Основные категории социальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:29, реферат

Описание работы

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа - категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Содержание работы

1) Основные категории педагогики
2) Личность и индивидуальность
3) Образование и социализация человека
4) Развитие, воспитание, обучение
5) Педагогическая деятельность
6) Образовательный и педагогический процесс
7) Педагогическое взаимодействие
8)Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.53 Кб (Скачать файл)

Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной  и той же целью - полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще  индивиду, а воспитание обращено, кроме  этого, к тому, чего у него нет, что  дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своём  единстве развитие, социализация и  воспитание составляют сущность формирования личности.

Обучение. В педагогической литературе существует множество определений  категории обучения. Эту категорию  определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.

В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором - обучение определяют как взаимодействие между  обучающим и обучаемым.

В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс  двусторонний: обучающий учит, а  обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждый имеет свои особенности.

Обучение, формируя общественный опыт, является необходимым  условием социализации человека, способствует его образованию как полноценной  личности, развивает его индивидуальность.

Развитие, обучение, воспитание - взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые  может оказать педагогическая деятельность.

В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель - изменить индивида и способствовать его социальному  становлению.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной  и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Это - педагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования… в результате его социализации и воспитания».

Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной  и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в  культуре, в общественной морали, в  нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.

5. Педагогическая  деятельность

Педагогическая  деятельность всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Эти  воздействия ориентированы на упорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с воздействием и управлением  педагог создает условия для  воспитания и самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическая деятельность как сложная  динамическая система наиболее полно  представлена в работах Н.В. Кузьминой, её учеников и последователей. Она  выделяет пять тесно взаимосвязанных  ее компонентов, направленных на достижение педагогической целей через решение  педагогических задач: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент Н.В. Кузьмина рассматривает как способность к анализу, общению, переносу в педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает умения в областях: формулирования системы целей и задач; планирования деятельности учащихся; планирования собственной деятельности. Конструктивная деятельность учителя рассматривается Н.В. Кузьминой как предметно-содержательная. Она связана с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного материала, информация, которая должна стать достоянием ученика; с проектированием деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися, с учетом уровня их возможностей. Конструктивная деятельность, по мнению автора, является по сути проектировочной. Но конструктивные умения связаны с формированием тактических задач.

«Конструктивная деятельность учителя только в том случае приносит плоды, когда сочетается с организаторской  деятельностью. Как бы хорошо ни был  отобран материал и как бы интересно  он ни был построен, учитель не будет  иметь успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную… Каждое целесообразное педагогическое действие учителя в конкретном счете представляет собой какое-либо организаторский акт».

Коммуникативная деятельность означает оперативное решение задач, устанавливающих педагогически  целесообразные взаимоотношения педагога с учащимися, другими учителями, родителями и т.д.

6. Образовательный  и педагогический процесс

Образовательный и  педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно  объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» - «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других - «педагогический процесс». В России употребляются оба понятия.

В одних случаях  «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в начальной школе», или  дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте  образования).

В других случаях  понятие трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).

Понятие «педагогический  процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического  коллектива. Так называют целостный  процесс осуществления образования  путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

7. Педагогическое  взаимодействие

Взаимодействие - философская  категория, отражающая процессы воздействия  различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение  состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогических явлений относится взаимодействие учителя и ученика, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития школьников в единстве и взаимосвязи. В педагогическом отношении под структурированием взаимодействия преподавателя и учащихся понимается процесс целенаправленного планирования и организации деятельностей на основе единства их структур.

 

Список литературы

1)Гребенюк О.С.  Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

2) Харламов И.Ф.  Педагогика. М., 2007.

3) Российская педагогическая  энциклопедия. М., 2007.

4) Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность Ростов н/Д, 2006.

5) Колесников Л.Ф., Гурченко В.Н. Эффективность образова¬ния. М.: Педагогика, 2005.


Информация о работе Основные категории социальной педагогики