Основные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Свой комплекс методов применяет и преподаватель в процессе обучения. Но поскольку, как отмечалось, содержание обучения чрезвычайно сложно, естественно, что и методы усвоения этого содержания чрезвычайно многообразны. Классификация дидактических методов является одной из сложных проблем теории обучения. Делались попытки классифицировать эти методы на основе самых разнообразных критериев. Так, на основе критерия в виде источника знаний методы обучения подразделялись на вербальные, наглядные, электронно-информационные, предметно - практические и т.д. На основе критерия характера познавательной деятельности обучаемых дидактические методы делились на репродуктивные и продуктивные и т.п. Однако все эти классификации оказались мало полезными для педагогической практики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…..2
Классификация методов обучения…………………………………………….…..3
Сущность и содержание методов обучения………………………………..……..6
2.1. Словесные методы………………………………………………………….……..6
2.2. Работа с учебником и книгой……………………………………………………..9
2.3. Наглядные методы………………………………………………………………..10
2.4. Практические методы……………………………………………………….……11
2.5. Видеометод…………………………………………………………………….….13
Заключение……………………………………………………..………………….15
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………...…..2

  1. Классификация методов обучения…………………………………………….…..3
  2. Сущность и содержание методов обучения………………………………..……..6

2.1. Словесные методы………………………………………………………….……..6

2.2. Работа с учебником  и книгой……………………………………………………..9

2.3. Наглядные методы………………………………………………………………..10

2.4. Практические методы……………………………………………………….……11

2.5. Видеометод…………………………………………………………………….….13

  1. Заключение……………………………………………………..………………….15

Список  литературы………………………………………………………………..16 

Введение.

 

  Овладение содержанием обучения во многом определяется методами, которые применяет преподаватель.

Но что такое методы вообще? Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший  метод — залог успеха в любой  сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической.

Причем каждому роду деятельности соответствует свой наиболее эффективный метод. Метод, отмечал  великий немецкий философ Г. Гегель (1776-1831), не есть нечто внешнее по отношению к исследуемому предмету, не есть нечто привносимое извне; напротив, метод есть нечто, уже содержащееся в нем самом, метод — это душа предмета. Поэтому физик использует одни методы исследования, биолог — другие, а социолог — третьи, хотя все они используют также и общенаучные методы познания.

Свой комплекс методов  применяет и преподаватель в  процессе обучения. Но поскольку, как  отмечалось, содержание обучения чрезвычайно  сложно, естественно, что и методы усвоения этого содержания чрезвычайно  многообразны. Классификация дидактических методов является одной из сложных проблем теории обучения. Делались попытки классифицировать эти методы на основе самых разнообразных критериев. Так, на основе критерия в виде источника знаний методы обучения подразделялись на вербальные, наглядные, электронно-информационные, предметно - практические и т.д. На основе критерия характера познавательной деятельности обучаемых дидактические методы делились на репродуктивные и продуктивные и т.п. Однако все эти классификации оказались мало полезными для педагогической практики. 

1.Классификация методов обучения.

Классификация методов обучения – это упорядоченная  по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки  классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль  созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций  методов обучения, которые мы рассмотрим подробнее.

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов:

    • практический;
    • наглядный;
    • словесный;
    • работа с книгой;
    • видеометод.

 

Каждый из этих общих  методов имеет модификации (способы  выражения).

Метод

Практический

Наглядный

Словесный

Работа с  книгой

Видеометод

Опыт

Упражнение

Учебно-производительный труд

Иллюстрация

Демонстрация

Наблюдения учащихся

Объяснение

Разъяснение

Рассказ

Беседа

Инструктаж

Лекция

Дискуссия

Диспут

Чтение 

Изучение

Реформирование

Беглый просмотр

Цитирование

Изложение

Составление плана

Конспектирование

Просмотр

Обучение

Упражнения под контролем  «электронного учителя»

Контроль


 

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

    • Приобретение знаний;
    • Формирование умений и навыков;
    • Применение знаний;
    • Творческая деятельность;
    • Закрепление;
    • Проверка знаний, умений, навыков.

Нетрудно заметить, что  данная классификация методов согласуется  с классической схемой организации  учебного занятия и подчинена  задаче помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы:

    • Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
    • Репродуктивный;
    • Проблемное изложение;
    • Частично-поисковый (эвристический);
    • Исследовательский.
    1. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
    1. методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
    2. методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)

К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

  1. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании:

1) методов преподавания; 2) методов учения.

Методы обучения

 

Метод преподавания

Метод учения

Информационно-сообщающий

Объяснительный

Инструктивно-практический

Объяснительно побуждающий

Побуждающий

Исполнительный

Репродуктивный

Продуктивно-практический

Частично-поисковый

Поисковый


 

Полинарную классификацию  методов обучения, в которой в  единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.

6. Наибольшее распространение  в дидактике последних десятилетий  получила классификация методов  обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

    1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
    2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
    3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

Ни одна из рассмотренных  классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее  любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.

 

2. Сущность и содержание методов обучения.

2.1. Словесные методы.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов  обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды:

 рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

 

Рассказ.

 Метод рассказа  предполагает устное повествовательное  изложение содержания учебного  материала. Этот метод применяется  на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения  преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение  по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель  в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания  для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать  идейно-нравственную направленность  преподавания;

- содержать только  достоверные и научно проверенные  факты;

- включать достаточное  количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику  изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым  и доступным языком;

- отражать элементы  личной оценки и отношения  учителя к излагаемым фактам, событиям.

 

Объяснение.

Под объяснением следует  понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого  формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия  причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения,  сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких  примеров;

- безукоризненной логики  изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

 

Беседа.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Информация о работе Основные методы обучения