Основные категории социальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:29, реферат

Описание работы

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Содержание работы

1) Основные категории педагогики
2) Личность и индивидуальность
3) Образование и социализация человека
4) Развитие, воспитание, обучение
5) Педагогическая деятельность
6) Образовательный и педагогический процесс
7) Педагогическое взаимодействие
8)Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

1) Основные категории  педагогики

2) Личность и  индивидуальность

3) Образование и  социализация человека

4) Развитие, воспитание, обучение

5) Педагогическая  деятельность

6) Образовательный  и педагогический процесс

7) Педагогическое  взаимодействие

8)Список литературы

 

1. Основные категории  педагогики

Категории, как  известно, представляют основные, фундаментальные  в данной науке понятия.

Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны  человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых  влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И  третья группа - категории, интегрирующие  основные педагогические средства. Это  педагогическая деятельность, образовательный  процесс, педагогическое взаимодействие.

2. Личность и  индивидуальность

Как известно, в  человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань - «человеческое в человеке» (индивидуальность) - и различают  три понятия: индивид, личность и  индивидуальность, т.е. в каждом присутствуют и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто человеческие качества (индивидуальность).

Понятие «индивид»  обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Личность отражает социальное начало в человеке, его  принадлежность к социальному миру. Личность есть живая система отношений  между поведениями, отношений, в  конечном итоге, общественных, но которые  всегда связаны с человеческим поведением. Личность определяется тем, насколько  включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей. личность определяется совокупностью устойчивых качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное и безразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и агрессивность и т.п.).

Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность проявиться человеку как свободному независимому существу (И.Кант). В индивидуальности скрыт источник его деяний. Она  рассматривается как высокий  уровень развития человеческого  в человеке. Индивид, у которого развита  индивидуальность, полностью опирается  и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный  человек. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.

Личностные и  индивидуальные качества дополняют  друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусматривать  и воспитание личности, и развитие индивидуальности.

3. Образование и  социализация человека

Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории  рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс  становления человека как социального  существа.

Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.

Образованный человек - это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и  воспитанный.

Социализация - это  взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и  воспроизводство социальных норм и  культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том  обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного  воспитания. Суть социализации состоит  в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны, процесс воспроизводства  системы социальных связей индивидов  за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

Социализация выступает  как элемент механизма саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. При этом человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой - формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

Социализация формирует  личность, существенные черты которой  определяются тем, какое место занимает человек в системе общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый - под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».

В первой половине ХХ века психологи Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатывается концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Социализация - это  процесс, которой позволяет ребенку  занять свое место в обществе, это  продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация - это процесс адаптации  к социальной среде, состоящий в  том, чтобы ребенок, достигнув определённого  уровня развития, становился способным  к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено  аналогичное понимание этого  процесса.

В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активность - реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

Выделяют три  сферы, в которых происходит процесс  становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность все новые и новые виды, что  предполагает ориентировку в системе  связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. При этом речь идет о личностно  значимой доминанте, т.е. об определении  главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера  социализации человека неразрывно связано  с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение  контактов человека с другими  людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера  социализации - самопознание личности, которое предполагает становление  в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося  на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

Социализация ребенка - это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать  как базу для социального становления  человека.

На социализацию ребенка существенное влияние оказывает  и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В  этом плане значим правильный выбор  педагогических средств, который, с  одной стороны, помогает ребенку  реализовать себя, с другой - присвоить  социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре  социального и педагогического  взаимодействия.

личность индивид педагогический

 

4. Развитие, воспитание, обучение

Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в  котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек и как он может ответить на эти требования).

Когда говорят о  развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности:

- противоречие  между потребителями детей и  возможностями их удовольствия;

- противоречие  между возможностями ребенка  и требованиями общества;

- противоречия  между целями, которые ставит  перед собой ребенок, и условиями  их достижения.

Эти противоречия проявляются по-разному на различных  возрастных этапах развития человека.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

- «уровень актуального  развития» - отражает наличные  особенности психических функций  ребенка, которые сложились на  сегодняшний день;

- «зону ближайшего  развития» - отражает возможности  достижений ребенка в условиях  сотрудничества со взрослыми.

Существенное значение для социализации человека имеет  воспитание.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Проблема определения сущности этого  понятия является одной из самых  древних. Раньше оно рассматривалось, исходя из социальных установок и  актуальных задач общества, которое  при этом чаще заботилось о своей  стабильности, чем о развитии потенциалов  человека. Изменения социально-экономических  условий, возникшее в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и в сфере  образования, требует новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного  процесса в школе. Многие ученые стали  отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным, для многих стран более широким, термином «образование».

Рассматривая различные  трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:

- целенаправленность  воздействий на воспитанника;

- социальную направленность  этих воздействий;

- создание условий  для усвоения ребенком определенных  норм отношений;

- освоение человеком  комплекса социальных ролей.

Общая социальная функция воспитания состоит в  том, чтобы передавать из поколения  в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяется в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему  качеств или какое-нибудь конкретное качество.

Одной из главных  задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое  зависит от реализации двух важнейших  условий. Первым из них является обеспечение  включенности молодых людей в  реальные отношения, т.е. возникновение  у них личностного состояния  по отношению к деятельности, несущее  в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом  является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Вторым условием является самореализация детей в  процессе социального взаимодействия.

Информация о работе Основные категории социальной педагогики