Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:28, контрольная работа
Свой комплекс методов применяет и преподаватель в процессе обучения. Но поскольку, как отмечалось, содержание обучения чрезвычайно сложно, естественно, что и методы усвоения этого содержания чрезвычайно многообразны. Классификация дидактических методов является одной из сложных проблем теории обучения. Делались попытки классифицировать эти методы на основе самых разнообразных критериев. Так, на основе критерия в виде источника знаний методы обучения подразделялись на вербальные, наглядные, электронно-информационные, предметно - практические и т.д. На основе критерия характера познавательной деятельности обучаемых дидактические методы делились на репродуктивные и продуктивные и т.п. Однако все эти классификации оказались мало полезными для педагогической практики.
Введение………………………………………………………………………...…..2
Классификация методов обучения…………………………………………….…..3
Сущность и содержание методов обучения………………………………..……..6
2.1. Словесные методы………………………………………………………….……..6
2.2. Работа с учебником и книгой……………………………………………………..9
2.3. Наглядные методы………………………………………………………………..10
2.4. Практические методы……………………………………………………….……11
2.5. Видеометод…………………………………………………………………….….13
Заключение……………………………………………………..………………….15
Список литературы………………………………
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.
2.5. Видеометод.
Видеометод сформировался в связи с массовым проникновением в практику работы учебных заведений многообразных аудиовизуальных технических средств, в том числе компьютеров, а также в связи с возможностью выхода в Интернет с его неограниченными информационными возможностями. Эти средства могут выполнять весь комплекс дидактических функций: сообщения знаний, повторения, контроля. Речь, по сути дела, идет о новой комплексной дидактической технологии.
Эффективность видеометода связана с воздействием наглядных образов, дидактическая роль которых может быть реализована только при условии их сочетания с упражнениями, тестами, также представленными в электронном виде. Очевидно, что эффективность видеометода зависит во многом от качества программного материала видеопособий, создание которых может быть только результатом совместных усилий преподавателей и специалистов по компьютерным технологиям. Поэтому использование видеометода предъявляет к преподавателю повышенные требования по овладению современной видео- и компьютерной техникой с тем, чтобы сотрудничать со специалистами-электронщиками и уметь оказывать консультативную помощь обучаемым в процессе их самостоятельной работы с соответствующей техникой. Вместе с тем и специалисты-электронщики, участвующие в создании программного обеспечения учебного процесса, должны овладеть знанием основ дидактики.
Видеометод при всех его достоинствах нельзя абсолютизировать. Опыт его использования обнаружил и его недостатки: дисплей компьютера слабо стимулирует развитие навыков живой речи, абстрактного мышления, творчества, самостоятельного исследования. Поэтому его использование становится эффективным при условии сочетания с другими, традиционными методами обучения.
Метод обучающей игры основывается на особой любви человека к различного рода играм. Его поэтому иногда определяют как Homo ludens- человек играющий. По мнению французского философа Ж.-П. Сартра (1905-1980), «человек должен выбирать: быть ничем или играть». Количество игр, изобретенных человеком, бесконечно разнообразно. Играют не только дети, но и старые люди. Наряду с развлекательными и спортивными, игры используются и как метод умственного развития, в форме обучающих, деловых игр.
Сущность обучающей игры — моделирование, имитация тех или иных реальных ситуаций. В упрощенном виде в игре воспроизводится, моделируется действительность, а действия участников имитируют реальные действия.
Главное назначение метода — стимулировать познавательный процесс на основе предоставления в игре каждому из его участников роли активного преобразователя действительности. Интерес к игровому методу усилился в последние десятилетия, когда в школу стали проникать компьютеры, способные моделировать сложные ситуации. Компьютерные игровые программы эффективно решают проблемы поддержания интереса к учебе, создавая условия увлекательного соревнования человека с машиной, контролируя качество обучения.
Оптимальным является такой выбор методов, который опирается на требования теории обучения о соответствии методов содержанию обучения, особенностям контингента обучаемых, количеству учебного времени и т.п. Вместе с тем, руководствуясь теорией, не следует забывать, что обучение — дело творческое, в котором многое зависит от накопленного опыта, личных способностей и склонностей преподавателя, а также от имеющихся в наличии средств обучения.