ни было. Он «утончает», по Монтессори, все свои способности - зрение, слух, дикцию, ловкость... Воспитывающая  среда для этого периода представляет материал для практических умений, развития моторики и сенсорики, рук, глаз, речи. Часть его - из повседневных домашних предметов, различных по величине, форме, цвету, запаху, весу, температуре, вкусу...

После 5 лет происходит развитие сознания, ребенок превращается в исследователя, начинает все пробовать, разбирать, обо всем спрашивать. Тут можно ознакомить ребенка с огромным количеством предметов и явлений окружающего мира (дидактические материалы яркие, наглядные). Здесь и математические материалы: числовые штанги с табличками чисел, цифры из бумаги с шершавой поверхностью, кружки, геометрические фигуры, числовой материал из бусин и т.п.

Переход к исследованию текста (как саморазвитие) происходит у ребенка к 8 годам. К этому  времени педагогическая среда включает буквы алфавита, буквы из шершавой бумаги, средства письма, тексты, библиотечку.

Речь взрослого как  конструктивный материал педагогической среды содержит рассказы, беседы, разговоры, игры. Проявление самовыражения, развития речи взрослые поддерживают, выслушивая ребенка, отвечая на вопросы.

В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори-материалов заменяют мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином.

0-3 года: предметно-чувственная  ориентировка;

3-6 лет: сензитивность  к речи, освоение языка, наглядно-образное  мышление;

6-9 лет: освоение абстрактных  действий;

9-12 лет: завершение  первого, начального концентра  школы;

12-18 лет: гимназическая и старшая ступень.

Особенности методики и  организации

В Монтессори-садике игрушки  не являются главным элементом окружающей среды, их заменяет многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек.

Главная задача здесь - навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, тактильной памяти. Как указывает исследователь технологии М. Монтессори Е. Хилтунен, не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная работа» - самостоятельная деятельность с предметами.

Школьный период. Единых программ обучения не существует, каждый осуществляет данный природой и Богом уникальный путь развития.

В школе уроков нет. День начинается с общего круга. Педагоги иногда называют этот круг рефлексивным, потому что именно здесь происходят первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ прийти к формулировке вопроса и приблизиться к проблеме.

После круга все расходятся на свободную работу. Каждый сам  выбирает, чем он будет заниматься - математикой, русским, историей, астрономией, литературой, ставить химические или физические опыты. Кто-то учится писать буквы, а кто-то в библиотеке готовит доклад. Когда та или иная работа закончена полностью, дети показывают ее учителю. Результат обсуждается.

Что такое отметка, дети не знают, но оценку своего труда обязательно  получают, чаще всего в виде одобрения взрослых или других детей. Главное здесь, как ребенок сам себя оценивает.

Детям никто не дает никаких  заданий, не объясняет новую тему, никто их не спрашивает у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий.

В середине дня бывает еще одно общее занятие, которое  у старших детей чуть длиннее. Это погружение в предмет. Минут  на 15-20 дети одного года обучения собираются вместе. Учителя называют этот круг дидактическим. Здесь обычно приводятся в систему знания по тому или иному предмету, уточняются понятия, вводится терминология, дается новый дидактический материал, выслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения.

Структура любого дидактического материала полностью соответствует  внутренней логике формирования определенного понятия. Расположение материала в среде тоже отражает определенную логику его постепенного освоения, зафиксированную в специально разработанных учителями учебных тетрадях. Таких тетрадей ребенок имеет несколько по трем интегрированным предметам: родному языку, математике и космическому воспитанию (термин Монтессори). Заполняя листы один за другим, ученик как бы достраивает логику изучения предмета, переводит материальное в абстрактное, уточняет и систематизирует свои знания.

Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.

Позиция ребенка: «Помоги  мне это сделать самому».

Информация о работе Основные качества современных педагогических технологий