Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:29, реферат
Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.
1) Основные категории педагогики
2) Личность и индивидуальность
3) Образование и социализация человека
4) Развитие, воспитание, обучение
5) Педагогическая деятельность
6) Образовательный и педагогический процесс
7) Педагогическое взаимодействие
8)Список литературы
Содержание
1) Основные категории педагогики
2) Личность и индивидуальность
3) Образование и социализация человека
4) Развитие, воспитание, обучение
5) Педагогическая деятельность
6) Образовательный и педагогический процесс
7) Педагогическое взаимодействие
8)Список литературы
1. Основные категории педагогики
Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить
три группы таких категорий. Первая
группа характеризует объект педагогики.
Это «индивидуальность» и «личность»,
т.е. категории, отражающие те стороны
человека, которые изучает педагогическая
наука и на изменение которых
влияет педагогическая практика. Вторая
группа характеризует предмет
2. Личность и индивидуальность
Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань - «человеческое в человеке» (индивидуальность) - и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в каждом присутствуют и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто человеческие качества (индивидуальность).
Понятие «индивид» обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт.
Личность отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность есть живая система отношений между поведениями, отношений, в конечном итоге, общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей. личность определяется совокупностью устойчивых качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное и безразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и агрессивность и т.п.).
Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность проявиться человеку как свободному независимому существу (И.Кант). В индивидуальности скрыт источник его деяний. Она рассматривается как высокий уровень развития человеческого в человеке. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.
Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусматривать и воспитание личности, и развитие индивидуальности.
3. Образование и социализация человека
Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социального существа.
Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.
Образованный человек - это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.
Социализация - это
взаимодействие человека с окружающей
средой, предполагающее усвоение и
воспроизводство социальных норм и
культурных ценностей, а также саморазвитие
и самореализацию личности в том
обществе, к которому он принадлежит.
Этот процесс происходит в условиях
стихийного взаимодействия с окружающей
средой, а также в ходе целенаправленного,
педагогически организованного
воспитания. Суть социализации состоит
в том, что она формирует человека
как члена того общества, к которому
он принадлежит. Это двусторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального
опыта путем вхождения в
Социализация выступает
как элемент механизма
Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый - под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».
В первой половине ХХ века психологи Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатывается концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.
Социализация - это процесс, которой позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определённого уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.
В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.
В деятельности личность все новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).
Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.
Социализация ребенка - это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека.
На социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой - присвоить социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.
личность индивид педагогический
4. Развитие, воспитание, обучение
Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек и как он может ответить на эти требования).
Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.
Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности:
- противоречие между потребителями детей и возможностями их удовольствия;
- противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;
- противоречия
между целями, которые ставит
перед собой ребенок, и
Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.
Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:
- «уровень актуального
развития» - отражает наличные
особенности психических
- «зону ближайшего развития» - отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Существенное значение для социализации человека имеет воспитание.
Воспитание - одна
из основных категорий педагогики.
Проблема определения сущности этого
понятия является одной из самых
древних. Раньше оно рассматривалось,
исходя из социальных установок и
актуальных задач общества, которое
при этом чаще заботилось о своей
стабильности, чем о развитии потенциалов
человека. Изменения социально-
Рассматривая различные
трактовки понятия «воспитание»
- целенаправленность воздействий на воспитанника;
- социальную направленность этих воздействий;
- создание условий
для усвоения ребенком
- освоение человеком комплекса социальных ролей.
Общая социальная
функция воспитания состоит в
том, чтобы передавать из поколения
в поколение знания, умения, идеи,
социальный опыт, способы поведения.
В этом общем смысле воспитание -
вечная категория, ибо оно существует
с момента возникновения
В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество.
Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия.
Информация о работе Основные категории социальной педагогики